Домой / Дымоход / Страховые взносы и ндфл с оплаты труда иностранных работников. Удержание ндфл с иностранцев Когда нерезидент становится резидентом

Страховые взносы и ндфл с оплаты труда иностранных работников. Удержание ндфл с иностранцев Когда нерезидент становится резидентом

,

Для иностранных работников в России установлены специальные налоговые ставки. На практике у бухгалтеров возникают трудности с определением статуса иностранного работника, расчетом НДФЛ и сбором правильных документов.

Как определить статус налогоплательщика

Чтобы определить статус налогоплательщика надо установить время пребывания сотрудника на территории России. Для этого запросите документы, в которых фиксируется дата пересечения им границы или подтверждается период, в течение которого он пробыл в России. Налоговым резидентом считается сотрудник, который в течение 12 месяцев, следующих подряд, фактически находится на территории России 183 календарных дня и более.

Период пребывания в стране отсчитывайте начиная со дня прибытия (въезда) сотрудника в Россию. Дни отъезда и возвращения также включите в количество дней пребывания в стране. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 7 октября 2010 г. № 03-04-06/6-245, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Поскольку в течение года налоговый статус сотрудника может измениться, контролировать фактическую продолжительность его пребывания в России нужно по состоянию на дату получения дохода (ст. 223 НК РФ). Если в течение календарного года (например, за январь-июль) продолжительность пребывания сотрудника в России достигла 183 дней, то до конца года его налоговый статус уже не изменится.

Обратите внимание, что период нахождения сотрудника в России не прерывается на периоды его выезда за границу:

  • для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
  • для исполнения трудовых или других обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Какие документы надо проверить бухгалтеру

Перечень документов, по которым можно установить, сколько дней сотрудник находился в России, законодательно не определен. Поэтому это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения сотрудника в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:
  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.
Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств - участников Таможенного союза), при определении налогового статуса учитывать не нужно: они не могут подтверждать продолжительность пребывания на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

К примеру, на работу устроился сотрудник, а отметка в паспорте отсутствует, то в качестве доказательства пребывания в России могут приниматься другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, документы с отметкой о регистрации по местожительству. Для работающих сотрудников доказательством пребывания в России могут быть табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей (письма Минфина России от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 6 сентября 2016 г. № ОА-3-17/4086).

Кроме того по поводу отметок о регистрации по месту жительства финансисты и налоговики пришли к различным мнениям. Так инспекторы считают, что документы с отметками о регистрации по местожительству (месту пребывания) можно принимать и засчитывать как время нахождения на территории России (письмо ФНС России от 6 сентября 2016 г. № ОА-3-17/4086), а финансисты пришли к другому выводу, что документы с отметкой о регистрации сами по себе не могут подтвердить, сколько времени сотрудник находился в России (письмо Минфин России от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782). Чтобы избежать разногласий с проверяющими, дополнительно попросите у сотрудника другие документы, которые могут подтвердить время его пребывания в России.

Если сотрудник по каким-то причинам не представит документы, подтверждающие срок его пребывания в России, то можно удержать с его доходов налог по ставкам, установленным для нерезидентов.

Вопрос от бухгалтера: «В связи с окончанием срока действия разрешения на пребывание в России он увольняется и выезжает из страны. В следующем году он вновь въезжает в Россию и устраивается на работу. Прерывается ли 12-месячный период для определения налогового статуса иностранца? ».

Ответ: Нет, не прерывается. Законодательством установлен единый порядок определения налогового статуса плательщиков НДФЛ. Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. Такое правило действует независимо от наличия (расторжения, повторного заключения) трудового договора с сотрудником или от причин, по которым сотрудник покидал территорию России.

Вопрос от бухгалтера: «Нужно ли при определении статуса сотрудника (резидент или нерезидент) учитывать дни его нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом? ».

Ответ: Нет, не нужно. Выезжая за границу по служебным (личным) обстоятельствам, сотрудник покидает территорию России. А при определении статуса налогового резидента нужно учитывать только дни фактического пребывания в России.

Ситуация из практики: как определить налоговый статус сотрудника, которого направляли в загранкомандировку. К примеру, работа гражданина Латвии А.С. Павлова связана с командировками. В течение года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней. Кроме того, сотрудник выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел за границей - 184 дня (160 дн. + 24 дн.), на территории России - 181 день (365 дн. - 184 дн.), то есть менее 183 дней. Такого сотрудника нельзя признать налоговым резидентом России. Поэтому в отчетном году с его доходов надо удерживать НДФЛ по ставке 30 процентов.

Какие ставки НДФЛ применять для иностранных граждан

Налоговая ставка зависит от того является ли иностранный работник налоговым резидентом РФ или нет. Основная налоговая ставка для доходов, получаемых налоговыми резидентами РФ от источников на территории РФ и за ее пределами, равна 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Эта же ставка распространяется и на доходы получаемые некоторыми нерезидентами (п. 3 ст. 224 НК РФ). Какие ставки надо применять к иностранным гражданам, приведены в таблице:

Исключение составляют случаи, предусмотренные международными договорами об избежании двойного налогообложения (ст. 7 НК РФ). Например, с доходов от использования авторских прав, полученных гражданами Украины, удержите НДФЛ по ставке 10 процентов (ст. 12 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины от 8 февраля 1995 г.). При этом получатель доходов должен представить документы, подтверждающие его постоянное местопребывание в Украине (статус налогового резидента) (письмо ФНС России от 17 апреля 2006 г. № 04-1-04/215).

