Домой / Двускатная крыша / Первый крестовый поход – второй, третий. Третий крестовый поход – кратко Сообщение про 3 крестовый поход

Первый крестовый поход – второй, третий. Третий крестовый поход – кратко Сообщение про 3 крестовый поход

3-й крестовый поход. Подготовка к походу

Весть о том, что совершилось на Востоке, получена была в Европе не сразу, и движение началось на Западе не раньше 1188 г. Первые известия о событиях в Святой Земле пришли в Италию. Для римского папы в то время не оставалось возможности колебаться. Вся церковная политика в XII столетии оказалась ложною, все средства, употребленные христианами для удержания Святой Земли, были напрасны. Необходимо было поддержать и честь церкви, и дух всего западного христианства. Невзирая ни на какие затруднения и препятствия, папа принял под свое покровительство идею поднятия Третьего крестового похода. В ближайшее время было составлено несколько определений, имевших целью распространить мысль о крестовом походе по всем западным государствам. Кардиналы, пораженные событиями на Востоке, дали папе слово принять участие в поднятии похода и проповедуя его пройти босыми ногами по Германии, Франции и Англии. Папа же решился употребить все церковные средства к тому, чтобы облегчить участие в походе по возможности всем сословиям. Для этого было сделано распоряжение о прекращении внутренних войн, рыцарям облегчена была продажа ленов, отсрочено взыскание долгов, объявлено, что всякое содействие освобождению христианского Востока будет сопровождаться отпущением грехов.

Известно, что Третий поход осуществился при обстоятельствах более благоприятных, чем первые два. В нем принимали участие три коронованные особы - император германский Фридрих I Барбаросса , французский король Филипп II Август и английский - Ричард Львиное Сердце . Не было в походе только общей руководящей идеи. Движение крестоносцев в Святую Землю направлялось разными путями, да и самые цели вождей, участвовавших в походе, были далеко не одинаковы. Вследствие этого история Третьего похода распадается на отдельные эпизоды: движение англо-французское, движение германское и осада Акры. Существенный вопрос, долго препятствовавший французскому и английскому королям прийти к соглашению насчет похода, зависел от взаимных отношений Франции и Англии в XII столетии. Дело в том, что на английском престоле сидели Плантагенеты, графы Анжу и Мена, получившие английский престол вследствие брака одного из них на наследнице Вильгельма Завоевателя . Всякий английский король, оставаясь в то же время графом Анжу и Мена, герцогом Аквитании и присоединенной сюда еще Гиени, должен был давать французскому королю ленную присягу на эти земли. Ко времени Третьего похода английским королем был Генрих II Плантагенет , а французским - Филипп II Август . Оба короля находили возможность вредить один другому благодаря тому обстоятельству, что земли их во Франции были смежны. У английского короля правителями его французских областей были два его сына Иоанн и Ричард . Филипп заключил с ними союз, вооружил их против отца и не раз ставил Генриха Английского в весьма затруднительное положение. За Ричарда была сосватана сестра французского короля Алиса, которая жила тогда в Англии. Разнесся слух, что Генрих II вступил в связь с невестой своего сына; понятно, что подобного рода слух должен был оказывать влияние на расположение Ричарда к Генриху II . Французский король воспользовался этим обстоятельством и начал раздувать вражду между сыном и отцом. Он подстрекал Ричарда , и последний изменил своему отцу, дав ленную присягу французскому королю; этот факт способствовал только большему развитию вражды между французским и английским королями. Было еще одно обстоятельство, препятствовавшее обоим королям подать возможно скорую помощь восточным христианам. Французский король , желая запастись значительными денежными средствами для предстоящего похода, объявил в своем государстве особый налог под именем "Саладиновой десятины". Этот налог распространялся на владения самого короля, светских князей и даже на духовенство; никто, в виду важности предприятия, не освобождался от платы "Саладиновой десятины". Наложение десятины на церковь, которая никогда не платила никаких налогов, а сама еще пользовалась сбором десятины, возбудило недовольство среди духовенства, которое и начало ставить преграду этой мере и затруднять королевских чиновников в сборе "Саладиновой десятины". Но тем не менее эта мера была довольно успешно проведена как во Франции, так и в Англии и дала много средств для Третьего крестового похода.

Между тем, во время сборов, нарушаемых войной и внутренними восстаниями, умер английский король Генрих II (1189 г.), и наследство английской короны перешло в руки Ричарда , друга французского короля. Теперь оба короля могли смело и дружно приступить к осуществлению идей Третьего крестового похода. В 1190 г. короли выступили в поход. На успех Третьего крестового похода большое влияние оказало участие английского короля. Ричард , человек в высшей степени энергичный, живой, раздражительный, действовавший под влиянием страсти, был далек от идеи общего плана, искал прежде всего рыцарских подвигов и славы. В самых сборах его к походу слишком рельефно отразились черты его характера. Ричард окружил себя блестящей свитой и рыцарями, на свое войско, по свидетельству современников, он издерживал в один день столько, сколько другие короли издерживали в месяц. Собираясь в поход, он все переводил на деньги; свои владения он или отдавал в аренду, или закладывал и продавал. Таким образом, он действительно собрал громадные средства; его войско отличалось хорошим вооружением. Казалось бы, что хорошие денежные средства и многочисленное вооруженное войско должны были обеспечить успех предприятия. Часть английского войска отправилась из Англии на кораблях, сам же Ричард переправился через Ла-Манш, чтобы соединиться с французским королем и направить свой путь через Италию. Движение это началось летом 1190 г. Оба короля предполагали идти вместе, но многочисленность войска и возникшие при доставке пропитания и фуража затруднения заставили их разделиться. Французский король шел впереди и в сентябре 1190 г. прибыл в Сицилию и остановился в Мессине, поджидая своего союзника. Когда прибыл сюда и английский король , движение союзного войска было задержано теми соображениями, что начинать поход осенью по морю неудобно; таким образом оба войска провели осень и зиму в Сицилии до весны 1191 г.

