Домой / Фундамент под дом / Правила ведения бухучета в СНТ (нюансы). Налогообложение снт Налогообложение снт в году на усн

Правила ведения бухучета в СНТ (нюансы). Налогообложение снт Налогообложение снт в году на усн

Садоводческие некоммерческие товарищества являются популярной системой организации деятельности российских садоводов. По своему статусу СНТ является юридическим лицом и призвано обеспечить защиту интересов граждан, входящих в его состав. Все владельцы дачных участков должны уплачивать в местный бюджет земельный налог . Помимо того, что налог на землю должны перечислять собственники, в СНТ существуют также и земли общего пользования, необходимость оплачивать которые возложена на правление товарищества.

В связи с тем, что данный бюджетный платеж относится к уровню местных налогов, ставка по нему устанавливается местными органами самоуправления индивидуально. Правительством регламентировано два вида ставок, исходя из которых, местные власти могут самостоятельно варьировать ставку по налогу на землю, не превышая установленного предела.

НК РФ предусматривает следующие размеры ставок по налогу:

  • 0,3 % применяются для земель подсобных хозяйств, земли жилищного фонда с имеющейся инженерной инфраструктурой и т.д.
  • 1,5 % используются в отношении всех объектов, не облагаемых налогом по ставке 0,3 %.

Физические лица не производят расчет налога на землю самостоятельно. За них это делает налоговый орган. На основе произведенных инспекторами расчетов, налогоплательщики получают уведомление о необходимости уплатить налог.

Перечислить в местный бюджет налоговый платеж необходимо не позднее 1 декабря года следующего за окончанием налогового периода. То есть земельный налог за 2016 год надо будет перечислить не позднее 1 декабря 2017 года. Декларацию по земельному налогу , в отличие от юридических лиц, граждане в инспекцию не предоставляют. Налоговые льготы по земельному налогу устанавливаются местными органами власти на территории муниципальных образований.

Земельный налог на дачный участок

Наличие дачного участка у физического лица является основанием перечислять налог на землю в СНТ. В соответствие с налоговым правом дачные участки облагаются земельным налогом по ставке 0,3 %, что составляет предел, выше которого повышать ставку муниципалитет не вправе. Однако в России множество образований использует для обложения налогом ставку менее 0,3 %, это право дано им НК РФ. Соответственно, уточнить применяемую в регионе налоговую ставку, можно обратившись в свою инспекцию ФНС либо, используя ]]> сервис ФНС ]]> . Для исчисления налога с 2015 года в расчет принимается кадастровая стоимость дачного участка.

Налог на землю под ИЖС

Налог на землю ИЖС также рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Для расчета налога показатель кадастровой стоимости учитывается на 1 января года. Земли, являющиеся объектом жилищного строительства, тоже облагаются налогом по ставке 0,3 % в соответствии со ст. 394 Налогового кодекса.

Как рассчитать земельный налог в СНТ

Земельный налог в садовом товариществе рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка и ставки по налогу. Расчет налога производится следующим образом:

Налог на землю = Кадастровая стоимость земли х 0,3 %.

Если по каким-либо причинам налогоплательщик не знает кадастровую стоимость принадлежащей ему на праве собственности земли, узнать ее можно в кадастровом паспорте объекта недвижимости или на сайте Росреестра.

Налог на земли общего пользования в СНТ

Земли общего пользования, расположенные в СНТ также облагаются земельным налогом. Согласно принятой практике, земельный налог СНТ оплачивает правление товариществом, возмещая произведенные затраты за счет членских взносов участников. В связи с тем, что СНТ является юридическим лицом, рассчитывая налог на землю, необходимо учитывать требования для организаций, то есть самостоятельно рассчитывать налог и предоставлять декларацию в инспекцию ФНС. Обратите внимание, что в этом случае вам может потребоваться вносить

Садоводческое товарищество – учет и налогообложение

Садовые участки на сегодняшний день для большого числа граждан являются как излюбленным местом отдыха, так и источником получения овощей, фруктов, ягод и другой продукции, которую можно вырастить на садовом участке.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируются на законодательном уровне.

Самой распространенной формой организации коллективного занятия граждан садоводством и огородничеством являются садовые товарищества. О том, как осуществляется учет и налогообложение в садовых товариществах, мы и поговорим в этой статье.