Кроме того, рассчитывая НДФЛ с оплаты труда иностранных работников важно учитывать, что стандартные налоговые вычеты применяются только в отношении доходов налоговых резидентов. То есть, если работник не является налоговым резидентом, то указанные вычеты ему не положены.

НДФЛ по иностранцам, работающим по патентам

Работодатели могут принимать на работу безвизовых иностранцев достигших возраста 18 лет, при наличии у них патента (п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Чтобы получить патент и работать по нему, в течение 12 месяцев иностранцу нужно ежемесячно уплачивать фиксированные авансовые платежи по НДФЛ (п. 2 ст. 227.1 НК РФ). Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы ФМС не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со следующего в котором уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.

Размер фиксированных авансовых платежей составляет 1200 рублей в месяц (п. 2 ст. 227.1 НК РФ). Размер платежей подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на очередной финансовый год. На 2017 год коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,623 (приказ Минэкономразвития России от 03 ноября 2016 № 698), поэтому в 2017 году применяйте авансовый платеж в сумме 1947,6 руб. (1200 руб. х 1,623).

В практике встречаются случаи, когда уплата НДФЛ в виде авансовых платежей для получения (продления) патента производится в разных налоговых периодах, в таких случаях применяйте коэффициенты-дефляторы, установленные на дату совершения платежа (письмо Минфина РФ от 02 февраля 2016 г. № 03-04-06/4981).

К примеру, иностранному гражданину в 2016 году авансовые платежи по НДФЛ уплачены с применение коэффициента дефлятора, установленные на 2016 год, действия патента истекает в 2017 году. В таком случае пересчитывать сумму авансовых платежей по НДФЛ с учетом коэффициента - дефлятора, установленного на 2017 год не нужно.

Для зачета авансов по НДФЛ работнику нужно написать заявление. Утвержденной или рекомендуемой формы такого заявления нет. Работник пишет его в произвольной форме. К заявлению сотрудник прикладывает копию документа об уплате аванса по НДФЛ. Пока работник не представит заявление, бухгалтер не может зачесть уплаченный аванс по НДФЛ уплаченный аванс нельзя. Примерный образец заявления приведен ниже.

Для зачета аванса по НДФЛ нужно иметь не только заявление работника. Организация должна получить от своей налоговой инспекции специальное уведомление. Для этого нужно направить в налоговую инспекцию заявление. Рекомендуемая форма заявления приведена в приложении № 1 к письму ФНС России от 19 февраля 2015 г. № БС-4-11/2622. В заявлении работодатель может указать одного работника или приложить к заявлению список работников. Такое заявление можно подавать один раз в течении налогового периода, то есть в течении года. Инспекция обязана выдать компании уведомление в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от нее заявления (абз. 4 п. 6 ст. 227.1 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Обратите внимание, если на последний день месяца, за который работнику выплачивается доход, компания не получила уведомления от налоговой инспекции, удержите и перечислите всю сумму НДФЛ с заработка работника.

НДФЛ с доходов граждан Евразийского союза

К членам Евразийского союза нужно относить работников из следующих республик: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Киргизская Республика (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.). Доходы, полученные за работу в Российской Федерации, полученные физическими лицами - налоговыми резидентами указанных республик облагайте по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы (ст. 72 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.). При трудоустройстве на работу из указанных республик не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами РФ. То есть работник должен быть не просто гражданином государства - члена ЕАЭС, а налоговым резидентом этого государства-члена (лицом с постоянным местопребыванием), в этом случае применяйте ставку 13% (письме Минфина России от 21 марта 2017 г. № 03-04-05/16283).

Что касается стандартных налоговых вычетов, то граждане государств - членов договора смогут их получать только после того как станут налоговыми резидентами Российской Федерации (письмо Минфина от 9 апреля 2015 г. № 03-04-06/20223).

Пример. Гражданин Республики Казахстан А. С. Спирин приехал в Россию 1 марта 2017 года, сразу же устроился на работу в организацию. Его доходы начиная с 1 марта 2017 г. облагаются по ставке 13%. При этом он не имеет право на получение налоговых вычетов, поскольку не является налоговым резидентом России. У А.С. Спирина есть ребенок. С 25 апреля (при условии, что работник не будет выезжать за пределы России) А.С. Спирин становится налоговым резидентом РФ. Таким образом, начиная с апреля, А.С. Спирин имеет право на получение стандартного налогового вычета на ребенка в размере 1,4 тыс. руб. ежемесячно.

Спорные ситуации из практики

Как пересчитать НДФЛ, когда сотрудник получил статус резидента России

Гражданин Абхазии А.С. Захаров работает в бюджетном учреждении «Эльбрус». С января по март 2017 года А.С. Захаров был нерезидентом РФ. За этот период ему начислили зарплату 100 000 руб. С этого дохода бухгалтер удержал и перечислил в бюджет НДФЛ по ставке 30 процентов - 30 000 руб. В апреле 2017 г. А.С. Захаров получил статус резидента. За апрель ему начислили зарплату в общей сумме 50 000 руб., НДФЛ по ставке 13 процентов - 6 500 руб. Весь налог бухгалтер зачел из переплаты, которая образовалась после перерасчета. Остаток переплаты в сумме 23 500 руб. (30 000 руб. - 6 500 руб.) А.С. Захаров вернет через налоговую инспекцию, представив декларацию по форме 3-НДФЛ и документы, подтверждающие получение им статуса резидента РФ (письмо Минфина России от 3 октября 2013 г. № 03-04-05/41061).