III крестовый поход (1189 - 1192 годы)

Обстановка на кануне

Третий крестовый поход (1189-1192) в некотором отношении, по своему общему характеру, отличался от предшествующих. И на этот раз, как и в предшествующем походе, все дело оказалось в руках крупнейших феодалов, и английский и французский короли не устояли против неудержимого стремления своих наций. Но духовный, и особенно монашеский элемент, равно как народно-плебейский, уклонились от участия в крестовом походе. Участие в этом предприятии было весьма разумно ограничено известного рода цензом, обеспечением путевых расходов суммой в три марки серебра (около 60 р. с.), и уж это, конечно, исключило весь сброд, который был такой тягостной обузой при двух первых походах и так много способствовал их неудаче. И во всем остальном приготовления велись с большей осмотрительностью. Посольства были отправлены и к венгерскому королю, и к греческому императору, и к сельджукскому султану Кылыч-Арслану, который недружелюбно смотрел на возрастание могущества Саладина. К Саладину также были посланы послы, и когда он отклонил предложенный ему ультиматум, ему была объявлена война. Из этого ясно, что о грубой и беспорядочной военной сумятице первого похода тут не было уже и речи, и что самые формы государственных отношений стали более приличными. Нетрудно было организовать управление империей в отсутствие императора: он предоставил свою власть сыну Генриху, возвратившемуся из Италии. Одно только обстоятельство показалось Фридриху опасным: Генрих Лев вернулся из Англии в Германию, но уклонился от предложенного ему участия в походе. Ввиду этого надо было обезопасить себя от всяких с его стороны попыток захвата власти в отсутствие императора, и вот на рейхстаге в Регенсбурге (в апреле 1189 г.) было решено "еще на три года" удалить беспокойного принца из отечества. В конце апреля из Регенсбурга, который был для всех крестоносцев назначен сборным пунктом, масса вооруженных странников двинулась в дальний путь. Двинулось войско, какого прежде не было видано, состоявшее из 100 тысяч рыцарей, хорошо вооруженных, дисциплинированных, разумно предводимых. Путь, избранный ими, был старым путем Готфрида Бульонского. Они поплыли вниз по Дунаю.

Герои

Ричард Львиное Сердце надолго оставил о себе память в арабских землях. Арабы звали его Малик Рид, т.е. Царь Ричард, и до XIX в. арабские матери так стращали своих расплакавшихся детей: "Молчи, а то Малик Рид заберет тебя".

События

Молодой курд Юсуф ибн Айюб захватил власть в Египте и принял титул султана и тронное имя ал-Малик ан-Насир Салах-ад-Дин, т.е. Победоносный царь, Защитник Веры; европейцы переделали его имя в Саладин. Расширив свои владения до Сирии и Палестины, этот дальновидный политик и талантливый полководец начал планомерное наступление на Иерусалиское королевство. Войско крестоносцев было им разбито в 1187 г. Саладин вступил в Иерусалим.

Европа была в шоке. Папа объявил крестовый поход и потребовал прекращения всех войн между христианами. Во главе Третьего крестового похода (1189-1192) стояли вечные враги: французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце. Короли беспрерывно ссорились между собой. Филипп принял крест, лишь повинуясь требованиям папы, и думал о своем королевстве больше, чем о Святой Земле, Ричард мечтал о славе больше, нежели о Гробе Господнем. Добиться возвращения Иерусалима крестоносцам не удалось, и поход окончился безрезультатно.

Итоги

Третий крестовый поход закончился неудачно. Алчность и жажда наживы привели крестоносцев к позорному поражению.

В 1187 г. египетский султан и выдающийся полководец Саладин разбил в Палестине армию крестоносцев. Он быстро завладел приморскими городами и, в конце концов, захватил Иерусалим. Это событие привело к призыву папы Римского к Третьему крестовому походу.

Цель крестового похода

Причины Третьего крестового похода

  • взятие Саладином Иерусалима;
  • стремление европейских монархов взять под контроль восточную (левантийскую торговлю);
  • желание папы Римского объединить Европу под своей религиозной властью.

Религиозная цель была всего лишь предлогом для крестового похода. В его основе лежали экономические причины. Рядовые воины мечтали о военной славе и богатой добыче.

Во главе Третьего крестового похода стояли три предводителя. Для урока истории 6 класса наглядное представление о них дает следующая таблица:

Таблица “Участники Третьего крестового похода”

Участник

Годы жизни

Заслуги

Германский император Фридрих I Барбаросса (“рыжебородый”)

Участвовал во Втором крестовом походе. Создал самую боеспособную в те годы армию, в которой главная роль отводилась тяжелой коннице. Вел борьбу с папой Римским. Возглавив Третий крестовый поход, взял Адрианаполь. Утонул при переправе через р. Селиф.

