Домой / Кровля крыши / Культурно развлекательная деятельность. Досугово-развлекательная деятельность

Культурно развлекательная деятельность. Досугово-развлекательная деятельность

Конспект занятия по внеурочной деятельности

«Литературная ступенька»

(досугово-развлекательная деятельность)

Литературная палитра по произведениям С.Я Маршака

Форма проведения: литературная гостиная

Место проведения: развивающая зона МОУ «Центр образования», начальная школа

Цель: расширять представления детей о творчестве С. Я. Маршака; узнать о театральном искусстве на примере произведений С.Я. Маршака

Задачи:

Формируемые УУД:

Познавательные УУД : получение новых знаний учащихся о произведениях С.Я Маршака, формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; сравнивать героев произведения, определять особенности произведений.

Регулятивные УУД : формирование у обучающихся представления о добре и зле, позитивном отношении к окружающему миру;

Коммуникативные УУД : формирование умения слушать и понимать других в рамках диалога; формирование умения строить речевое высказывание; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе (планирование совместной деятельности);

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев произведений по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение сотрудничать с учителем, сверстниками, приходить к общему решению.

Методы обучения: словесные и наглядные, частично-поисковые, мотивации и стимулирования; практически-творческие; рефлексии.

Оборудование:

Портрет С. Я. Маршака.

Выставка детских книг С. Я. Маршака.

Выставка детских рисунков по произведениям С. Я. Маршака.

Костюм почтальона.

Посылка с вопроса ми - заданиями викторины.

Презентация по вопросам викторины.

Ход занятия.

Ребята, сегодня у нас совместное занятие с родителями.

(слайд 1)

А что вы знаете о С.Я. Маршаке?

Посмотрите, каким он был в детстве.

Ребята, а знаете, что папа Маршака работал на заводе, где изготавливали мыло? Мама занималась домашними делами.

А вот таким Самуил Маршак был, когда учился в гимназии. В это время он написал свои первые стихотворения.

Поэт очень любил путешествовать, он побывал во многих странах. А во время войны читал свои стихи солдатам на фронте.

Поэт очень любил детей, поэтому часто устраивал встречи с ребятами, где знакомил их с новыми своими произведениями.

Вот такой памятник в Москве посвящен знаменитому поэту С.Я.Маршаку.

Стук в дверь, входит почтальон с посылкой в руках.

Инсценировка стихотворения « Почта».

Ребята, давайте откроем посылку и выполним все задания. Но задания не простые. Они из сказок и стихов поэта Самуила Яковлевича Маршака.

А у нас есть команды ребят и их родителей, которые называются «Усатые –полосатые», «Котята» и «Мышата».

Итак, первое задание из посылки.

1.Загадки по страничкам произведений С.Я.Маршака.

Почтальон загадывает загадку, которую сочинил Маршак, а та команда, которая знает отгадку, поднимает руку.

Для 1-й группы:

Всегда шагаем мы вдвоем

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью. (Обувь)

Для 2-й группы:

Бьют его рукой и палкой ни кому его неего не жалко,

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут. (Мяч)

Для 3-й группы:

Держусь я только на ходу,

А если встану упаду. (Велосипед)

Для 1-й группы:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

(Дерево)

Для 2-й группы:

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

(Часы)

Для 3-й группы:

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И под конец совсем исчез. (Календарь)

Молодцы! Справились!

2. Работа с анаграммами «Зашумевшие линии».

Почтальон:

Послушайте второе задание (достает из посылки)

Ребята нужно составить слово и отгадать из какого оно произведения.

Для 1-й группы:

Коношым – мышонок.

Участники одной команды инсценируют «Сказку о глупом мышонке». Аудиосказка.

Для 2-й группы:

-яатяпаз- запятая.

Инсценирование стихотворения «Знаки препинания». Аудиосказка.

Для 3-й группы:

Ирыдол – лодыри.

Инсценирование стихотворения «Кот и лодыри». Аудиосказка.

3.Развлекательная игра «Доскажи словечко».

Для 1-й сказки.

«Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на_________(ремне),

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной__________(фуражке),

Ленинградский____________(почтальон)»

Из какого произведения строки? («Почта»)

Для 2-й сказки.

Сел он утром на (кровать),

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул (руки) -

Оказалось, это (брюки). («Рассеянный с улицы Бассеянной»)

Для 3-й сказки.

Стала петь мышонку (утка):

Га-га-га, усни, (малютка!)