Обратимся к Федеральному закону от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее – Закон № 66-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, а также устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Формы организации коллективного занятия гражданами садоводством и огородничеством определены статьей 4 Закона № 66-ФЗ, согласно которой граждане могут создавать садоводческие некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства. Отличие между этими формами состоит, главным образом, в форме собственности на имущество общего пользования.

В соответствии со статьей 1 Закона № 66-ФЗ садоводческое некоммерческое объединение граждан, создаваемое в форме некоммерческого товарищества – это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Садоводческое товарищество в силу пункта 2 статьи 6 Закона № 66-ФЗ считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием.

После государственной регистрации земельный участок предоставляется садоводческому товариществу в соответствии с земельным законодательством, что определено пунктом 4 статьи 14 Закона № 66-ФЗ.

Высшим органом управления садоводческим товариществом является общее собрание его членов, компетенция которого определена статьей 21 Закона № 66-ФЗ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2009 года № А33-10199/08-Ф02-2245/09 по делу № А33-10199/08). Но основную повседневную деятельность по управлению товариществом и ведением хозяйственной деятельности, обеспечением стабильного развития деятельности и достижения целей, обозначенных в его уставе, осуществляет правление товарищества, которое возглавляется председателем.

Рассмотрим вопросы ведения бухгалтерского учета и налогообложения садоводческих некоммерческих товариществ.

Имущество общего пользования в садоводческом товариществе является совместной собственностью его членов, причем приобретается или создается такое имущество за счет целевых взносов, что следует из пункта 2 статьи 4 Закона № 66-ФЗ. Напомним, что целевые взносы – денежные средства, внесенные членами садоводческого товарищества на приобретение (создание) объектов общего пользования (статья 1 Закона № 66-ФЗ).

К имуществу общего пользования статьей 1 Закона № 66-ФЗ отнесены, в частности, дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное. Иными словами, имущество общего пользования – это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого товарищества потребностей членов такого товарищества в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.

Помимо общего имущества, приобретенного (созданного) за счет целевых взносов членов товарищества, садоводческому товариществу необходимо осуществлять учет вступительных, членских, паевых и дополнительных взносов, вносимых членами товарищества. Вступительные взносы вносятся на организационные расходы на оформление документации, периодически вносимые членские взносы – на оплату труда работников товарищества и иные текущие расходы, дополнительные взносы вносятся на покрытие убытков, образовавшихся при осуществлении мероприятий, утвержденных общим собранием членов садоводческого товарищества (статья 1 Закона № 66-ФЗ).

Как Вы знаете, согласно статье 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон № 402-ФЗ) обязанность по ведению бухгалтерского учета распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, в том числе и на садоводческие товарищества.

Если садоводческое товарищество выполняет условие, установленное пунктом 4 статьи 6 Закона № 402-ФЗ, то оно вправе вести упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Как следует отражать в учете всевозможные взносы, вносимые членами садоводческого товарищества? Обратимся к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" (далее – План счетов).

Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других лиц, Планом счетов предназначен счет 86 "Целевое финансирование". Средства целевого назначения, полученные в качестве финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Планом счетов определено, что аналитический учет по счету 86 "Целевое финансирование" следует вести по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления. Иными словами, к счету 86 "Целевое финансирование" следует открыть субсчета, например:

86-1 "Вступительные взносы";

86-2 "Членские взносы";

86-3 "Целевые взносы";

86-4 "Дополнительные взносы";

86-5 "Прочие поступления".

На каждом из открытых субсчетов следует вести учет поступивших средств в отношении каждого члена садоводческого товарищества.

Порядок регулярных поступлений от членов товарищества определяется учредительными документами. Задолженность членов товарищества по взносам отражается по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование" на основании устава товарищества, решения общего собрания членов садоводческого товарищества, решений правления, оформленных протоколами. При поступлении денежных средств составляется запись по дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (на соответствующих субсчетах).

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" – при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации.

Земли общего пользования предоставляются садоводческому товариществу как юридическому лицу в собственность, из чего следует, что стоимость земельных участков, являющихся собственностью товарищества как юридического лица, должна быть отражена на его балансе.

Земельные участки следует учитывать в качестве объектов основных средств. Основным документом, которым следует руководствоваться, формируя информацию об основных средствах, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (далее – ПБУ 6/01). Правила этого бухгалтерского стандарта применяются с учетом Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".

Важной особенностью бухгалтерского учета земельных участков является тот факт, что они не подлежат амортизации, что следует из пункта 17 ПБУ 6/01, согласно которому не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются, в частности, земельные участки. В остальном бухгалтерский учет земельных участков особенностей не имеет и осуществляется в общем порядке.