Король Франции Филипп II Август Завоеватель

Ради крестового похода помирился со своим противником – английским королем Ричардом I. Но отношения были непростыми. После взятия Акры вернулся во Францию.

Король Англии Ричард I Львиное Сердце

Прославился в качестве воина-крестоносца. После коронации практически сразу же отправился в Третий крестовый поход. Десять лет провел в непрерывных войнах на Востоке. Получив ранение при осаде замка, погиб от заражения крови.

Рис. 1. Памятник Ричарду I Львиное Сердце в Лондоне.

Ход Третьего крестового похода

После успехов Саладина папа Римский Григорий VIII выступил с призывом “Вернуть Иерусалим!”. Сменивший его Климент III в 1188 г. объявил о начале Третьего крестового похода.

Экспедиция с самого начала была обречена на неудачу по следующим причинам :

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • папа Римский не смог удержать контроль за походом;
  • главные военачальники преследовали только собственные интересы и враждовали между собой;
  • Саладин значительно превосходил противников в области полководческого таланта.

Рис. 2. Третий крестовый поход на карте.

Кратко о Третьем крестовом походе можно судить, рассмотрев действия его предводителей.

Немецкие крестоносцы в 1189 г. первыми начали поход и двинулись по направлению к Иерусалиму по суше. Они разграбили и опустошили болгарские и византийские земли. После случайной гибели Фридриха I Барбароссы большинство из них вообще вернулось домой.

Французский и английский короли соперничали друг с другом и не согласовывали общий план действий. Все же в 1190 г. они начали поход вместе, отправившись из Южной Франции по морю. Плавание длилось около десяти месяцев из-за долгих остановок.

Крестоносцы не постеснялись разграбить сицилийский город Мессину. После этого они разделились: французы поплыли дальше, а англичане завоевали Кипр.

В 1191 г. французская, английская и остатки немецкой армии соединились под Акрой и после осады взяли город. Филипп II сразу же после этого уехал во Францию и вступил в союз с противниками английского короля. Общее руководство перешло к Ричарду I.

Рис. 3. Картина Блонделя.

Ричард I Львиное Сердце был отважным бойцом, но плохим военачальником. Он проигрывал одно сражение за другим. В итоге английский король смог добиться от Саладина лишь незначительных уступок.

Главной причиной провала Третьего крестового похода была несогласованность его предводителей.

Итоги Третьего крестового похода

Поход не оправдал возложенных на него надежд. Он продолжался в течение трех лет (1189 – 1192) и привел к следующим результатам:

  • Иерусалим остался под властью Египта;
  • крестоносцы сохранили на Востоке узкую прибрежную территорию от Тира до Яффы;
  • христианские паломники и купцы могли в течение трех лет свободно посещать священный город.

Что мы узнали?

Третий крестовый поход должен был сплотить все христианские государства и завершиться взятием Иерусалима. Вместо этого крестоносцы по дороге занимались грабежом, а короли враждовали между собой. Три лучших европейских полководца не смогли найти общий язык. Саладину удалось сохранить Иерусалим в руках мусульман.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 183.

В XI–XII столетиях, по призыву Ватикана и с одобрения Византийского императора, сотни и сотни тысяч европейцев покинув свои страны, двинулись освобождать гроб Господень, а по существу, завоевывать Азию, «освобождать» земли, которые когда-то принадлежали великой Византийской империи. Их целью были Палестина, Сирия, Месопотамия. Только малая часть (в основном руководители) возвратились домой. Традиционно принято считать, что остальные погибли, потому как нет об их судьбе никаких сведений.

В действительности, многие погибли в сражениях, или от голода и жажды, от эпидемий. Однако чтобы погибли все? Это невозможно. Человек - существо чрезвычайно живучее. Считаем, большинство крестоносцев, рыцарей и крестьян, остались живы и провели свою жизнь на Востоке, отдав ему свои знания и умения, навыки и культуру. Крестьянин и в мусульманской стране останется крестьянином, а воины в равной степени нужны и королям, и султанам.

Предлагая современную версию хронологии цивилизации, мы возвращаем истории сведения об их судьбе. Ищите пропавших без вести крестоносцев в «древних» странах Востока!

Ниже мы широко цитируем книгу Бернгарда Куглера «История крестовых походов», впервые изданную в России в 1895 г. и переизданную в 1995-м.

Куглер пишет:
«Цель крестовых походов была не просто освобождение Иерусалима, но, кроме того, вновь подчинить Восток христианскому западному господству. В этом смысле они представляются переселением народов, направленных на восток, но которое началось в век довольно скудных географических познаний и крайне неразвитых средств сообщения. Потому эти пилигримства могли быть совершены только при таком огромном расходе человеческого материала…

Великое германское переселение народов, которое стоит в начале средневековой истории, порой прославляется, правда, как самое блестящее и самое победоносное проявление германской силы, но временами указывалось и на то, что при этом переселении погибло сравнительно с достигнутыми результатами поистине ужасающее множество благороднейших племен».

1-й Крестовый поход, 1096–1099 годы

Первые отряды немцев с присоединившимися «несколькими итальянскими толпами» вторгаются на тюркские земли Малой Азии, ничего не ведая ни о географии земли, ни о силах противника. Смогли завладеть городом Ксеригордон. Тюрки попросту окружили их и отрезали им воду.