После дождика в саду

Червяка тебе (найду.) («Сказка о глупом мышонке»)

Для всех групп. Кто быстрее ответит, то и дополнительный бонус получает.

Вот тебе под спинку

Мягкую (перинку).

Сверху на перинку

Чистую (простынку).

Вот тебе под ушки

Белые (подушки).

Одеяльце на пуху

И платочек (наверху). («Усатый полосатый»)

4. Литературная пауза «Бюро находок» .

(За каждый ответ- бонус команде)

Из каких произведений эти вещи?

Почтальон.

Ребята, в моей посылке лежат какие-то вещи, а откуда они, из каких произведений я что-то никак не могу вспомнить. Команда, которая знает ответ – поднимает руку.

Вещи: ведерко, конверт, кроватка, картина, сковорода, карандаши, жаба, утка.

5.Найди лишнее слово.

1.Что дама не сдавала в багаж?

Диван, картину, портфель, чемодан, кошку.

2.Какая няня не приходила к глупому мышонку?

Утка, собака, корова, жаба, лошадь.

3.Какого цвета не было на мяче?

Желтый, зеленый, красный, синий, голубой.

6.Физкультурная минутка.

Участники викторины быстро передают друг другу разноцветный мяч с пожеланиями.

7.Восстановить стихотворение «Пожелание друзьям»

Вот и подходит к концу наша викторина. С. Я. Маршак был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрее, умнее и терпеливее,

Могут утешить и развеселить. Он предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Для вас, мальчишек и девчонок, Маршак написал стихотворение « Пожелание друзьям».

Это стихотворение лежит в каждом конверте для команд. Попробуйте его восстановить и выразительно прочитать.

8.Подведение итогов викторины.

Почтальон.

Ребята, все задания из посылки вы успешно выполнили,

итоги викторины подведены. Но в посылке еще что – то лежит. Как вы думаете, что?

Конечно, это книги С. Я. Маршака.

Определением понятия "досуг" является время в промежутках между занятиями полезным трудом. Выявить его функции можно путём компонования культурно-досуговых программ, которые будут характеризовать формы проведения мероприятий в деятельности рекреационно-развивающей, включающей в себя целый комплекс тщательно подобранной культурно синтезированной активной энергии, заполняющей всё пространство досуга.

Культурно-досуговые программы и их особенности

Особенности культурного досуга и его программы определяют отличия самого культурного досуга от программ дополнительного образования. Отличия состоят в том, что культурно-досуговая программа не организовывается специально и не изучается - её реализация проходит спонтанно, как подготовка и проведение массовых мероприятий досуга. Знания и умения появляются в результате процесса самостоятельной работы вне занятий. Формы проведения мероприятий могут быть самыми разнообразными.

Субъектами досуговой деятельности могут быть люди всех причём как устроители массового мероприятия, так и дети вместе с педагогами и/или родителями. По ходу реализации культурной программы досуга предусмотрено большое количество всевозможных новых ролей (или позиций) - обучающих или импровизирующих. Здесь есть организаторы, исполнители, авторы, зрители, художники, костюмеры, даже дизайнеры, музыкальные оформители, осветители и другие работники сцены, ведущие, члены жюри и так далее. Количественное и качественное наполнение ролей будет зависеть от формы проведения мероприятий.

Типы программ культурного досуга

Основой предложенной классификации служит степень массовости мероприятия и протяжённость его во времени.

1. Разовая программа в форме игры. Формы проведения мероприятий не зависят от подготовки участников, которые включаются в игру по ходу действия. Игры могут быть как интеллектуальными, так и подвижными; как за столом, так и в игротеке, в зале или на свежем воздухе. В зависимости от возраста участников подгоняется протяжённость этого занятия. Описанием игры чаще всего служит сценарный план. Литературный сценарий подтверждает квалификацию, педагогическую культуру, мастерство организаторов.

2. Конкурсная игровая программа (заданная тематика) требует предварительной подготовки участников. Формы проведения мероприятий могут представлять собой КВН, турнир, всевозможные такие программы имеют образовательные и воспитательные цели и состоят из подготовки, подразумевающей совместное творчество. Для взрослых смысл такой формы проведения состоит в приобретении навыков командной игры.

Форма КВН

Конкурсная игровая программа такой формы не проводится без полного сценария, где сформулированы задачи, описана поготовка, дан список рекомендуемой литературы. Новые формы проведения мероприятий дают возможность организации продуманного и ожидаемого публикой праздника.