Садоводческим товариществом могут быть приобретены или созданы иные объекты основных средств, которые также должны учитываться на счете 01 "Основные средства". Но в отношении иных объектов основных средств необходимо напомнить, что в соответствии с пунктом 17 ПБУ 6/01 по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Следует отметить, что садоводческое товарищество согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 66-ФЗ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Если садоводческое товарищество будет осуществлять предпринимательскую деятельность, то ему следует вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с осуществлением уставной и предпринимательской деятельности. Расходы на содержание садоводческого товарищества (общехозяйственные расходы), предварительно учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", по окончании отчетного периода следует распределить пропорционально доходам от осуществляемых видов деятельности и отражать по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в части, относящейся к предпринимательской деятельности, и по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в части, относящейся к уставной деятельности садоводческого товарищества.

Перейдем к рассмотрению некоторых вопросов налогообложения садоводческих некоммерческих товариществ и начнем с земельного налога. Как правило, интерес для садоводческих товариществ представляет вопрос о том, кто будет являться плательщиком земельного налога в отношении земель общего пользования.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Таким образом, основанием для взимания земельного налога является документ, подтверждающий право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок.

Еще раз повторим, что согласно пункту 4 статьи 14 Закона № 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому некоммерческому товариществу как юридическому лицу в собственность.

По мнению Минфина Российской Федерации, изложенному в письме от 11 марта 2009 года № 03-05-05-02/11, налогоплательщиком земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, является соответствующее садоводческое некоммерческое товарищество.

Вместе с тем, как сказано в письме, правлением садоводческого товарищества может быть принято решение, предусматривающее компенсацию земельного налога в отношении земель общего пользования в виде взносов членов такого товарищества.

В письме ФНС Российской Федерации от 2 мая 2012 года № БС-4-11/7315 также отмечено, что если земельные участки общего пользования предоставлены в коллективно-совместную собственность садоводческому товариществу как юридическому лицу, свидетельство о праве коллективно-совместной собственности на эти участки выдано товариществу и согласно сведениям, предоставляемым в налоговые органы территориальными органами Росреестра, правообладателем таких участков является садоводческое товарищество, то налогоплательщиком в отношении земельных участков общего пользования признается это товарищество.

Члены садоводческого товарищества не обладают землями общего пользования на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения и, соответственно, не могут являться налогоплательщиками земельного налога за указанные земли общего пользования.

В письме также сказано, что ФНС Российской Федерации понимает озабоченность правления садоводческого товарищества в части необходимости оплаты земельного налога, в том числе за "брошенные" и неприватизированные земли, и в этой связи сообщает, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 3 той же статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. С учетом изложенного для решения вопроса, связанного с "брошенными" земельными участками, следует обращаться в органы местного самоуправления.

Ведя речь о садоводческих товариществах, нельзя обойти стороной тему водоснабжения. Возникает ли у садоводческого некоммерческого товарищества объект налогообложения по водному налогу?

Напомним, что в соответствии со статьей 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 НК РФ.

Перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения по водному налогу, приведен в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ. В частности, в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 указанной статьи НК РФ не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности граждан.

Таким образом, в случае осуществления садоводческим некоммерческим товариществом забора воды из водных объектов для целей, перечисленных в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 НК РФ, объекта налогообложения по водному налогу у садового некоммерческого товарищества не возникает.

В случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ, садоводческие некоммерческие товарищества уплачивают водный налог в общеустановленном порядке.

Организации, применяющие общую систему налогообложения, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, исчисление и уплата которого регулируются главой 25 НК РФ. Садоводческие некоммерческие товарищества также являются налогоплательщиками налога на прибыль. Отметим, что для садоводческих товариществ не установлено никаких особенностей при налогообложении прибыли, они руководствуются общими нормами, определенными главой 25 НК РФ.

Очень многие садоводческие товарищества применяют упрощенную систему налогообложения, руководствуясь главой 26.2 НК РФ. Имеют ли они право на применение этой системы налогообложения? Для ответа на этот вопрос обратимся к письму Минфина Российской Федерации от 16 октября 2007 года № 03-11-04/2/258, в котором сказано, что на основании положений главы 26.2 НК РФ некоммерческие организации, в том числе садоводческие некоммерческие товарищества, вправе применять данный специальный налоговый режим при условии соблюдения ограничений, установленных статьей 346.12 НК РФ.

