Домой / Фундамент под дом / Технология проведения судебно психологической экспертизы личности. Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) в уголовном судопроизводстве

Технология проведения судебно психологической экспертизы личности. Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) в уголовном судопроизводстве

В рамках СПЭ проводится обычное психодиагностическое исследование подэкспертного (в ряде случаев по программе обычного патопсихологического исследования). Важно понимать, что в любом поведении некоторым образом представлены компоненты каждой из трех сфер психики: когнитивной, эмоциональной и личностной, Поэтому понимание любого поведенческого акта предполагает рассмотрение участия и взаимосвязей этих трех компонент в его существовании и обусловливании.

Таким образом, психодиагностическое исследование в рамках СПЭ должно включать выявление трех основных блоков:

  • а) изучение особенностей познавательной сферы подэкспертного;
  • б) исследование особенностей эмоциональной сферы и психоэмоционального статуса;
  • в) изучение личностных особенностей подэкспертного.

При составлении батареи методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности. Более надежные выводы получаются, когда данные, полученные с помощью одной методики, подтверждены данными, полученными по другим методикам. В экспертном исследовании число методик должно быть не слишком большим. Экспертиза ограничена временем, отсутствием возможности повторить исследование и другими причинами.

Следует отметить, что далеко не все методы, разработанные в других отраслях психологической науки могут быть использованы при производстве СПЭ. Имеющиеся ограничения связаны с объектом и предметом экспертного исследования:

1. В силу наличия установочного поведения подэкспертного (обвиняемого или потерпевшего, чье поведение часто также бывает морально ущербным) не все методы применимы.

Достоверность получаемых данных при изучении девиантного поведения в значительной степени снижается в связи с высокой вероятностью его социального (а порой и уголовного) осуждения, что заставляет обследуемых давать социально желательные ответы, демонстрируя высокую тенденцию к установочному поведению.

Установочное поведение - поведение, определяемое стремлением (установкой) «подавать» себя в более выгодном свете. Как правило, это связано с желанием активно повлиять на результаты исследования, но может быть связано со стремлением «хорошо» выглядеть или понравиться данному исследователю.

В психологии выделяются следующие типы установочного поведения.

Психологическая симуляция - преднамеренная демонстрация психических свойств личности и состояний, отсутствующих у субъекта. Обычно симулируются качества, которые представляются субъекту положительными. Например, человек может симулировать уверенность в себе, которую большей частью в этот момент не испытывает. Но иногда симулируются качества, которые, как ему представляется, могут понравиться другому человеку.

Диссимуляция - преднамеренное сокрытие субъектом имеющихся у него психических свойств личности и состояний. Диссимулируются преимущественно качества, которые представляются субъекту негативными: агрессивность, враждебность и т.п.

Аггравация - преднамеренная, подчеркнутая демонстрация имеющихся у субъекта психических свойств личности и состояний. Например, поскольку в бытовом сознании существует миф о том, что к аффекту склонны высоко эмоциональные, тревожные люди, то при экспертизе аффекта чаще всего аггравируются именно эти свойства. Субъект как бы «выпячивает», подчеркивает качество, которое вообще-то у него имеется, но не столь выраженно.

Надо заметить, что в поведении обследуемого все эти формы (или типы) установочного поведения проявляются одновременно: какие-то свои качества он симулирует, другие диссимулирует, третьи - аггравирует. Задача психолога не только выявить установочное поведение, но и проанализировать его формы. Зачастую особенности установочного поведения могут дать ценную информацию о личностных особенностях обследуемого.

Чем более неодобряемы обществом виды девиантного поведения, которые мы изучаем, тем больше вероятность получения от респондента или испытуемого социально желательных ответов. В силу высокой тенденции к установочному поведению в исследованиях, посвященных девиантному поведению, желательно применение «защищенных» методик, то есть имеющих шкалы контроля искренности и достоверности.

  • 2. Должны применяться методы широко известные в психодиагностической практике.
  • 3. Ограниченная возможность применения проективных методов (в силу субъективности их интерпретации).

Введение

1. Проведение психологической экспертизы

2. Практический пример проведения судебно-психологической экспертизы

3. Методика проведения психологической экспертизы

4. Использование метода тестирования

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

При расследовании преступлений и рассмотрении дел в суде возникает необходимость использования специальных психологических знаний. Уголовно-процессуальный закон устанавливает две основные формы использования специальных знаний: 1) участие специалиста в следственных действиях (например, участие психолога при проведении допроса несовершеннолетнего); 2) назначение и производство судебных экспертиз. Эти формы имеют определенное сходство; отличаются же они по процессуальным особенностям, полномочиям и статусу лица, привлекаемого в качестве специалиста или эксперта.

Судебно-психологическая экспертиза представляет собой экспертное исследование, предметом которого служат факты, относящиеся к психической деятельности человека и имеющие значение для органов правосудия. Важные исследования в этой области принадлежали Л. В. Владимирову, Я. А. Канторовичу, В. А. Внукову, А. Е. Брусиловскому и др. Значительный вклад в развитие отечественной судебно-психологической экспертизы внесли также М. М. Коченов.А. Р. Ратинов,А. В. Дулов,М. В. Костицкий.В. Т. Нор, Ю. М. Грошевой и др. В работах этих авторов не только предлагается определение предмета и методов судебно-психологической экспертизы, функций судебного эксперта, но и рассматриваются проблемы, относящиеся к основаниям назначения экспертизы, кругу решаемых ею вопросов, компетенции эксперта, порядку и условиям проведения комплексных экспертиз и возможностям государственных экспертных учреждений, где такие экспертизы должны и могут производиться на современном уровне. Основная функция судебно-психологической экспертизы состоит в получении на основе практического применения специальных психологических знаний и методов исследования новых фактов, позволяющих точно и объективно оценивать индивидуальные особенности психики человека (индивидуально-психологических особенностей личности, психических состояний в тот или иной момент, особенностей познавательных процессов и др.). Нужно отметить, что судебно-психологическая экспертиза исследует проявления человеческой психики, которые не выходят за пределы нормы (исследование проводится в отношении психически здоровых людей). Поэтому необходимо отграничивать предмет судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической (исследующей определенные нарушения или психические заболевания).