Среди особенностей подготовки такого плана конкурсно-игровых программ и их проведения главные аспекты таковы:

  1. Очень важно не превратить эту весёлую игру в скучный экзамен, когда нет места выдумке, фантазии и импровизации.
  2. С другой стороны, самостоятельность должна тонко, но неуклонно сопровождаться руководством ведущих, чтобы избежать дурного тона и всяческой пошлости.
  3. В случае если КВН проводится среди школьников, важно прививать вкус к тонкому юмору, интеллигентной шутке, учить находить смешное и в себе, и в окружающей жизни.

Игры интеллекта

Формы и методы проведения мероприятия допускают организацию массовых интеллектуальных игр как вид конкурсно-игровой программы. Здесь успех приходит за счёт эрудиции, интеллекта, мыслительных способностей человека - смекалки, сообразительности, способности предугадать ситуацию.

Реальная практика предпочитает интеллектуальные игры комбинированных форм. Хороши, например, сюжетные викторины, в которых присутствует экономическая стратегия. Формы проведения досуговых мероприятий здесь не слишком разнообразны: чаще всего это вопросы, предлагаемые участникам. Поэтому наиболее важны для организаторов именно подбор тем и составление вопросов.

Игра в театр

Игра-спектакль предполагает наличие ведущих этой игровой программы. Ими чаще всего выступают организаторы праздника, если он для взрослых, и педагоги, если праздник для детей. Формы проведения культурно-досуговых мероприятий предусматривают в данном виде игры обязательность сюжета, выстроенного таким образом, чтобы абсолютно посторонние люди могли без подготовки выполнять задания или играть небольшие роли. Судьба героев этого полуимпровизационного спектакля будет целиком и полностью зависеть от непосредственных участников театрального действия.

Сюжетная игра

Это тоже театрализованное мероприятие. Какие бывают формы проведения мероприятий такого плана? Весьма разнообразные. Здесь главное - создание определённой атмосферы и выработка чёткой конструкции игровой ситуации. Период подготовки может быть длительным. Очень интересный ход - подготовка инициативной группы, которая в процессе театрализованной сюжетной игры будет постепенно привлекать к действию посторонних.

Очень важна заблаговременная информация по тематике. Например, за несколько недель объявляется проведение костюмированного бала под названием "Девятнадцатый век. Пушкин и его Музы". Желающие участники постараются раздобыть или соорудить костюмы и проникнуться обстановкой светского раута. Далее все козыри будут в руках организаторов. Для проведения подобного праздника понадобится подробный план проведения с чётко изложенными задачами, подготовка экспозиции (декорации и так далее).

Зрелище и праздник

Основные формы проведения мероприятий как раз зрелищные. Это могут быть концерты, спортивные соревнования и многое другое. Здесь обычно присутствуют исполнители и зрители. Часто подобные формы используются как фрагменты народных гуляний и других массовых мероприятий.

(досуговое общение)

Достичь в досугово-развлекательной деятельности школьников воспитательныхрезультатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) можно в рамках такой хорошо известной формы, как культпоход в театр, музей, концертный зал, галерею.

Впрочем, культпоход культпоходу рознь. Например, обычно посещение школьным классом театра разворачивается по следующей схеме:

Распространитель театральных билетов приходит в школу;

Классный руководитель по своему усмотрению выбирает спектакль и сообщает об этом учащимся;

Школьники в добровольно-принудительном порядке сдают педагогу или ответственному однокласснику деньги на билеты;

Класс идет на спектакль (чаще всего такой поход всего лишь возможность для ребят «потусоваться» вне стен дома и школы; только случайно он может стать для кого-то личностно значимым культурным событием);

Обсуждение спектакля, если и происходит, то носит спонтанный характер.

Превращая культпоход в театр из формальной акции в событие воспитания, педагогу предстоит организовать его принципиально иным образом, в частности:

Вместе с учащимися встретиться с распространителем театральных билетов, обсудить заинтересовавшие их спектакли и выбрать наиболее привлекательный (при этом возникает ситуация личностного самоопределения школьников, формируется потребность и мотивация к просмотру спектакля);

Организовать составление школьниками приветственного обращению к театру, где ребята обещают соответствовать «букве и духу» театра, просят актеров о встрече после спектакля и т.п. (принятие подобного обращения ориентирует школьников на добровольное и ответственное соблюдение норм и правил поведения);

Договориться с работниками театра о том, что кто-то из них встретит ребят перед началом спектакля, введет их в пространство театра, познакомит с театральной субкультурой (планируемый результат – более глубокое и осмысленное восприятие школьниками культурного события);

Организовать итоговую коллективную рефлексию события в классе (это продолжение театрального диалога, которое происходит уже в «домашней» среде, а потому должно углубить отношение школьников к культурному событию);

Предложить желающим школьникам выполнить творческие работы и передать их в дар театру (это переход от потребления чужого культурного текста к производству собственного, закладывание основ для дальнейшего сотрудничества с театром).