Нужно ли информировать налоговую инспекцию о доходах, выплаченных иностранцам. По условиям международного договора. НДФЛ с выплат не удерживали.

Да, нужно. Причем о каждой выплате инспекцию необходимо информировать отдельно. Выплатив не облагаемый налогом доход иностранцу, организация должна подать сведения об этом в налоговую инспекцию по своему местонахождению. Сделать это нужно в течение 30 рабочих дней после выплаты дохода. Типового образца для таких сведений нет, поэтому информацию можно подать в произвольной форме. Или использовать в качестве шаблона форму 2-НДФЛ. В справке обязательно укажите паспортные данные иностранца и приложите к ней официальное подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства (если оно есть). К примеру, резидент Азейбарджана К.М. Сергеев получал от организации доходы, которые в соответствии с международным договором не облагаются НДФЛ в России. Даты выплаты доходов - 29 февраля и 31 марта 2016 года. Сведения о выплаченных доходах организация должна подать в налоговую инспекцию не позднее 13 апреля и 17 мая 2016 года соответственно (п. 7-8 статьи 232 Налогового кодекса РФ).

По какой ставке удерживать НДФЛ с отпускных, выплаченных иностранному высококвалифицированному специалисту. Сотрудник не является налоговым резидентом.

НДФЛ удержите по ставке 13 процентов. Все доходы высококвалифицированных специалистов от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов. Причем независимо от их налогового статуса (резидент или нерезидент). Доходы, связанные с трудовой деятельностью, - это не только зарплата, но и другие выплаты, обусловленные трудовым договором. Таким образом, отпускные хотя и не являются вознаграждением за труд, они непосредственно связаны с выполнением трудовых обязанностей. Поэтому НДФЛ с отпускных нужно удерживать по ставке 13 процентов независимо от налогового статуса высококвалифицированного специалиста. Такую же ставку применяйте при расчете НДФЛ с компенсации за неиспользованный отпуск, которую выплачиваете высококвалифицированному специалисту при увольнении. письмах Минфина России от 23 мая 2016 г. № 03-04-06/29406, № 03-04-06/29401).

Раньше позиция финансистов была иная. Отпускные не относятся к доходам от трудовой деятельности. А значит, НДФЛ с этих доходов нужно удерживать по ставке 30 процентов. Однако с выходом новых писем прежние разъяснения больше не актуальны. (Письмо Минфина России от 4 июля 2014 г. № 03-04-06/32423, от 8 июня 2012 г. № 03-04-06/6-158).

По какой ставке удержать НДФЛ с авторских вознаграждений нерезидентам - иностранным гражданам, являющимся высококвалифицированными специалистами. Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и страной проживания специалиста нет.

НДФЛ удержите по ставке 30 процентов. По общему правилу выплаты иностранным гражданам, которые признаются высококвалифицированными специалистами, облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов независимо от их налогового статуса. Ставку 13 процентов применяют в отношении доходов, которые работник получает от трудовой деятельности на основании трудового договора. Договор о передаче авторских прав является гражданско-правовым договором на передачу имущественных прав (ст. 1226, 1234, 1235, 1285, 1286, 1288 ГК РФ). Он не относится ни к трудовому договору, ни к гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг). Поэтому с авторского вознаграждения таких граждан-нерезидентов удержите НДФЛ по ставке 30 процентов (письмо Минфина России от 29 июня 2011 г. № 03-04-06/6-154).

По данным органов статистики и миграционной службы, в России наблюдается ежегодный прирост трудовых мигрантов. Усугубила ситуацию и обстановка на Украине, повлекшая за собой поток беженцев из этой страны. Принимая иностранных граждан на работу, компания должна не только учесть особенности их трудоустройства, но и знать, какие последствия ожидают ее в области обложения доходов таких работников НДФЛ и страховыми взносами. Наша статья поможет не допустить ошибок.

Три категории

Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Основание — п. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ.

Пенсионный фонд

Согласно п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами являются в том числе иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ.

Для временно пребывающих в России иностранных граждан работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных иностранцев. Об этом сказано в ч. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ. Страховые взносы в ПФР с оплаты труда иностранных работников начисляются в размере 22%, пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов. После достижения этой величины ставка в отношении суммы превышения становится равной 10% (ч. 2 ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ). В 2015 г. эта предельная величина равна 670 000 руб. (постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316).

Если у иностранного работника нет страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, то работодателю придется его оформить (ст. 15 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Страхование от несчастных случаев

Как сказано в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», такому страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. В пунк­те 2 этой же статьи сказано, что действие данного закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Соответственно, все начисления иностранному работнику от работодателя по трудовому договору являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и включаются в базу для начисления таких страховых взносов на основании п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.

Страховые взносы для союзников

Особенности начисления обязательных страховых взносов в отношении работаю­щих в России граждан Белоруссии, ­Казахстана и Армении Минтруд России разъяснил в письме от 13.03.2015 № ­17-3/ООГ-268.

Специалисты трудового ведомства указали, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данными законами, то применяются правила международного договора РФ (ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ, ст. 2 Закона № 326-ФЗ и ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное страхование (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом п. 5 ст. 96 Договора определено, что социальное обеспечение означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Таким образом, с 1 января 2015 г. доходы граждан указанных выше государств, временно пребывающих в РФ и работаю­щих в российских компаниях по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами в ФСС России и ­ФФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан РФ. Соответственно, с этого года указанные иностранцы получают право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории России.