При этом на применение упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) переходит вся организация в целом, в отношении всех получаемых ею доходов. Налогоплательщики – некоммерческие организации, перешедшие на применение УСН, при определении налоговой базы учитывают как доходы, полученные в связи с осуществлением функций некоммерческого характера, так и доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ при применении налогоплательщиком УСН в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, суммы, полученные садоводческим некоммерческим товариществом в виде членских взносов, не подлежат включению в налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.

Аналогичное мнение высказано в письме Минфина Российской Федерации от 13 января 2014 года № 03-11-11/264.

Следует отметить, что статьей 8 Закона № 66-ФЗ гражданам предоставлено право вести садоводство в индивидуальном порядке. Граждане, ведущие садоводство в таком порядке на территории садоводческого товарищества, имеют право пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования товарищества за плату на условиях договоров, заключенных с товариществом в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого товарищества. Размер платы для граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) общего имущества не может превышать размер платы за пользование имуществом для членов садоводческого товарищества.

В письме Минфина Российской Федерации от 28 апреля 2010 года № 03-11-11/122 отмечено, что по своему правовому содержанию такие договоры являются договорами аренды. В состав внереализационных доходов включаются, в частности, доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ.

Таким образом, суммы, полученные садоводческим товариществом по договору о пользовании имуществом общего пользования от гражданина, не являющегося членом указанного товарищества, подлежат включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

В письме также обращено внимание на то, что перечень доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 251 НК РФ, является закрытым. И в отношении доходов садоводческого товарищества в виде денежных компенсаций за неучастие в субботниках и в виде пеней за несвоевременную уплату членских взносов сказано, что такие доходы не поименованы в статье 251 НК РФ, следовательно, они подлежат налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, как внереализационные доходы.

Есть Письмо Минфина России от 29.10.2012 N 03-11-11/328 с разъяснениями официальной позиции по этому вопросу (далее цитирую):

"садоводческое товарищество, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает взносы учредителей (участников, членов).

Что касается других платежей, поступающих садоводческому товариществу, то в соответствии со ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, суммы платежей за электроэнергию, поступающие на счет организации, являются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. "

"В случае заключения садовым товариществом агентских договоров на поставку электроэнергии следует иметь в виду, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям гл. 52 ГК РФ или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

Согласно положениям п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.

В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение. "

Садовые некоммерческие товарищества (СНТ) ведут учет согласно требованиям и правилам законодательства, установленных для всех предприятий. Документооборот направлен на оформление операций, обслуживающих нужды организации. Предпринимательская деятельность допускается только для достижения целей, указанных в учредительных документах. В статье мы рассмотрим как осуществляется бухгалтерский учет в СНТ.

Объединение создано для обеспечения текущих нужд и решения социально-хозяйственных задач. Члены товарищества не отвечают по обязательствам СНТ, а объединение – по долгам участников.Аналогично с предприятиями других форм ведение деятельности должно быть учтено и оформлено по условиям бухгалтерского и налогового учета. СНТ является полноценным юридическим лицом с Уставом, определяющим порядок ведения деятельности.

Объем оправдательных документов при ведении бухгалтерского учета товариществ зависит от системы налогообложения, выбранного организацией. СНТ имеет возможность выбрать общий или упрощенный режим налогообложения.

Предельная величина средней численности в предприятиях УСН не должна превышать 100 человек.Изменять объект налогообложения УСН или систему в течение года не допускается. В СНТ наиболее удобным для учета объектом является форма «доходы». Учет расходных показателей по статьям производится в журнале учета операций.

При ведении УСН товариществом уплачиваются:

  • Единый налог, рассчитанный при ведении коммерческой деятельности.
  • Страховые взносы, начисленные в ПФР и ФСС на выплаты, производимые управляющему, бухгалтеру, охранникам и другим сотрудникам, получающим заработную плату.
  • НДФЛ, уплачиваемый налоговым агентом.
  • Земельный налог, сумма которого уплачивается из взносов членов.

По уплачиваемым налогам СНТ представляет декларации и расчеты в ИФНС и фонды. Бухгалтерский баланс представляет в упрощенном виде, установленных для малых предприятий. В обязательном порядке представляется отчет о целевом использовании полученных средств.

При осуществлении предпринимательской деятельности необходим раздельный учет доходов и расходов. Отдельный учет производится по средствам, полученным и израсходованным по целевым программам и коммерческой деятельности.