На достижение в досугово-развлекательной деятельности детей воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелены такие формы, как концерт, инсценировка, праздничный «огонёк», разумеется, при условии их организации силами самих школьников.

В самодеятельном творчестве школьников концерты чаще всего подразумевают выступление перед аудиторией родителей, гостей, сверстников. Б.В. Куприянов выделяет два способа организации концерта: «гастроль» (выездной концерт) и «витрина» (домашний концерт).

Гастролировать могут не только детские хореографические студии, драматические кружки, но и самый обычный класс, когда школьникам есть что показать зрителям и есть желание куда-нибудь выехать, выйти с концертом. Концерт становится «витриной», когда в детский коллектив приглашаются гости. В этом случае концерт или спектакль показывают в помещении своего класса, или в школьном актовом зале.

Многое зависит от уровня подготовки и соответствующего составления концертной программы. В практике работы многих хороших классных коллективов встречаются отчетные годовые концерты, когда все ребята демонстрируют свои успехи в художественном творчестве за прошедший год. В понятие «отчетный концерт» также входит концертное выступление всего лишь одного коллектива. В этом случае творческий коллектив показывает развернутую программу в одном или двух отделениях, подготовленную собственными силами. Концерты, посвященные какой-нибудь теме, празднику, знаменательной дате, а также жизни или творчеству какого-либо человека, называются тематическими.

Школьники очень любят праздничные «огоньки» в классе. По другому это действо можно назвать вечером общения в импровизированном кафе.

Б.В. Куприянов отмечает, что прообразом вечера общения в импровизированном кафе являются братчина и молодежные посиделки в российской деревенской традиции. Данная форма, в первую очередь, решает задачи обеспечения отдыха и приятного времяпрепровождения школьников. Воспитательные же задачи вечера общения в импровизированном кафе состоят в оптимизации межличностных отношений в детском объединении, формировании опыта совместного социально-приемлемого проведения свободного времени.

Праздничный «огонёк» предполагает такие атрибуты кафе, как столики (не более восьми), приглушенное освещение, угощение и т.д. Здесь организуется прием пищи, показ художественных номеров (различного уровня импровизации, как специально подготовленных, так и разыгранных на месте без предварительных репетиций), совместное пение и/или танцы.

В зависимости от задаваемого контекста вечер общения может выглядеть как античный симпозиум, заседание английского клуба, деревенские посиделки, петровская ассамблея, аристократический салон, официальный прием, былинный пир, купеческое чаепитие, девичник (мальчишник), театральный капустник и т.п.

Организационно ход вечеринки находится в руках у распорядителя, который вовлекает участников в совместное действие, определяя характер взаимодействия, движение центра внимания (от одного столика к другому). Последнее обстоятельство диктует такое размещение столиков, чтобы из-за любого из них можно было бы увидеть действие за другим столиком. Кроме того, целесообразно оставить площадку для демонстрации заранее подготовленных, сложных номеров либо для танцев. Немаловажно также решение таких вопросов, как правильное размещение участников вечера, вкусное меню.

Развлечения на вечере общения могут включать конкурсные задания, которые, как правило, бывают кратковременными и охватывают всех участников (либо в качестве зрителей, либо – исполнителей). Конкурсных заданий в ходе программы должно быть не более десяти. Самыми органичными вариантами развлечений на вечере общения являются также игра в фанты и лотерея. Использование фантов предполагает вначале какие-либо шутливые испытания, где у проигравших изымаются личные предметы. Чтобы игра в фанты привлекала максимальное число присутствующих, необходимо сделать испытания разнообразными и попытаться собрать фанты у всех. Соответствуют духу вечера общения в импровизированном кафе пародии, шаржи и розыгрыши.

При проведении этой формы возможно использование элементов ролевой игры: распределение индивидуальных и командных ролей. Командой становятся участники, сидящие за одним столиком. В вечеринке может присутствовать соревновательность, однако конкурсное начало должно быть ненавязчивым. Совместное общение участников вечера имеет специально организованную часть, это может быть рассказ о каких-либо забавных событиях, приключениях. Так как интересный рассказ сымпровизировать многим школьникам в достаточной степени сложно, организаторы применяют домашние заготовки, словесные игры: «Блокнот интерпретатора», «Алфавитная концовка», «Поспорим с Великими», сочинение необыкновенных историй и т.п. Используется такой вариант проведения вечера общения, когда совместное общение строится как реакция на монологи ведущего, либо отдельного специально подготовленного гостя.