Не так все просто с пенсионными отчислениями. В пунк­те 3 ст. 98 Договора определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов регулируется законодательством государства постоянного проживания или в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. Однако по поводу начисления страховых пенсионных взносов в Договоре ничего не сказано.

Специалисты Минтруда России делают из этого вывод, что в отношении граждан Белоруссии, Казахстана и Армении должно действовать законодательство страны трудоустройства. Иначе говоря, если они работают в России, то российского. А это означает, что в силу п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ на оплату их труда должны начисляться взносы в ПФР.

К категории нерезидентов относятся физические лица, которые в течение 12 месяцев, следующих подряд, пребывали на территории РФ менее 183 дней, не считая краткосрочных, менее полугода, выездов за границу с целью лечения, обучения и работы на морских углеводородных месторождениях (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом гражданство физлица значения не имеет. Если источник получаемых физлицом доходов находится в России, НДФЛ нерезидент должен уплачивать в бюджет РФ. Работодатель ведет отсчет времени для определения резидентства в обратном порядке с даты, когда возник налогооблагаемый доход. Для подтверждения длительности нахождения в территориальных границах РФ можно ориентироваться на отметки в паспорте о пересечении границ.

Ставка НДФЛ для нерезидентов

НК РФ в п. 3 ст. 224 перечислены возможные ставки для налогообложения разных видов доходов нерезидентов:

    базовый уровень ставки налога равен 30%;

    если доходы представлены дивидендами от участия в капитале российских фирм, ставка налога снижается до 15%;

    если нерезидент-иностранец работает на основании патента по найму и сфера его должностных обязанностей не связана с коммерческой деятельностью (например, выполнение текущих работ по дому у нанимателя), либо он оформлен в качестве наемного работника в организации, у ИП, или лица, занимающегося частной юридической практикой - доходы будут облагаться по тарифу 13%;

    трудовой доход нерезидента – высококвалифицированного специалиста облагается по ставке 13%;

    стандартная ставка 13% будет применяться в отношении нерезидентов, которые могут подтвердить статус участника госпрограммы переселения соотечественников;

    нерезиденты, которые являются членами экипажей на судах, выполняющих рейсы под российским флагом, должны через своих налоговых агентов оплачивать НДФЛ по ставке 13%;

    правило о 13% по подоходному налогу применимо и к беженцам.

При продаже имущества нерезидент РФ НФДЛ платит по ставке 30% (независимо от периода владения недвижимостью и гражданства). Отсутствие привязки к минимальному периоду нахождения продаваемых активов в собственности к налоговым льготам характерно только для нерезидентов.

Возврат НДФЛ налоговому нерезиденту, ставшему резидентом

Резидентство работодатель должен перепроверять по состоянию на каждую дату фактического получения дохода работником согласно ст. 223 НК РФ (такие рекомендации приведены в Письме Минфина от 20.04.2012 г. № 03-04-05/6-534, письме ФНС от 06.09.2016 № ОА-3-17/4086). Если в течение 12 месяцев от указанной даты по совокупному количеству дней, проведенных на территории РФ, у нерезидента накопилось 183 дня и более, он переходит в группу налогоплательщиков, признаваемых резидентами. Следует учесть, что данные 12 месяцев могут начаться в одном налоговом периоде, а завершиться в другом. Дни пребывания в границах РФ окончательно уточняются по истечении налогового периода (календарного года), т.к. НДФЛ рассчитывается в целом за календарный год. Эти периоды могут прерываться выездами за границу, главное, чтобы суммарное количество дней, когда человек был в России, в течение налогового периода оказалось выше законодательного лимита. При анализе продолжительности выездных интервалов дни отъезда и приезда в РФ засчитываются в периоды пребывания в РФ (письмо ФНС России от 31 марта 2009 г. № 3-5-04/345).

Подтвердить даты приезда или отъезда можно в т.ч. следующими документами:

    отметками в загранпаспорте;

    записями в миграционной карте;

    билетами на транспорт (авиа, ж/д);

    квитанциями по оплате услуг по проживанию в гостинице;

    справками от предыдущих нанимателей;

    командировочным удостоверением.

При смене статуса нерезидента на резидента налоговые удержания по НДФЛ работодатель должен пересчитать с начала года. Например, если смена статуса произошла в июле, за период с января по июнь работодатель удерживал НДФЛ с нерезидента по ставке 30%. К заработной плате июля уже должна быть применена ставка 13% (как для налогового резидента). При этом дополнительное обязательство работодателя – сделать перерасчет за истекшие месяцы. Необходимость этой операции обусловлена несколькими факторами:

    по резидентам налог исчисляется при каждой выплате, но расчет ведется не от текущей суммы дохода, а от накопленных с начала года начислений, полученный результат налогового обязательства корректируется на уже оплаченный налог;

    пока человек находится в статусе нерезидента, он не может пользоваться налоговыми вычетами , при смене статуса у человека появляется такое право;

    использование разных методик расчета налога (без накопительного эффекта и с ним, без налоговых вычетов и с ними) по доходам нерезидентов и резидентов может стать причиной несовпадения размеров обязательств перед бюджетом.