«На протяжении нескольких дней немцы переносили мучения жажды; в конце концов одна часть их перешла на сторону неприятеля, которому теперь не составляло труда справиться с истощенными остальными людьми», - пишет Б.Куглер. Прослышав об этом, новые крестоносные отряды, не слушая начальников, отправились на выручку и, конечно, нарвались на жестокий бой.

«Жалкие остатки были приняты на берегу (Босфора) византийским флотом и отвезены обратно в Константинополь. Там несчастные продали свое оружие и в жалком убожестве рассеялись во все стороны (октябрь 1096 год)».

Тем временем из Европы уже двинулась колоссальная сила, не менее 300 000 крестоносцев, «…хорошо вооруженных воинов, за которыми, разумеется, двигался еще длинный обоз слуг и монахов, женщин и детей, шпильманов и девок». Общего предводительства у этого воинства не было, потому как «каждый самостоятельный человек вооружался, предпринимал свое странствие к Святым местам, как, когда и в каком направлении желал».

То есть статистического учета, кто куда подевался, не велось.

В результате 1-го Крестового похода захватили Иерусалим и создали латинское Иерусалимское королевство. Крестоносцами также было основано несколько княжеств на территории Сирии, как правило по Средиземноморскому побережью.

Позднее примкнуть к сражающимся на Востоке решились еще тысячи людей. В 1100 г. двинулись ломбардцы, в 1101 - французы и немцы. В скором времени на азиатском берегу соединились войска маршала Конрада, Стефана Бургундского, Стефана Блуаского и других господ: «Так что еще до прибытия остальных немцев и аквитанцев, там - по преданию, конечно, мало достоверному - собралось не меньше 260 тыс. крестоносцев. У ломбардцев возникла мысль, что во славу Спасителя надо предпринять что-то необыкновенное и грандиозное, а именно… покорить Багдад и таким образом уничтожить самый халифат» (Б. Куглер).

В общем, чтобы не возиться с окраиной халифата, рыцари надумали взять столицу Ирака. Византийский император Алексей такую авантюру не одобрил и уговаривал идти в Сирию и Палестину, в поддержку королю Иерусалима, но разве благородных господ удержать? Не имея никаких карт, они отправились в путь и около двух недель шли прямо на восход Солнца, потом взяли город Анкиру, повернули на северо-восток, дошли до Гангры, но, не решившись напасть на этот укрепленный город, вновь направились на восток. И встретили воинов халифа Багдадского.

«Поражение было ужасным и решительным для всего войска. Только слабые остатки его смогли достичь берега, и лишь немногие из этих спасшихся счастливо добрались до Константинополя, а именно Стефан Бургундский и Стефан Блуаский, Раймунд Тулузский, маршал Конрад и архиепископ Ансельм Миланский. Последний скончался однако вскорости после этой катастрофы 31 октября 1101 года»

В последующие годы крестоносцы не только отбивались от турок-сельджуков, но и стали «прижимать» своих верных союзников армян, и даже враждовать между собой.

Следующая катастрофа произошла в 1119 г., когда мусульмане наголову разгромили войска князя Рожера, а самого князя убили. Едва не пала Антиохия, на волоске держались Эдесса (Новгород по-еврейски), Телль-Башир и мелкие армянские владения.

«Собственными силами северо-сирийские христиане были не в состоянии долго держаться. Если они могли быть спасены и обеспечены от нападения сельджуков, это могло произойти теперь только благодаря усилившемуся тем временем могуществу королевства Иерусалимского».

Как видим, довольно слабые и неорганизованные войска европейцев завоевали-таки себе восточные земли, потому как и войска Востока были довольно слабы. Прошло каких-то 20 лет, и вот уже возросло могущество королевства Иерусалимского, но значительно усилились и мусульманские войска.

2-й Крестовый поход, 1147–1149 годы

Минуло немало лет, подросло новое поколение европейского, прежде всего германского рыцарства. Войска собирали и немецкий король Конрад, и король Франции Людовик. Кроме рыцарей в их войсках были легкая конница, пехота и обоз.

«Интересно, что греки, когда захотели потом сосчитать немецкое войско при его переходе через Босфор, находили более 900 тыс. человек», - пишет Б.Куглер.

Не станем вдаваться в подробности, как они с бесчинствами прошли по Европе до Константинополя, а византийские греки тем временем заключили мир с турками, и немцы чуть не передрались с греками. Не суть важно. Важно, что и эту (немецкую) армию разбили, остатки бежали, да еще 30 тыс. умерли от голода и болезней.

Когда с немцами уже покончили, подоспели французы во главе со своим королем. В скором времени они оказались в еще худшем положении и запросили у греков суда, чтобы убраться из этой Сирии подальше. Корабли-то греками были присланы, но их было мало; на них смогли разместиться лишь самые знатные господа. Людовик, разумеется, уплыл, а «оставшиеся отряды, конечно, в скорости все погибли», сообщает Б.Куглер. Неужто ВСЕ погибли? «Не надо нас дурить», как с присущим ей остроумием заметила бы Е.Ермилова.

Вот что любопытно. В результате 1-го Крестового похода на неподвластных христианам территориях Ирака, Сирии, Палестины, Египта остались сотни тысяч молодых европейских мужчин призывного, условно говоря, возраста. Зная мужчин по личному опыту, мы не будем даже предполагать, что они прожили жизнь холостяками и не пустили гулять по мусульманскому Востоку сотен тысяч детей. А для их детей родиной стал уже тот самый Восток. Кто обучал мальчиков воинскому искусству? Вместе с мусульманскими учителями также их отцы, вчерашние европейские рыцари.