Документооборот СНТ ведется по группам активов и обязательств.

Наименование группы

Учетные данные

Документы

Целевое финансирование Учет поступлений, расходов,

оформление отношений с третьими лицами

Ведомости, кассовые ордера, смета, договоры
Имущество товарищества Учет создания, поступлений на учет, дооборудования Акты, карточки, договоры подряда, купли-продажи
Документы общего назначения Учет форм общего характера Приказы, сметы, протоколы собраний, учетная политика
Кассовые и банковские операции Учет операций по поступлению и расходованию средств ПКО, РКО, кассовая книга, выписки по счету, авансовые отчеты
Работники СНТ Учет поступлений на работу, трудовых книжек Трудовые договоры, журналы учета
Заработная плата Учет выплат вознаграждений Ведомости, карточки
Коммерческая деятельность Учет полученных доходов и произведенных расходов Документы бухгалтерского и налогового учета

В обязанности бухгалтерии СНТ входит учет налогообложения и формирование отчетности для контролирующих организаций. Председатель СНТ может принять обязанности по ведению учета на себя. ИФНС достаточно настороженно относится к ситуациям, когда занятие должностей председателя, бухгалтера и прочих работников производится на общественных началах, без получения вознаграждения.

Источник доходов СНТ

Поступление сумм для обслуживания деятельности производится членскими взносами участников товарищества. Сумма определяется по смете, предложенной на общем собрании членов или при наличии кворума, достаточная численность которого определяется учредительными документами. Размер членских взносов устанавливается на календарный год или другой период, определенный товариществом. Членские взносы учитываются как целевые поступления, не облагаемые налогом.

Поступление членских взносов производится по приходному кассовому ордеру. Организации СНТ обязаны соблюдать правила ведения кассовых операций. Если день прихода в кассу денежных средств совпадает у ряда лиц, прием может осуществляться по ведомости с указанием данных участка, лица и при наличии подписи. К документу в обязательном порядке выписывается ПКО (приходный кассовый ордер) с последующим его отражением в кассовой книге.

Счета учета доходов

Используемый товариществом рабочий план счетов утверждается в приложении к учетной политике. Учет поступлений ведется с использованием счета 86 «Целевое финансирование» и субсчетов, открытых для ведения аналитического учета. К счету открывают:

  • 86/1 для учета средств вступительного взноса, направляемых на оформление документации.
  • 86/2 для учета членских взносов, используемых для покрытия текущих расходов.
  • 86/3 для учета средств, направляемых на реализацию целевых программ, например, приобретение основного средства.

Рассмотрим пример с типовой ситуацией ведения учета в СНТ «Участок». Общим собранием членов товарищества установлена потребность в сооружении дороги. Взнос каждого лица составил 1500 рублей. Сумма целевого назначения аккумулируется на счете 86/3 по кредиту в разрезе участников. В учете по лицам отражаются проводки:

Дебет 76/5 Кредит 86/3 – 1500 рублей – начислена задолженность на сумме целевого взноса.

Дебет 50 Кредит 76/5 – 1500 рублей –произведен взнос наличной суммы на целевую программу.

Счет 86/3 будет закрыт после сооружения дороги СНТ «Участок». Задолженность по контрагентам можно определить по счету 76/5.

Учет расходов товарищества

Перечень расходов, допускаемых при обслуживании деятельности СНТ, должен быть установлен в учредительных документах или внутреннем положении, утверждаемом общим собранием участников. Величина годовых расходов определяется в смете. По итогам года председатель предоставляет отчет, утверждаемый на общем собрании.

СНТ часто использует для ведения операций журнал учета. Документ необходим для составления внутренней отчетности, определения остатка и движения по счетам. Рассмотрим особенности ведения журнала учета.

Положение

Характеристика

Используемая форма

№ К-1
Порядок заполнения записи Хронологический
Основания для внесения записи Документы первичного учета
Содержание Краткое описание операции
Порядок записи сумм Производятся по дебету и кредиту счета
Выведение остатка

По итогам месяца и каждому счету

Удобством ведения записей в журнале учета является получение точных показателей, позволяющих отчитаться по доходной и расходной части сметы.