За период до июля текущего года часть налога должна быть возвращена физическому лицу путем возмещения или зачета в счет будущих выплат. То есть когда удержания производились по ставке 30%, и в связи со сменой статуса перерасчет проводится по тарифу 13%, разница за истекшие месяцы должна быть возмещена работнику. Возврат излишне уплаченного за налогоплательщика налога в связи со сменой налогового статуса сотрудника, не зачтенный налоговым агентом в счет последующих выплат, осуществляется налоговым органом. Для этого физическое лицо после окончания налогового года подает в ФНС декларацию о доходах и заявление на возмещение переплаты с документами, подтверждающими резидентство.

НДФЛ при работе по патенту

НДФЛ при работе иностранца по трудовому патенту удерживается по особому алгоритму. Иностранное лицо, которое приобретает патент, обязано погасить его стоимость посредством авансовых платежей. После трудоустройства с заработной платы такого сотрудника будет удерживаться подоходный налог. Его суммы можно уменьшить на размер уплаченных фиксированных взносов по патенту (п. 6 ст. 227.1 НК РФ). Для работодателя основанием для корректировок по налоговым удержаниям является заявление самого работника и уведомление из ФНС (работодателю для его получения нужно обратиться в инспекцию с заявлением).

КБК по НДФЛ нерезидентов

При уплате налога с доходов резидентов и нерезидентов в платежной форме указывается одинаковый код КБК – 182 1 01 02010 01 1000 110.

Если же речь идет о доходах сотрудников, работающих по патенту и уплачивающих фиксированные взносы, КБК НДФЛ нерезидентов указывают следующий: 182 1 01 02040 01 1000 110.

Кто такой "налоговый резидент" и чем он отличается от налогового нерезидента

В этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с , а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую недвижимость , автомобиль, ювелирные изделия и др.).

Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял - кто такие налоговые нерезиденты и как это определить - ведь в Налоговом кодексе РФ (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия "налоговый резидент", ни понятия "налоговй нерезидент"

налоговый нерезидент - это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года .

Примечание : приведен порядок определения статуса налогового резидента РФ, исходя из положений Налогового кодекса РФ. Между тем в силу ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров . Это означает, что международное соглашение может в том числе устанавливать иной порядок определения резидентства. В качестве примера в Письме ФНС России от 01.10.2012 N ОА-3-13/3527@ приведены:

    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 05.12.1998 (статья 4);

    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" от 08.02.1995 (статья 4).

(! ) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ до 2017 года не содержал.

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий - время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. - гражданство) никакого значения не имеют. При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ. лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

  • обучения;

    исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Примечание : важно отметить, что основанием для учета периода краткосрочного обучения или лечения за границей в количестве дней нахождения на территории РФ является цель выезда: краткосрочное обучение или лечение. Если же физическое лицо находилось за границей с иными целями и в этот период прошло там обучение (лечение) длительностью до шести месяцев, дни обучения (лечения) в период нахождения в РФ не включаются. В частности, подобные разъяснения в отношении краткосрочного обучения можно найти в Письме Минфина России от 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128.

Документами, подтверждающими нахождение физического лица за пределами Российской Федерации для лечения или обучения, могут являться договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение), справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения), с указанием времени проведения лечения (обучения), а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (Письмо Минфина РФ от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях лечения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (лечебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными медицинскими учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 27.05.2016 № ОА-3-17/2417@, от 10.06.2016 N ЗН-3-17/2619@).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях обучения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными образовательными учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 15.10.2015 N ОА-3-17/3850@).

Головоломкой является ответ на вопрос о налоговом статусе и для тех лиц, которые собираются на длительное время уехать из России в командировку или на ПМЖ, в связи с чем продают свое имущество - квартиру, землю, дом, гараж, автомобиль и другое имущество.

А ведь это принципиальный для любого человека вопрос, от которого зависит какой налог должен удерживаться с дохода такого лица (налог на доходы физических лиц или НДФЛ) - 13% или 30%, ведь разница в 2,3 раза очень существенная.

Разъяснений о том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также не говорится о том, в каком порядке это следует делать налоговым агентам .

А если учесть, что как само налоговое законодательство, так и мнение Минфина РФ и ФНС РФ меняются как погода в сентябре, то становится грустно.

Порядок определения статуса "налоговый резидент - нерезидент" или как посчитать период в 12 месяцев и 183 дня при определении статуса физического лица

Что же означает практически пребывание "не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев"?

Практически это означает, что:

    наличие или отсутствие гражданства РФ никакого значения для определения статуса налогового резидента (нерезидента) не имеет (т.е. как налоговыми резидентами, так и нерезидентами могут быть и граждане РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства);

    учитывается любой непрерывный 12-месячный период, который может начаться в одном году, а закончиться - в другом (это актуально для выплаты зарплаты нерезидентам);

    окончательный статус налогоплательщика определяется по окончании календарного года (п. 3 статьи 225 НК), поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год .

    Примечание : Доходы в связи с работой по найму, осуществляемой в РФ гражданами государств - членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению НДФЛ с применением налоговой ставки 13% начиная с первого дня их работы на территории РФ. При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде. Если по итогам налогового периода сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 дней), их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению НДФЛ по ставке в размере 30% (письмо Минфина России от 27 февраля 2019 г. № 03-04-06/12764).

183-дневный период определяется путем сложения всех календарных дней, в которые налогоплательщик находился в России в течение 12 идущих подряд месяцев.

В этот 183-дневный срок включаются и день въезда в РФ и выезда из России. Этот вывод подтверждают и разъяснения ФНС , изложенные в Письме ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@.

Здесь же надо обратить внимание на то, что 183-дневный период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения налогоплательщика.