Между первым и вторым крестовыми походами минуло 50 лет. Сменились два, даже три поколения. Европейская культура, пришедшая в Месопотамию с крестоносцами (которых ученые принимают за древних ассирийцев и хеттов), начала свое своеобразное развитие здесь и продолжила движение на восток - в Иран, Индию и Китай.

С крестоносцами 2-го похода воевали потомки крестоносцев 1-го похода. При этом коренное население мусульманских земель, в особенности тех, что не были затронуты войной непосредственно, рвения к боям не испытывало. Отвоевывавший Сирию и Палестину султан Саладин неоднократно попросил о помощи халифа Багдадского, царей Ирана, Аравии и даже Марокко. Они воевать не желали. «Есть ли хоть один мусульманин, который следует призыву, который приходит, когда его зовут? -жаловался Саладин. - Мусульмане вялы, лишены мужества, равнодушны, утомлены, бесчувственны, не ревностны к вере».

У людей, родившихся в XX столетии, сложились определенные стереотипы, понимание того, что такое война, какова она. Однако это понимание не следует прилагать к крестовым войнам.

Что такое войны в начале и середине XX столетия? Армии, подчиненные общему командованию, захватывают громадные территории. Войска противников противостоят друг другу по фронтам.

Но еще в XIX столетии война была совсем иной! Вспомните знаменитую Отечественную войну с . Было ли противостояние войск по фронту? Нет, был военный поход: французская армия по двум дорогам двигалась от границы России к Москве (которая, кстати, столицей государства не была). Уже в 30-ти км от этих дорог никакой войны вроде бы и не было! Барышни окрестных городов давали балы заезжавшим отдохнуть гусарам, расспрашивали о ходе кампании. Это эпоха книгопечатания, газет, развитой географии, стратегии и тактики.

А за 600–700 лет до Бонапарта не было не только линии фронта, но также общего командования, географических планов местности, надежных средств сообщения.

Многие летописи (по большей части датируемых более ранними, чем эпоха крестовых походов, временами) упоминают о проходе на восток больших масс конных людей с железным оружием. Прошли, и все. Кто? Куда? Традиционно эти сообщения считают за письменные подтверждения так называемого «великого переселения народов», а это переселялась культура. Это шли крестоносцы.

Отдельные отряды могли забраться довольно далеко от Сирии или Ирака.

Не надо также думать, что во все время крестовых войн на всей этой территории гремели сплошные бои и Передняя Азия была в развалинах. Ничего этого не было! Люди продолжали жить, земля плодоносила. В боях мусульмане и христиане соревновались в ловкости и жестокости, в перерывах между битвами солдаты дружелюбно сходились для совместных игр и забав. Христианские земли Сирии постепенно стали центром всемирной торговли. Лимоны, апельсины, фиги и миндаль, тонкие масла, тяжелые вина и фрукты, шелковые ткани, пурпур и стекло - все было предметом торгов:

«В больших портовых городах различные товары Запада встречались с произведениями греческой техники и сокровищами Персии, Индии и Китая. На рынки Аккона и Бейрута доставлялись, например, произрастающий в восточной Азии ревень, добывавшийся в Тибете мускус, затем перец, корица, мускатный орех, гвоздика, алоевое дерево, камфора и другие продукты Индии или ее островов, слоновая кость также оттуда или из восточной Африки, жемчуг из Персидского залива, а также ладан и финики из Аравии».

Королевства и княжества крестоносцев - прообраз исторического Ассирийского государства. Оно находилось на севере Месопотамии с центром в городе Ашшур, там же держались крестоносцы. Это одна и та же история, записанная разными летописцами. Ассирийская политика НАСАХУ, вырывание с корнем, на самом деле есть заселение Северной Месопотамии пленными и свободными немцами, французами, итальянцами.

Известно немало описаний боев и походов, в которых воины и монахи прославляли себя, своих командиров и Божью помощь. А вот пленные крестьяне и ремесленники воспоминаний не пишут. Отсюда и перекос в восприятии событий.

3-й Крестовый поход, (1189–1192) годы

1187 год, 2 октября – султан Саладин взял Иерусалим, и это стало прологом 3-го Крестового похода. Европу раздирали политические страсти, как всегда пикировались папство и германский (святой римский) император. Папа Урбан III получил печальное известие о падении Иерусалима 18 октября и, не вынесши удара, 20 октября умер. Его преемник Григорий VIII отложил в сторону все политические дрязги и призвал европейских монархов начать приготовления к новому походу.

Поход лично был возглавлен императором Священной Римской империи Фридрихом I. Наученные горьким опытом, немцы решили создавать войско только из пригодных для войны людей. Никаких бедных пилигримов, никаких фанатствующих религиозных толп! Собрали 100 000 или немногим больше человек, «но это сплошь были князья, рыцари и закаленные воины» (при этом на каждое знамя, то есть на каждого знатного господина, полагалось 20 человек обслуги).

Дисциплину в воинстве поддерживали образцовую. В походе император Фридрих проявил себя выдающимся полководцем!.. Если бы он остался жив, может быть, политическая карта мира была бы сейчас совсем другой, но с ним произошло несчастье: на одном из переходов он утонул в азиатской речке. Дисциплина упала, в армии начались разброд и распри. И чем же, вы думаете, закончилось дело? Б.Куглер, основываясь на документах той поры, сообщал: «На рынке в Галебе пленных немцев продавали целыми толпами, как рабов».