Для того, чтобы досугово-развлекательная деятельность школьников начала обеспечивать достижение воспитательных результатов третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия), ее необходимо перенести в общественное пространство. Иными словами, начать строить досуг других людей, не попадающих в категорию близких.

Например, можно организовать в микрорайоне школы ярмарку .

Ярмарка (народное гуляние) - развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Примерами данной формы являются разработки проведения Новогоднего праздника, выполненные под руководством С.П. Афанасьева: «Новый год на Дерибасовской. Праздничная ярмарка-гуляние», «Зимняя ярмарка», «Двенадцать месяцев», «Новый год в международном аэропорту».

Игровой идеей (материалом), положенной в основу разновидностей «гуляния», могут быть улица, район города, где проходит развлечение, а также место, предназначенное для этого специфического времяпрепровождения.

Б.В. Куприяновым выделены процедуры, акты и ситуации, присущие ярмарке-гулянию.

Во-первых, это свободное движение участников по всему пространству, где расположены площадки - аттракционы. Вовлечение в аттракционы обычно обеспечивается следующим образом: за участие в аттракционах выдаются жетоны, которые можно обменять на что-либо вкусное или полезное. Существует возможность развернуть целую экономическую игру. Известны случаи, когда в самом начале и финале ярмарки жетоны обменивались на настоящие деньги. Несколько иной механизм вовлечения участников в аттракционы предусмотрен в методической разработке «Новый год на Дерибасовской». Здесь участники тратят свои жетоны, получая за них карточки со словами. Тот, кто сможет собрать из полученных слов целую фразу или несколько фраз, становится победителем и получает специальный приз.

Во-вторых, следует определить специфику аттракциона как специфического конкурса, не требующего особых умений, длительного времени на выполнение задания.

В-третьих, ярмарка обычно начинается общим сбором, где объясняются правила игры, могут быть названы призы, которые ждут участника, набравшего наибольшее число жетонов.

В-четвертых, финал ярмарки может проходить в виде аукциона-распродажи, где участники смогут освободиться от оставшихся у них жетонов, приобретая памятные призы и сувениры.

Алгоритм проведения ярмарки включает в себя:

Общий сбор, который может сопровождаться линейкой, карнавальным шествием;

Свободное движение участников по пространству;

Свободный выбор аттракциона и участие в нем;

Финальный сбор, с аукционом или без него.

кафе библиотека развлечение индустрия

На рынке российских предприятий, занятых непосредственным развлечением людей, представлены как заведения с очень широким спектром услуг для разных групп посетителей, так и узкоспециализированные центры, предлагающие единственную услугу либо небольшое число услуг, ориентированных на определенную аудиторию, это специализированные развлекательные центры, многофункциональные развлекательные комплексы, а так же развлекательные площадки в торговых центрах. Рынок участников индустрии развлечений четко сегментирован: есть компании, занимающие существенные доли в своих сегментах, но нет игрока, который занимал бы больше 1% рынка в целом.

На рынке развлечений практически нет сетевых операторов, в том числе иностранных, кроме, пожалуй, игорного бизнеса и сети развлекательных комплексов «Стар Гэлакси» в составе торгово-развлекательных центров (например, «Крокус-Сити», «Твой дом», XL).

Среди значимых общемировых тенденций, преобразивших и отечественную индустрию развлечений можно выделить следующие:

I. Глобализация и укрупнение объектов индустрии развлечений. Тенденции глобализации привели к тому, что в настоящее время развлекательная индустрия представлена не просто отдельными заведениями для нескольких видов развлечений, а целыми мегакомплексами, предоставляющими широкий спектр разнообразных услуг отдыха и развлечений - от всевозможных шоу, показов мод, выставок, просмотра кинофильмов, спортивных состязаний до разнообразных спортивных и оздоровительных мероприятий.