Учет коммунальных платежей на практическом примере

В смете товарищества отдельно не отражаются коммунальные платежи, учитывать которые необходимо. Основным видом получаемой СНТ коммунальной услугой является электроснабжение, поставляемое на основании договора с ресурсоснабжающей компанией. Учет затрат по электроэнергии учитываются на счете 26, учет затрат по счетчикам ведется на счете 76/5 в разрезе участков или фамилий в корреспонденции со счетами расчетов.

Рассмотрим примеры проводок при получении счетов за электроэнергию и их оплате от поставщика услуг.

В адрес СНТ «Огородник» от ОАО «Энергосбыт» был выставлен счет за июнь 2016 года на сумму 850 рублей. С актом на получение энергии председатель товарищества согласился, о чем сделал запись в экземпляре поставщика услуги. В учете СНТ «Огородник» производятся записи:

  1. Дт 26 Кт60– 850 рублей – начислена сумма расходов СНТ на электроэнергиюпо акту;
  2. Дт 60 Кт 51 – 850 рублей – произведена оплата за поставленную энергию;
  3. Дт 86/2Кт 26 – 850 рублей –произведено покрытие затрат за счет целевых поступлений.

Задолженность по поставке электроэнергии СНТ «Огородник» погашена.

Затраты на оплату коммунальных платежей в обслуживающую компанию покрываются за счет целевых поступлений участников. Само товарищество не оказывает услуги по обеспечению электроэнергией и поступления в счет покрытия расходов доходом не являются. В обязанности органа управления товариществом входят сбор средств и перечисление их компании, оказывающей услугу электроснабжения.Учет в СНТ производится в точном соответствии тарифам, установленных для услуги.

Земельные участки и имущество СНТ

Использовать земли СНТ можно только по целевому назначению для выращивания сельскохозяйственных культур и возведения постройки. Для жилищного строительства земля не используется. Постройка на участке не оформляется как собственность с правом прописки и имеет статус садового домика.

Земельный участок не может быть приватизирован и предоставляется лицу в аренду после вступления в товарищество. Имущество является собственностью всех участников. В распоряжении лиц находятся:

  • Дороги общего пользования, расположенные на территории СНТ.
  • Коммуникации, предназначенные для функционирования инженерных сетей.
  • Площадки, предназначенные для парковки или размещения контейнеров для сбора мусора.
  • Общие сооружения, ворота, заборы.

Учет имущества, созданного на средства членов товарищества, производится на счетах учета основных средств, незавершенного строительства. Созданное на средства участников товарищества имущество является собственностью юридического лица, оформленного в виде СНТ. Право распоряжаться имуществом с ограничением совершения сделок должно быть утверждено в Уставе товарищества.

Члены товарищества имеют право распоряжаться имуществом на общих правах. В случае использования собственности СНТ третьими лицами с ними заключается договор на право пользования за плату, размер которой соответствует стоимости, установленной для членов.

Блиц ответы на распространенные вопросы

Рассмотрим ответы на ряд практических вопросов деятельности СНТ.

Вопрос №1. Как определяются размер членских взносов и их учет при отсутствии сметы?

Величина взносов устанавливается общим собранием членов и может быть принята без утверждения сметы. Для учета поступлений и расходов заводится журнал учета операций, позволяющий определить распределение сумм по счетам затрат.

Вопрос №2. Чем подтверждается факт уплаты взносов, если прием осуществляется по ведомости?

СНТ может принять форму на общем собрании членов товарищества. В большинстве объединений оформляют членские книжки, куда вносится запись об уплате взноса.

Вопрос №3. Являются ли поступления от членов СНТ на покрытие оплаты за электроэнергию и земельный налог доходом товарищества?

Нет, не являются. Суммы вносятся в составе членских взносов, о чем должно быть указано в Уставе товарищества.

Вопрос №4. Каким образом покрываются расходы СНТ при превышении потребности над доходами, установленными по годовой смете?

Размер целевых поступлений членов товарищества зависит от установленной суммы, принятой общим собранием участников. В случае недостаточности средств потребуется собрать кворум членов СНТ и пересмотреть установленную на год сумму взносов.

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.


29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx): ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.
Обсуждение закона открыто здесь:
(для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

ФЗ-217 от 29.07.2017 г. - Постоянно дополняемые, изменяемые комментарии к новому федеральному закону с учётом наработанной практики.

Информация о налогообложении СНТ является достаточно объёмным материалом, поэтому на этой странице изложены краткие сведения по 10 нижеперечисленным главам. Подробную информацию Вы найдёте, следуя по ссылке в конце описания содержания каждой главы или через Документы СНТ.