Саладин, султан Египта и Сирии, основатель династии Айюбидов, полководец и мусульманский лидер XII века, пожалуй, единственный из мусульманских правителей, кто удостаивался сравнения с Пророком Мухаммедом. Саддам Хусейн, захватив Кувейт, с удовольствием называл себя «новым Саладином».

Самой краткой характеристикой этого правителя, пожалуй, станет одна из его привычек: в седле он читал Коран.

Родился Саладин (вернее, Юсуф ибн Айюб, а Саладин, Салах-ад-Дин – это всего лишь почетное прозвище, означающее «Правота веры») в Тикрите (ныне Ирак) в 1138 году в семье курдов. Его отец Найим ад-Дин Айюб был правителем Баальбека. В Дамаске юный Саладин получил разностороннее образование (в том числе и теологическое) и был представлен при дворе тогдашнего халифа Hyp ад-Дина (Нуреддина), где служили многие его родственники.

Под началом одного дяди Ширкаха Саладин отправился на войну с халифатом Фатимидов, где постиг воинское искусство. В 1164 году Саладин, будучи уже правой рукой полководца Нурад-Дина на войне, участвовал в освобождении Египта от крестоносцев.

После смерти Нурад-Дина Салах-ад-Дин возглавил арабское войско и воевал с крестоносцами и их государствами в Святой земле. Вместе со званием главнокомандующего мусульманской армии Салах-ад-Дин получил в 1169 году титул визиря завоеванного мусульманами Египта.

Суннит Саладин не мог сильно влиять на египетскую армию, где правил шиитский халиф аль-Адид. Но когда тот в сентябре 1171 года умер, Саладин приказал провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади, багдадского халифа. Фактически это было взятие всей полноты власти и отстранение прежних правителей. Официально Саладин был наместником султана Сельджуков Hyp ад-Дина, но правил сам. Он оживил экономику, провел реформу армии. Но будучи человеком мудрым, всячески избегал любых конфликтов с Hyp ад-Дином, своим номинальным повелителем. Только после его смерти в 1174 году Саладин провозгласил себя султаном Египта и стал основателем династии Айюбидов. На протяжении десяти лет Саладин присоединял к Египту земли, в 1174 овладев Хамой и Дамаском, в 1175 году – Халебом. В октябре 1187-го Саладин занял Иерусалим.

Король Иерусалима Бодуэн IV был слабым политиком, и, понимая, что не соответствует такой должности, он решил короновать своего малолетнего сына Бодуэна V, но возник спор из-за опеки. На нее претендовали Гвидо Лузиньян, зять Бодуэна IV, и Раймунд, граф Триполи.

Рено де Шатильон, иерусалимский аристократ, регулярно грабил мусульманские караваны, идущие из Египта, хотя это вызывало недовольство не только у мусульман, но и у христиан, чью торговлю опосредованно он подрывал. Как-то Рено ограбил караван, в котором находилась мать Саладина. Вряд ли это был уж такой сильный повод для нападения Саладина на христианское королевство, но это, несомненно, послужило некоторым дополнительным толчком для принятия такого решения. Несмотря на существующее перемирие, он объявил войну, и его мощная армия двинулась из Алеппо и Моссула. В Иерусалиме набрали всего около 2 тысяч рыцарей и 15 тысяч пехоты, и армия выдвинулась к городу Тивериаде навстречу Саладину. Несколько христианских князей, в том числе и граф Раймунд, увидев величину мусульманского войска, ничтоже сумняшеся перешли на сторону Саладина. Христианское войско было уничтожено, иерусалимский король и антиохийский князь попали в плен. Все пленные, кроме короля, были казнены. В короткое время Саладин завладел всеми христианскими береговыми замками и крепостями на берегу Средиземного моря. Саладин прекрасно понимал всю ценность приморских торговых укрепленных пунктов и потому, взяв их, не спешил завоевывать далее Иерусалим, Антиохию, Триполи и Тир.

В сентябре 1187 года Саладин подступил к Иерусалиму и предложил сдать город под условием дарования свободы жителям, но те отказались. Но когда началась осада города, христиане, увидев невозможность сопротивления, решили сдаться, но Саладин уже потребовал выкуп за каждую жизнь: с мужчины – 10 золотых монет, с женщины – 5 и с детей – по 2 золотые монеты.

2 октября побежденный город, подготовивший щедрый откуп, открыл ворота. Вскоре были завоеваны и оставшиеся христианские города, кроме Тира, который прибыл защищать из Константинополя граф Конрад из дома Монтферратских герцогов.

Для освобождения Иерусалима был собран третий Крестовый поход. И именно после битв Саладина с участниками этого похода он стал для европейцев жутким монстром, которым пугают детей.

Третий Крестовый поход

Третий Крестовый поход, состоявшийся в 1189 – 1192 годах, был инициирован Папой Григорием VIII и после его смерти поддержан Климентом III. В Крестовом походе приняли участие четверо самых могущественных европейских монархов – германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, австрийский герцог Леопольд V (герцог Австрии) и английский король Ричард I Львиное Сердце.