II. Интеграция развлечений и других направлений деятельности. Отечественный рынок развлечений продолжает расти не только путем освоения новых сугубо развлекательных форм, но и путем проникновения развлекательного компонента в другие направления деятельности, ранее не связанные с развлечениями. Среди таких «симбиотических» направлений можно выделить следующие:

1. Интеграция развлечений и торговли, характеризующаяся повсеместным открытием торгово-развлекательных центров и молов. Развлечения здесь играют вспомогательную функцию и направлены на то, чтобы сделать шоппинг как можно более приятным и впечатляющим. По наблюдениям экспертов, с открытием развлекательной зоны посещаемость всего ТЦ увеличивается не менее чем на 20%. Поэтому, доходность профессионально спланированного торгово-развлекательного центра на 30-35% выше, чем обычного. 2. Объединение развлечения и учебы, а точнее - обучение через развлечение. Данное направление считается одним из самых прибыльных. Такой союз свидетельствует о том, что люди предпочитают не просто развлекаться, но и получать новую познавательную информацию.

3. Сочетание спорта и развлечений. В последние несколько лет самые различные виды спорта стали использовать как развлечение. Особенно ярко данная тенденция прослеживается в торгово-развлекательных центрах.

4. Сочетание индустрии здоровья и красоты с развлечениями. В последние годы некоторые направления, ранее использовавшиеся исключительно в оздоровительных целях, стали позиционировать себя как развлекательные.

Такое «перепозиционирование» испытали услуги массажа, услуги саун и бань. Кроме того, если рассматривать некоторые направления современной индустрии здоровья и красоты (спа-салоны, косметические кабинеты, солярии), то их восприятие, особенно в среде высокодоходного сегмента в большей степени носит развлекательный характер.

III. Виртуализация индустрии развлечений. Появление цифровых мультимедийных данных знаменует собой новую эру индустрии развлечений. Быстрое развитие технологий скоростного подключения и увеличение производительности ПК сыграло роль своего рода сигнала для поставщиков услуг к появлению новых возможностей для развлечений. Сюда можно отнести новое поколение развлекательных настольных и мобильных компьютеров со встроенными возможностями воспроизведения высококачественного звука и изображения, благодаря которым пользователи приобрели новый опыт развлечений, недоступный ранее.

Можно утверждать, что отечественный рынок развлечений практически сформирован. Однако почти все сегменты еще не достигли пика своего развития, либо осваивают пока не занятые ниши. Ориентировочные сравнения сети предприятий индустрии развлечений в России, странах Европы и США свидетельствуют, что даже по количественным показателям отставание России весьма значительно - развлекательных центров, мотелей, кемпингов, гостиниц, прокатных пунктов музеев, парков, и т.д. в России в десятки раз меньше. На начальной стадии находятся такие объекты отдыха и развлечений, как клубы здоровья, гольф-клубы, тематические парки, автоматические кинотеатры и кинотеатры для автомобилистов, кафе клубного типа, трейлерные парки. Во много раз меньше число аквапарков, бассейнов, кортов и центров горнолыжного спорта. Слабо развит рынок услуг для полноценного семейного досуга. Сегодня для семейного отдыха предлагаются другие, упрощенные формы развлекательных центров. К тому же, по обороту российский рынок развлечений соответствует уровню небольшой европейской страны. Тем не менее, индустрия развлечений начинает набирать обороты благодаря росту покупательной способности населения и накопленному менеджерами опыту в управлении объектами развлекательной инфраструктуры.

Культурно-развлекательная деятельность учреждений культуры является одним из основных направлений. Однако на практике это направление деятельности учреждений культуры носит противоречивый характер. С одной сторо­ны, организация отдыха и развлечений в учреждениях куль­туры - дело популярное, а с другой - уровень этой деятель­ности чрезвычайно низок.

Организация отдыха и развлечений в учреждении куль­туры представляет собой вид деятельности специалистов, от которых требуется высокий уровень профессионального мастерства и уровень культуры аудитории. Организуя от­дых и развлечения, специалисты смогут вовлечь людей в

действие самой жизни на основе их инициативы, активно­сти, вызвать сильные, разнообразные эмоции.

В современных условиях организация отдыха и развле­чений требует особого простора для фантазии и выдумки, широкого повседневного поиска оригинальных решений.

В процессе реформирования нашего общества люди ста­ли освобождаться от ложного пафоса и псевдокультуры, появилась определенная раскрепощенность, которая от не­достатка культуры у значительной части молодежи перехо­дит в нарушение общественного порядка.

На реальное отношение людей к проблемам организации отдыха и развлечений свое влияние оказывают интенсифи­кация и усложнение психической деятельности человека; развертывание его духовного, личностного потенциала и соответствующий этому рост потребности в признании, уважении и личностном самовыражении.