Примечание : хотя:

предлагаем исходить из:

По указанным причинам для определения статуса предлагаю:
  • исходить из приведенного выше определения статуса налогового резидента (нерезидента);
  • п. 3 статьи 225 НК, в соответствии с которым налоговым периодом для НДФЛ является календарный год ;
  • обращаться (письменно) в ФНС по месту своего жительства (пребывания) или месту нахождения недвижимого имущества.

Нашу точку зрения подтвердил и Минфин РФ, который в своем Письме от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009 запретил применять письма, в которых изложена эта позиция, поскольку она противоречит налоговому законодательству,

Особенности статуса "налоговый нерезидент"

Наличие статуса "налоговый нерезидент РФ" имеет следующее особенности:

    лица, не являющиеся налоговым резидентами РФ, являются плательщиками НДФЛ только по доходам, полученным от источников в РФ ;

    определение статуса налогового резидента производится на каждую дату выплаты дохода (это правило актуально при выплате регулярного дохода (заработная плата и иные регулярные платежи) и направлено на то, чтобы не удерживать лишний налог с того момента, когда физ.лицо стало налоговым резидентом);

    возврат излишне уплаченного налога (НДФЛ) теперь можно получить только по окончании календарного года и только через налоговую инспекцию;

    Примечание : правло действует, если имущество продано до 31 декабря 2018 года. С 01.01.2019 такие доходы освобождаются от уплаты НДФЛ.

Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) для налоговых резидентов и нерезидентов

С доходов, которые физическое лицо получило установлены следующие ( НК):

    для налоговых резидентов - 13%;

    для налоговых нерезидентов - 30%.

Для налоговых нерезидентов, которые являются с 1 июля 2010 года доходы от осуществления трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13%.

По мнению ФНС РФ, ставка 13% применяется в том случае, если соответствующие выплаты предусмотрены трудовым или гражданско-правовым договором. Иные выплаты, производимые в пользу иностранных высококвалифицированных специалистов (материальная помощь, подарки и т.д.), должны облагаться НДФЛ по налоговой ставке в размере 30%.

Налоговые ставки по НДФЛ для граждан Республики Беларусь, работающих в России и граждан РФ, работающих в Белорусии

Подтверждение нахождения в Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется в общем порядке с учетом положений Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006 (далее - Протокол).

Согласно статье 1 Протокола вознаграждение, получаемое гражданином РФ или Республики Беларусь в отношении работы по найму, если (к примеру) между организацией и гражданином Республики Беларусь заключен трудовой договор , предусматривающий его нахождение на территории России не менее 183 дней , доходы такого работника организации, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов с даты начала работы по найму .

Этот вывод подтверждают и разъяснения Минфина РФ (к примеру, Письма Минфина РФ от 14.04.2011 № 03-04-05/6-259, от 21.02.2011 № 03-04-05/6-112).

Удержание налога по более высокой ставке и его перерасчет производятся, только если трудовая деятельность белорусского работника на территории России была прекращена (т.е. трудовой договор был расторгнут) до истечения 183 дней. В этом случае обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физлицом самостоятельно - налоговый агент не обязан доудерживать сумму налога из его доходов. Пени и штрафы в этих случаях не начисляются.

Доходы по договору гражданско-правового характера приравнивается к работе по найму, поэтому налоговый агент удерживает НДФЛ с дохода, выплачиваемого такому гражданину страны - члена ЕАЭС, по ставке 13% с первого дня его работы в России (Письмо Минфина России от 17.07.2015 № 03-08-05/41341).

налоговой декларации патента статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения граждан Украины

Между Правительствами России и Украины заключено Соглашение от 08.02.1995 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" (далее - Соглашение).

По условиям пункта 1 статьи 15 Соглашения доходы граждан Украины от работы по найму в России облагаются НДФЛ в России . Но если гражданин Украины проработал в России в общей сложности менее 183 календарных дней течение календарного года , то его доходы подлежат налогообложению на Украине .

Для этого (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ) работнику - гражданину Украины следует представить работодателю и в налоговый орган, где работодатель состоит на налоговом учете, подтверждение своего постоянного местопребывания на территории Украины, выданное налоговыми органами Украины.

получившими временное убежище на территории России,

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента , выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения для граждан Республики Казахстан

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал", далее - Конвенция.

Статьей 15 Конвенции предусмотрено, что вознаграждение, получаемое резидентом Республики Казахстан в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации, облагается налогом только в Республике Казахстан , если:

    Получатель находится в России в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;

    Вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом России ;

    Вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в России.

В переводе с русского на понятный это означает, что если гражданин Республики Казахстан живет и работает в России меньше 183 дней в календарном году или зарплату платит налоговый нерезидент РФ, то зарплата за выполнение трудовых обязанностей (т.е. - по трудовому договору) не облагается налогом на доходы физических лиц () в России, а подлежит налогообложению в Республике Казахстан.

Для освобождения от уплаты НДФЛ в России с доходов (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ), необходимо представить официальное подтверждение того, что гражданин Республики Казахстан является ее налоговым резидентом.

Подобные соглашения (конвенции) об устранении двойного налогообложения также заключены с Киргизией, Таджикистаном и некоторыми другими государствами.

Согласно положениям статьи 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (вступил в силу 01.01.2015) доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации (разъяснения, данные в Письме Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 и Письме ФНС России от 10.02.2015 N БС-4-11/1561@ "О налогообложении доходов от работы по найму, полученных гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, в связи с вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года").