Летом 1190 года короли выступили в поход. Ричард, человек страстей, окружил себя блестящей свитой и рыцарями и на свое войско, по свидетельству современников, издерживал в день столько, сколько другие короли издерживали за месяц. Собираясь в поход, свои владения он или отдал в аренду, или заложил, или продал, и его войско отличалось самым лучшим вооружением. Часть английского войска отправилась в Азию на кораблях, сам Ричард переправился через Ла-Манш, чтобы соединиться с французским королем и пойти через Италию. Оба короля думали идти вместе, но многочисленность войск и возникшие трудности при снабжении пропитанием и фуражом заставили их разделиться. Французский король шел впереди и в сентябре 1190 года прибыл на Сицилию и остановился в Мессине. Ричард подошел уже осенью, и было решено отложить поход до весны.


Фридрих Барбаросса


Ричард Львиное Сердце


Леопольд V. Картина Ганса Парта (1489 – 1492)


Совместная зимовка королям на пользу не пошла. Ричард заявил свои притязания на норманнские владения, на которые и в самом деле имел какое-то смутное право, но на которые также претендовал, приводя свои веские доводы, и германский король. Ссора эта потом отразилась на походе не лучшим образом. Как и поведение английских рыцарей на Сицилии: местное население отказалось терпеть их буйное поведение, и дело чуть не дошло до восстания, которое утихомирил Филипп, выступив посредником. К весне французский король понял, что с англичанами ему не по пути, и в марте 1191 года переправился в Сирию, откуда выступил к городу Птолемаида (по-русски – Акра). Сюда уже были стянуты как христианские, так и мусульманские силы.

Ричард не скрывал, что не желает иметь ничего общего с Филиппом, после имущественных споров, а особенно после того, как тот отказался от женитьбы на его сестре. Флот Ричарда отошел от Сицилии в апреле 1191 года, но попал в бурю, и корабль, на котором ехала новая невеста Ричарда, принцесса Беренгария Наваррская, был выброшен на остров Кипр, который находился в это время во власти Исаака Комнина. Исаак объявил невесту английского короля своей пленницей, и Ричард был вынужден начать войну с Кипром, которая потребовала много времени и сил. Завладев островом, Ричард заковал Исаака Комнина в серебряные цепи и стал праздновать обретение Англией первого владения в Средиземном море. Вскоре туда прибыл титулярный король Иерусалима Ги де Лузиньян, и Ричард от широты душевной... подарил ему завоеванный остров. Впрочем, ничего сверхрасточительного в этом не было: Англия все равно не смогла бы удержать так далеко находящуюся от нее территорию.

После этого Ричард прибыл к Акре, где в течение двух лет вместе с другими королями принимал участие в осаде города. Акра, по сути, ничего бы не прибавила к стратегическому положению христиан, и это была напрасная трата времени, денег, сил и жизней, только ради оставшегося без трона Ги де Лузиньяна.

Между тем участие в походе решил принять и император Фридрих I Барбаросса. 4 мая 1189 года он, намереваясь отправиться через Византию, вступил в пределы Венгрии. Надолго увязнув в дипломатических разборках в Европе, Фридрих переправился через Босфор только 25 марта 1190 года. Путь Фридриха продолжился по западным областям Малой Азии, частью разоренным сельджуками, частью занятыми ими. В мае Фридрих подошел к Иконии и одержал победу над сельджуками, вынудив их дать ему провиант и заложников. Но в Киликии, 9 июня, при переходе через горную реку Салеф Фридрих был увлечен потоком и утонул. Часть немецкого отряда возвратилась морским путем в Европу, а часть, под предводительством герцога Фридриха Швабского, отправилась под Акру, куда прибыла уже осенью.

Саладин, постоянно обновляя силы из Месопотамии, стойко держал оборону, христиане же гибли тысячами. Но наконец в июле Акра была доведена до истощения, и Саладин начал переговоры о сдаче. Он хотел заключить обоюдовыгодный мир, но христиане потребовали сдачи Акры, возвращения Иерусалима и других завоеванных Саладином областей, а также 2 тысяч заложников из знатных мусульман.

12 июля 1191 года Акра была сдана христианам. Герцог Австрийский, войдя в город, поднял немецкое знамя, но Ричард велел его сорвать и заменить своим. Оскорбление всему немецкому войску было весьма сильным. Опять начались ссоры между королями, и Филипп оставил Акру и отправился домой. Оказавшись во Франции, он начал мстить английскому королю в его французских владениях. Между тем, по заключенному еще до похода договору, короли не имели права нападать друг на друга в чье-либо отсутствие и не раньше чем через сорок дней после возвращения из похода того, на чью землю должны ввестись войска. Ричарду все эти поступки оптимизма не добавляли. К тому же Саладин отказался возвратить Иерусалим, не освобождал пленников и не платил военных издержек. И Ричард совершил поступок, который напугал и потряс армию противника. Он велел заколоть 2 тысячи знатных мусульман, которые находились в его руках в качестве заложников. Нельзя сказать, что мусульмане всегда держали свое слово, посмотрите на того же Саладина, но этот поступок был все-таки из ряда вон выходящим в их понимании. И Саладин не замедлил ответить тем же: в его руках было много христианских пленных. После этого непоследовательный Ричард решительных действий против Саладина не предпринял, а ограничился мелкими стычками. И потом вообще вместо штурма Иерусалима отправился освобождать приморские города, в частности Аскалон. Он велел срыть стены Аскалона и превратил в груду камней весь город. Про задачу Крестового похода он не забыл и даже трижды выдвигался в сторону Иерусалима, но каждый раз его что-то отвлекало. Как считают историки, отвлекали его вещи, мягко говоря, весьма незначительные.