Одной из причин низкого уровня этого направления дея­тельности в учреждениях культуры является то, что специа­листы еще слабо усвоили разницу в понятиях «отдых» и «развлечения». В процессе отдыха человек восстанавливает свое физическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомле­ния. Отсюда развлечения требуют особой физической и эмоциональной нагрузки. Природа отдыха и развлечений определяет и свою аудиторию. Для молодежи характерны развлечения, а отдых необходим людям старшего возраста. Полноценный отдых предполагает познавательную актив­ность, получение знаний, развитие интеллекта, смену видов деятельности. Развлечения развивают у человека сноровку, находчивость, быстроту ориентировки, проходят весело, темпераментно, с творческой фантазией.

Умение разумно отдыхать, сделать свой досуг содержа­тельным, провести его так, чтобы дать психологическую разрядку организму, получить заряд бодрости и хорошего

настроения на рабочую неделю, значительно продлевает ра­ботоспособность и жизнь.

Отдых в учреждениях культуры носит массовый, груп­повой и индивидуальный характер. Организовать коллек­тивный отдых - это означает включить каждого человека в общую деятельность, соединить его индивидуальные инте­ресы с общественными, добиться соответствия его индиви­дуальных действий характеру объективных законов обще­ственного развития. Поэтому организация отдыха, по своей сути, выступает как творческий процесс, эффективность ко­торого во многом зависит от участия в нем самого населе­ния, его умения отдыхать.


В культурно-развлекательной деятельности особенно важно, чтобы каждый человек занимался своим любимым делом, выполнял бы те действия, которые больше всего от­вечают его собственным интересам и возможностям.

В последнее время в учреждениях культуры предпочте­ние отдается общесемейному проведению досуга (74% оп­рошенных), т.е. таким пассивным формам отдыха, как про­смотр видеокассет, прослушивание музыки и т.д.

Наблюдения показывают, что значительно сократилась роль книг, газет, лекций, что можно объяснить как большой занятостью домашними делами, так и повышением значи­мости общесемейных форм досуга.

Насчитывается около 68% людей, которые не находят полезных занятий для отдыха и ищут любую компанию, чтобы растрачивать свой досуг порой во вред своему здоро­вью и интеллекту.

Рассматривая организацию отдыха и развлечений как особую деятельность, следует отметь концентрацию в ней интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека. Нужно учесть также особое значение эмоциональной насы­щенности в активном отдыхе, а не только в развлекатель­ных программах.

Активный отдых позволяет переключиться с обязатель­ных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умст­венной нагрузки на физическую, с личных дел и интересов на общественные, и наоборот.

Необходимо опираться на типичные для учреждений культуры «схемы переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, характеризующие динамику занятий в структуре имеющегося времени, их энергетические, вре­менные и другие лимиты, их психофизиологическую цен­ность для разных людей.

При этом следует различать эмоциональную разрядку и эмоциональную нагрузку воздействия на человека в процес­се отдыха и развлечений, между которыми имеется опреде­ленная взаимозависимость.

Основным методом в культурно-развлекательной деятельности является игра. Здесь игра выступает в двух ипостасях: как метод подготовки программы и как форма. Как форма игра имеет следующие отличительные черты: наличие определенного игрового пространства; игровых правил; потребности в игровой деятельности.

Как метод игра представляет собой сознательную ини­циативную деятельность, направленную на достижение ус­ловной цели, добровольно установленной самими играю­щими. Достижение цели требует от играющих активных действий, выполнение которых зависит от творческой ини­циативы играющих.

Правила игры определяют характер препятствий и труд­ностей в игре на пути к достижению цели. От сложности и количества правил зависит и сама сложность игр.

Основная структура игры: экспозиция- программа организации участников, формирование команд; завязка ~ изложение правил игры; основное действие: по­буждение, стимул к игре; управление игровым Действием; вовлечение играющих участни­ков в игру; организация игрового финала.

Кульминация - достижение игровой цели. Финал - чество­вание победителей игры.

Выбор игры для конкретной формы культурно-развлекательной деятельности зависит от: цели; возрастных особенностей участников игры; количества участников; ус­ловий проведения игры; места проведения игры; наличия игрового инвентаря.

Текст объяснения правил должен быть кратким и логич­ным и включать: название игры, цель игры, роли и места расположения играющих, ход игры, правила игры.

Можно использовать прием показа отдельных моментов игры. В качестве демонстрантов игры могут выступать иг­ровые персонажи, например, скоморохи, клоуны и т.д.