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента , выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения доходов граждан Армении

Из положений пункта 2 статьи 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество от 28.12.1996 следует, что доходы, выплачиваемые резиденту Армении российским нанимателем, могут облагаться налогом в Российской Федерации.

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском Экономическом Союзе. Из положений статьи 73 этого Договора следует, что с 01.01.2015 доходы, выплачиваемые российскими работодателями, в том числе физическими лицами, гражданам Армении по трудовым договорам, облагаются в России по ставке 13 процентов независимо от налогового статуса получателей этих доходов, если работа выполняется ими на территории России.

Особенности налогообложения доходов граждан Киргизии

12 августа 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Киргизии к Евразийскому экономическому союзу, а это означает, что киргизские граждане:

  • могут работать в России без трудового патента ;
  • продолжительность временного пребывания (проживания) трудящихся-мигрантов из Киргизии и членов их семей на территории нашей страны определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем. В случае расторжения этих договоров по истечении 90 суток с даты въезда в Россию киргизские граждане вправе без выезда в течение 15 дней заключить новый договор;
  • с 20 июля 2015 года прибывшие для работы в Россию трудящиеся-мигранты, а также члены их семей освобождены от обязанности вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда. При въезде в Россию по документам, допускающим проставление отметок о пересечении госграницы, граждане Киргизии освобождаются от заполнения миграционной карты при условии, что срок их пребывания не превысит 30 суток с даты въезда;
  • киргизские трудящиеся-мигранты освобождены от прохождения процедуры признания документов об образовании, выданных в их стране.

ФНС России в своем Письме от 27.08.2015 N ЗН-4-11/15078"О налогообложении доходов физических лиц" разъяснил , что:

Порядок возврата НДФЛ нерезиденту при смене статуса в течение года

С 1 января 2011 года порядок возврата НДФЛ при смене статуса в течение календарного года принципиально изменился - теперь:

Важно знать, что перерасчет и последующий возврат НДФЛ происходит только за тот год, в котором у налогоплательщика изменился статус и он стал налоговым резидентом. Например, он приехал в Россию в сентябре 2013 года и сразу (в сентябре) устроился на работу. Через 6 месяцев (с апреля 2014 года) такой работник стал налоговым резидентом. В такой ситуации этот налогоплательщик может расчитывать на возврат излишне уплаченного НДФЛ.

Таким образом, с 1 января 2011 года введен специальный порядок возврата сумм НДФЛ в связи с перерасчетом налога с доходов физического лица после приобретения им статуса налогового резидента РФ.

Такой пересчет осуществляется налоговым органом по месту постановки налогоплательщика на учет по окончании налогового периода при подаче следующих документов:

На основании этих документов налоговый орган обязан принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 231 НК).

Воспользоваться такими рекомендациями или нет - решать Вам. Но надо иметь в виду, что такакя ситуация называется Вашим налоговым риском , т.е. тот, кто рекомендует - ничем не рискует, а ответственность за реализацию таких ремоендаций будет нести налоговый агент.

Необходимые документы, обосновывающие и подтверждающие статус налогового резидента или нерезидента

Должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента или нет, в Налоговом кодексе РФ нет ни слова - это было бы забавно, если бы не выбор между ставками в 13% и 30% по доходам. А ведь это очень важный вопрос в том числе и для бухгалтера, так как организация как налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с доходов, которые она выплачивает работникам, а так как ставки различны в 2,3 раза, то это очень существенный момент.

С 1 января 2011 г. налоговые агенты обязаны самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета данных о физических лицах и определять порядок отражения в них сведений. Такие регистры обязательно должны содержать данные, которые позволяют идентифицировать налогоплательщика, определить его статус, вид и сумму выплаченных ему доходов, предоставленных вычетов, даты выплаты дохода, удержания и перечисления налога, а также реквизиты платежного поручения (основание - пункт 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ).

Другими словами, чтобы обосновать правомерность применения того или иного порядка налогообложения доходов, нужно документально обосновать и подтвердить налоговый статус физического лица.

Поскольку конкретный перечень документов, которые обосновывали бы (подтверждали бы) налоговый статус налогоплательщика, ни Налоговым кодексом РФ, ни какими-либо иными нормативными документами до 2017 года не был установлен, такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев. Данный вывод подтверждают разъяснения ФНС (к примеру, Письмо ФНС России от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083).

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке подтверждения факта утраты физическим лицом - гражданином России статуса налогового резидента Российской Федерации и сообщает следующее.

Специальный порядок определения налогового статуса (резидентства) физического лица для целей применения законодательства Российской Федерации о контролируемых иностранных компаниях (КИК) не предусмотрен. В настоящее время это понятие раскрывается в главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) "Налог на доходы физических лиц". При этом положения этого пункта не содержат указания на начальные или конечные даты, относительно которых следует производить отчет 12-месячного периода, в пределах которого необходимо учитывать количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 N 01-СШ/19, направленному в адрес ФНС России, установление этого факта для целей применения главы 23 Кодекса связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год).

В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса, в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России, к которым относится и прибыль КИК. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.

Ставки НДФЛ установлены статьей 224 Налогового кодекса. С большинства доходов налоговых резидентов налог удерживают по ставке 13%.

Эта ставка применима и для некоторых нерезидентов, о чем сказано в пункте 3 статьи 224 Налогового кодекса:

  • высококвалифицированных иностранных специалистов;
  • беженцев (абзац введен Законом от 4 октября 2014 года № 285-ФЗ);
  • работников, являющихся гражданами стран – членов ЕАЭС.