Например, Ричарда посетила одна удивительная идея из той же области: он предложил Саладину породниться: захотел выдать свою сестру Иоанну за брата Саладина Малек-Аделя. Не беря во внимание общую несбыточность идеи, если предположить, что брак бы состоялся, земли христиан все равно остались бы под мусульманами.

Наконец 1 сентября 1192 года Ричард заключил постыдный договор с Саладином, по которому за христианами оставалась небольшая береговая полоса от Яффы до Тира, а Иерусалим отдавался мусульманам. Саладин разрешил христианам беспрепятственно три года совершать паломничество к святым местам, а после этого должен был быть подписан новый договор, еще жестче предыдущего. В октябре 1192 года Ричард, презираемый как мусульманами, так и христианами, оставил Сирию. Он высадился в Италии, откуда хотел пробраться в Англию. Но около Вены был узнан, схвачен и заключен герцогом Леопольдом в тюрьму, где содержался около двух лет и был освобожден только под сильнейшим давлением Папы.

Из ста тысяч воинов, отправившихся в этот совершенно бездарный, благодаря Ричарду Львиное Сердце, поход, в Европу вернулось лишь пять тысяч.

Основанная Саладином династия Айюбидов правила до 1250 года. Все выходцы из рода Айюба имели в самостоятельном правлении отдельные провинции, и в 1238 году государство распалось на уделы.

В 1250 году мамлюки убили последнего султана из рода Айюбидов и захватили власть.

Четвертый Крестовый поход

В 1198 году Римским Папой стал Иннокентий III, который решил стать во главе очередного Крестового похода и тем самым восстановить авторитет Рима. Папа разослал легатов во все католические страны с требованием выдать сороковую часть госимущества на новый поход, а всем рыцарям, которые будут участвовать в войне за Святую землю, он пообещал освобождение от налоговой повинности, списание всех долгов, сохранность и неприкосновенность имущества. Это привлекло громадное количество бедняков и должников, которые планировали поправить свои финансовые дела за счет похода.

Войска крестоносцев собрались к лету 1200 года во Франции. В 1201 году дож Венеции Энрико Дандоло подписал с послами крестоносцев договор, по которому Венеция присоединялась к участию в Крестовом походе и обязывалась перевезти 4500 рыцарей, 9000 оруженосцев и 20 000 пехотинцев при условии уплаты 85 тысяч марок серебром. В июне 1202 года корабли были готовы, но до Венеции к этому времени добралась лишь треть войска, и к тому же крестоносцы не могли собрать необходимой для оплаты переправы суммы.


Сон Иннокентия III. Картина Джотто (1297 – 1299)


Дож предложил предводителю похода монферратскому маркизу Бонифацию отсрочку, если крестоносцы помогут Венеции овладеть далматинским портом Задаром, незадолго перед тем перешедшим под власть венгерского короля, христианина. Несмотря на запрет Папы и части крестоносцев, которые просто покинули лагерь и отправились на родину, 24 ноября 1202 года Задар был взят штурмом и разграблен. Переправу предпринимать было уже поздно, и экспедиция решила зимовать в Задаре. Уже через три дня между франками и венецианцами разразилась настоящая битва, повлекшая за собой много жертв. Иннокентий III отлучил всех участников разграбления христианского Задара от Церкви, но вскоре оставил отлучение только на венецианцах, хотя и разрешив крестоносцам пользоваться венецианским флотом для отправки своих отрядов на завоевание Иерусалима.

Но венецианцы предложили крестоносцам еще раз отклониться от маршрута и высадили их в Византии, неподалеку от Константинополя.

Предлогом нападения на Константинополь послужила борьба за византийский престол, и крестоносцы собирались восстановить на троне законного, по их мнению, императора Исаака II Ангела. Константинополь был взят. Исаак II Ангел обещал за свое воцарение вознаграждение, которого бы хватило, чтобы без особых лишений добраться до Иерусалима, но, оказавшись на троне, передумал. Вскоре в Константинополе произошло восстание, императора с сыном сместили. Стало уже ясно, что никакой компенсации не будет. Крестоносцы весьма обиделись и, захватив Константинополь во второй раз, грабили его в течение трех дней, начиная с 13 апреля 1204 года. Часть населения погибла, было расхищено множество христианских реликвий, православные храмы были разорены, множество памятников античного искусства разрушено.



Второе завоевание Константинополя


Возникло еще одно крестоносное государство – так называемая Латинская империя, сами же крестоносцы именовали ее Римской империей. Часть земель отошла к Венеции, власть православного императора сохранилась в Малой Азии в так называемой Никейской империи.

Византийцы, заручившись поддержкой турок и соперницы Венеции – Генуи, стали отвоевывать у Латинской империи территорию за территорией и в 1261 году вновь овладели Константинополем. Латинская империя пала, но и Византия так и не оправилась от потрясения.

Четвертый Крестовый поход, превратившийся из «пути ко Гробу Господню» в венецианское коммерческое предприятие, не только уничтожил христианскую империю Византию, сдерживавшую своей силой мусульманские завоевания, но и привнес глубочайший раскол в христианство.