Некоторые игры требуют выделения из среды играющих водящего. Для этого можно использовать прием приглаше­ния или жребия, но наиболее интересный прием, с педаго­гической точки зрения, - выдвижение водящего коллекти­вом играющих.

Определение результатов игры имеет большое воспита­тельное значение, поэтому организаторам необходимо про­думать характер объявления результатов игры. В Россий­ской Федерации все большей популярностью пользуются те формы культурно-развлекательной деятельности, которые осуществляются на фольклорно-игровых традициях. Это:

Спортивно-художественный праздник «Молодецкие игры», содержащий синтез забав, игр, обрядов и цере­моний с современными спортивно-техническими вида­ми спорта;

Художественно-игровые вечера «Посиделки»;

Семейно-бытовые формы досуга типа «Вечерок», за основу структурного построения которых берется фор­ма встречи 2-3 семей в учреждении культуры;

Танцевально-игровые вечера «Русский чай», «У си­бирского самовара» и т.д.

Так, спортивно-художественный конкурс «Молодецкие игры» проводится в целях активизации спортивно-художественной деятельности организаций досуга на фольклорно-игровых традициях.

Основные этапы организации художественно-спортивного конкурса «Молодецкие игры».

1. Создание оргкомитета конкурса: в оргкомитет могут входить представители государственных, общественных ор­ганизаций и неформальных объединений; оргкомитет раз­рабатывает основные положения художественно-спортивного конкурса «Молодецкие игры», в которые вхо­дят: цели и задачи конкурса; состав участников; время и ме­сто проведения; ответственные за финансирование и реше­ние оргвопросов; основные этапы конкурса; программа конкурса; требования к командам-участникам; состав жю­ри; система оценки этапов конкурса; порядок награждения победителей.

2. Распространение положения о проведении «Молодец­ких игр».

3. Предварительный этап «Молодецких игр»: жеребьевка команд-участниц конкурса; составление графика предвари­тельных соревнований и конкурсов.

4. Подготовка художественно-спортивного конкурса «Молодецкие игры»: место проведения конкурса; ярмарки; игровые аттракционы; медицинское обслуживание; отряд по охране общественного порядка; формирование режис-серско-постановочной группы; составление плана проведе­ния репетиций коллективов художественной самодеятель­ности.

5. Проведение «Молодецких игр»: встреча команд-участниц; торжественное открытие «Молодецких игр»; по­строение команд-участниц; вынос и поднятие флага; при­ветствие членов организационного комитета, гостей, участ­ников конкурса; художественное представление команд; от­крытие ярмарки; спортивные состязания; народные гулянья.

6. Подведение итогов конкурса и награждение победите­лей.

7. Торжественное закрытие художественно-спортивного конкурса «Молодецкие игры».

Следует учитывать и специфику различных видов отды­ха: праздничный и повседневный, в выходные дни и семей­ный отдых. И каждый из этих видов отдыха имеет свою психологическую основу.

Праздничная ситуация максимально активизирует эмо­циональную сферу человека. Характер отдыха зависит от особенностей подготовительного предпраздничного перио­да. Деятельность организаторов при этом имеет задачу ут­верждения социально значимых ценностей и созидания, во­влечения максимального большинства в единое празднич­ное действие. Высокий эмоциональный настрой дает воз­можность повысить эффективность праздничного действия. Эту особенность необходимо учитывать при организации праздничного действия независимо от того, какие методы будут использованы при его подготовке.

Для повседневного неорганизованного отдыха в учреж­дениях культуры есть молодежные гостиные с уютным ка­фе, читальным залом, кинолекционным залом, зеленой гос­тиной с аквариумами и кинодемонстрационным и выста­вочным залами.

Происходит формирование нового стиля сферы развле­чений. Начался процесс появления в учреждениях культуры новых технически оснащенных форм обслуживания, таких, как аудиовизуальные, видеотехнические средства, компью­теризация и т.д.

Бурное развитие аудиовизуальных и технических средств во многом определяет сейчас не только формы от­дыха и развлечений, но и деятельность имеющихся учреж­дений культуры и создание новых.

В наибольшей степени познавательные возможности че­ловека мобилизуются в том случае, когда решающим стано-

вится довод «необходимо». А он возникает лишь тогда, ко­гда у человека появляются возможности совместить любо­пытство и необходимость в познавательной деятельности.

Под влиянием новых форм отдыха развиваются и закре­пляются иные качества человека. И от того, настолько глу­боко их содержание, насколько они активны, зависит в ко­нечном счете результат деятельности учреждений культуры.