При подсчете 183 дней пребывания на территории России в их количество не включается время нахождения за границей, кроме краткосрочных (менее шести месяцев) выездов для лечения и обучения – они включаются. Обязательное условие: сразу после окончания обучения или лечения работник должен вернуться в РФ (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128). Но если по договору с иностранным образовательным учреждением обучение длится более шести месяцев, не учитывается при подсчете дней нахождения человека в России весь период его обучения – нахождения за пределами РФ в целях этого обучения (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155). Все дни, когда человек лечился за рубежом или проходил обучение, должны быть подтверждены документально: договорами с медицинскими (образовательными) организациями или справками от них с указанием времени лечения (обучения), а также копиями паспортов физлица с отметками пограничного контроля.

Никаких ограничений по возрасту человека, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и видам заболеваний, странам, в которых граждане России могут обучаться или лечиться, не установлено (письмо ФНС России от 23 сентября 2008 г. № 3-5-03/529@).

Важным условием для того, чтобы периоды краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения были засчитаны в период нахождения человека на территории России, является цель поездки. Если он выезжал за рубеж с иной целью, но, находясь в иностранном государстве, прошел лечение (или обучение), эти дни включить в период, подтверждающий резидентство, не получится (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128).

При подсчете дней фактического пребывания человека в Российской Федерации за период следующих подряд 12 месяцев в него входит время до заключения трудового договора (письмо Минфина России от 27 ноября 2008 г. № 03-04-06-01/323). Но только в случае, если законность нахождения подтверждена документально. Если таких документов нет, подсчет 183 дней нахождения на территории РФ следует вести с первого дня работы иностранца в компании.

Обратите внимание

Иностранные работники из стран – членов ЕАЭС могут претендовать на получение налоговых вычетов (в том числе на детей) только после того, как приобретут статус налогового резидента РФ, - после полугода проживания в России (письмо Минфина РФ от 9 апреля 2015 г. № 03-04-06/20223).

Как пересчитать НДФЛ в связи с изменением резидентства

Так как налоговый статус работника в течение налогового периода может изменяться, его (статус) следует контролировать, поскольку от этого зависит ставка НДФЛ.

Относительно даты, на которую нужно определять налоговый статус работника налоговики дали разъяснение в письме ФНС от 6 сентября 2016 г. № ОА-3-17/4086. Это нужно делать на дату фактического получения дохода. Связано это с тем, что Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 113-ФЗ установил для доходов разных видов, облагаемых НДФЛ, разные даты их фактического получения.

Если статус иностранного работника изменился с резидента на нерезидента, в середине года пересчитывать налог, удержанный с начала года по ставке 13%, не нужно. Окончательный налоговый статус сотрудника в зависимости от времени его нахождения в РФ определяется по итогам налогового периода, тогда и следует пересчитать удержанный с начала года налог.


ПРИМЕР 1. РАСЧЕТ НДФЛ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ РЕЗИДЕНТСТВА

В январе, феврале, марте, апреле отчетного года иностранный работник с окладом 20 000 руб. в месяц был налоговым резидентом РФ. Из его доходов за эти месяцы бухгалтер удержал НДФЛ по ставке 13% общей суммой 10 400 руб. (20 000 руб. × 4 мес. × 13%).

При выплате дохода в мае бухгалтер установил, что статус работника поменялся на нерезидента. Поэтому за май НДФЛ с дохода работника был удержан по ставке 30% в сумме 6000 руб. (30% × 20 000 руб.).

В начале июня работник снова приобрел статус резидента РФ, и на 30 июня (дата начисления зарплаты за июнь) в этом статусе остался. Значит, за июнь НДФЛ рассчитывается по ставке 13% и составляет 2600 руб.

В июле статус работника снова поменялся на нерезидента и оставался таковым до конца года. За июль и до конца года НДФЛ с его доходов исчислялся по ставке 30% и за шесть месяцев (июль – декабрь) составила 36 000 руб. (20 000 руб. × 6 мес. × 30%).

В конце налогового периода НДФЛ, удержанный исходя из ставки 13%, за январь, февраль, март, апрель и июнь, следует пересчитать по ставке 30%.

Бухгалтер рассчитал сумму НДФЛ с выплаченной работнику заработной платы за декабрь. Поскольку на дату начисления дохода он не является налоговым резидентом РФ, НДФЛ удерживается по ставке 30% в размере 6000 руб. (20 000 руб. × 30%).

НДФЛ, удержанный из доходов работника по ставке 13% за январь, февраль, март, апрель, июнь, следует пересчитать по ставке 30%. Сумма НДФЛ к доплате в бюджет составила 17 000 руб. (20 000 руб. × 5 мес. × 30% – 20 000 руб. × 5 мес. × 13%).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет с доходов работника за декабрь, составляет 23 000 руб. (6000 руб. + 17 000 руб.). Удерживаемая сумма налога не может превышать 50% от денежной выплаты (п. 4. Ст. 226 НК РФ). Значит, при выплате дохода данному иностранному работнику за декабрь можно удержать НДФЛ в сумме 10 000 руб. (20 000 руб. × 50%).

Обратите внимание

Если гражданин государства – члена ЕАЭС, работающий по найму в российской организации, приобретает статус налогового нерезидента, НДФЛ, исчисленный с его доходов по общей ставке, пересчету по ставке 30% не подлежит (письмо ФНС России от 28 ноября 2016 г. № БС-4-11/22588@).