Налогообложение садоводческого товарищества

1. Земельный налог

Земельный налог в садоводческих некоммерческих товариществах до 1 января 2005 г. Введение в НК РФ с 1 января 2005 г. гл. 31 "Земельный налог" и передача земельного налога местным органам. Создание СНТ, государственная регистрация собственности на земельные участки, на землю общего пользования, возникновение обязанности по уплате земельного налога. Льготы при уплате земельного налога за личные участки, землю общего пользования. Государственная поддержка СНТ и установление льгот по уплате налога. Порядок уплаты земельного налога физическими лицами, организациями и индивидуальными предпринимателями. Учет земельных участков в Едином государственном реестре земель и Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Величина земельного налога. Сроки уплаты земельного налога. Уплата налога физическим лицом в случае неполучения уведомления из налогового органа. Пеня при уплате налога. Уплата налога за земельные участки, приобретенные для жилищного строительства. Возврат переплаченных в качестве налога денег.

Отражение земельного налога в бухгалтерском учете садоводческого товарищества в случаях ведения предпринимательской деятельности, уставной деятельности, распределение доходов и исчисление налога.

Компенсационные выплаты по земельному налогу садоводческому товариществу в случаях уплаты налога СНТ за земли общего пользования.

2. Налог на имущество юридических лиц

Законодательство РФ о налоге на имущество организаций. Движимое и недвижимое имущество СНТ. Основания для налоговых расчётов по авансовым платежам и декларация по налогу на имущество. Налоговые ставки по налогу на имущество. Объекты налогообложения по налогу на имущество. Порядок расчётов, сроки уплаты налога, амортизационные вычеты. Примеры расчёта налога на имущество СНТ.

3. Водный налог

Использование воды в СНТ. Налоговый кодекс РФ об уплате водного налога с 1 января 2005 г. Федеральный закон № 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" от 6 мая 1998 г. до 1 января 2005 г.

4. Налог на имущество физических лиц

Объекты налогообложения. Уплата налога с жилых строений до 50 кв. м., более 50 кв. м. Ставки налога. Исчисление налога на основании инвентаризациооной стоимости. Определение стоимости строений, жилых домов. Декларирование имущества. Порядок и сроки уплаты налога долями. Перерасчёт налога. Налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц. Ответственность на неуплату.

5. НДС

Некоммерческие организации и НДС. Целевые средства СНТ по отношению к НДС. Объекты налогообложения НДС. Примеры. Срок уплаты НДС. Форма налоговой декларации по НДС и порядок её представления в налоговые органы. СНТ в роли налогового агента. Арендная плата и НДС в СНТ.

6. Налог на прибыль

Налог на прибыль и взносы садоводов в СНТ. Налоговый кодекс РФ о налоге на прибыль в некоммерческих организациях. Налоговый период. Составление налоговой декларации по налогу на прибыль. Доходы СНТ от реализации товаров, работ, услуг, внереализационных доходов. Представление налоговой декларации по упрощённой форме.

7. Упрощённая система налогообложения

Применение упрощённой системы налогообложения в СНТ до 1 января 2006 г. и после. Условия применения УСН в СНТ согласно требованиям НК РФ гл. 26.2. УСН и земельный налог, страховые взносы, др. налоги, установленные на территории РФ. Кассовые операции при УСН. Особенности бухгалтерского учёта в СНТ при УСН. Освобождение от налогов при применении УСН. Пример использования УСН.

8. О системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Организации и товаропроизводители, признаваемые плательщиками сельскохозяйственного налога согласно ст. 346.2 НК РФ. Причины, по которым СНТ не могут быть переведены на систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей.

9. Штрафы и пени

Ответственность за непредоставление налоговой декларации. Расчёт штрафа в случаях предоставления декларации в течение до 6 месяцев после истечения срока её подачи и после 6 месяцев. Наложение административных штрафов за непредоставление налоговой, статистической и другой форм отчётности согласно действующему законодательству Российской Федерации в соответствующие органы Государственной налоговой службы, государственные органы статистики, юстиции (регистрационные органы некоммерческой организации) и другие государственные органы. Размер административного штрафа.

10. Форма уплаты налогов

Уплата налогов через банковкие счета. С какого момента обязанность по уплате налогов считается исполненной. Безналичный порядок уплаты налогов садоводческими товариществами. Запрет о перечислении денежных средств на счета налоговых органов, минуя свои банковские счета.