Цель контрольной работы – ознакомится с методами психологической экспертизы в различных отраслях психологии, уметь обосновать батарею методик к этой экспертизе.

1. ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Объектом исследования судебно-психологической экспертизы выступают психические проявления человека, не выходящие за пределы нормы, т. е. не вызывающие сомнения в его психической полноценности. Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование содержания и структуры индивидуального сознания и поведения людей в процессе совершения тех или иных действий или отражения явлений окружающей действительности. С помощью судебно-психологической экспертизы можно получить данные, позволяющие понять и правильно оценить особенности психической деятельности и проявлений людей, которые имеют значение для выводов правового характера. В частности, заключения экспертов-психологов способствуют правильной оценке показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых в случаях, когда они вызывают сомнение в своей достоверности; несовершеннолетних - когда предполагается, что их показания имеют фантастические наслоения; обвиняемых - когда их действия неадекватны их состояниям и свойствам, и т. п. Широкий круг вопросов, решение которых предопределяется наличием специальных психологических знаний, относит судебно-психологическую экспертизу к числу действий, наиболее важных и достаточно распространенных в практике судебно-следственной деятельности.

Психиатрия - отрасль медицинской науки, изучающая нарушения в нервно-психической сфере человека.

В настоящее время существуют широкие возможности в проведении судебно-психологической экспертизы. К компетенции (основным направлениям) судебно-психологической экспертизы могут быть отнесены: 1) установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания (временной задержки) в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий и определение меры их способности руководить этими действиями; 2) установление принципиальной способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания; 3) установление, находился ли обвиняемый в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта; 4) установление, находился ли обвиняемый в период, предшествовавший совершению преступления, или в момент совершения преступления, в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на способность правильно осознавать явления действительности, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение (эмоциональные состояния типа сильного нервно-психического напряжения); 5) установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании (в первую очередь несовершеннолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление; 6) установление принципиальной возможности возникновения у субъекта в конкретной ситуации различных психических состояний, делающих невозможным или существенно затрудняющих выполнение профессиональных функций в области управления современной техникой; определение, находился ли субъект в таком психическом состоянии в момент совершения конкретных действий; установление у субъекта индивидуально-психологических особенностей, не позволяющих выполнять профессиональные функции на достаточно высоком уровне в случае возникновения неожиданных помех в его деятельности, усложнение ситуации и в связи с этим - повышение требований к психологическим возможностям человека; 7) установление у субъекта индивидуально-психологических особенностей, способных существенно влиять на содержание и направленность действий в конкретной ситуации; 8) установление, находился ли умерший в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству, и, если находился в этом состоянии, чем оно могло быть вызвано.

Отметим, что приведенный перечень не исчерпывает всего круга вопросов, которые могут возникнуть в процессе судопроизводства. Обстоятельства, выяснение которых может иметь значение для расследования и судебного разбирательства, весьма разнообразны и нередко диктуются конкретной ситуацией.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Так, достаточно часто назначается судебно-психологическая экспертиза для определения наличия или отсутствия физиологического аффекта в момент совершения преступления. В уголовном праве используется термин "сильное душевное волнение", вызванное неправомерными или аморальными действиями потерпевшего и считается смягчающим ответственность обстоятельством (ст. 66 УК Украины). Сильное душевное волнение употребляется как синоним психологического понятия физиологического аффекта.

В психологии и психиатрии различают физиологические и патологические аффекты. Патологический аффект определяется как эмоциональный взрыв, при котором человек не в состоянии управлять своими действиями и отдавать отчет своим поступкам. Сознанием человека овладевает одна эмоционально-конкретная идея (непоправимое горе, невыносимая обида). Патологический аффект устанавливает комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

Аффект - это относительно кратковременные и сильные эмоциональные переживания (яркая кратковременная эмоциональная реакция). Возникновение аффекта представляет собой критическую точку переживания. В литературных источниках отмечается, что аффект - это чрезвычайно сильное, бурное переживание (гнев, переходящий в ярость, страх, доходящий до ужаса, тоска, достигающая отчаяния, и т. п.). Для физиологического аффекта характерно существование замедления интеллектуальных и волевых процессов, нарушение целостного восприятия окружающего. Различают три стадии в развитии аффекта: 1) подготовительную; 2) аффективного взрыва; 3) постэмоционального периода.

Сложность установления состояния физиологического аффекта связана с тем, что его нельзя воспроизвести повторно. В процессе судебно-экспертного исследования проводится ретроспективный анализ, психологический анализ результатов деятельности человека. Так, по уголовному делу в отношении Т., обвиняемого в совершении убийства, была назначена судебно-психологическая экспертиза с целью определения - находился ли обвиняемый в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта. Из материалов уголовного дела было известно, что 7 января 2008 г. около 4 ч. 30 мин. возле ресторана "Юбилейный" в г. Харькове, в процессе ссоры, возникшей на почве личных неприязненных отношений, впоследствии переросших в драку между Т. и П., с одной стороны, и В., В., с другой стороны, Т., посчитав Л. за одного из нападавших на него и на его брата (П.) лиц, нанес последнему удар в грудь имеющимся у него кухонным ножом, от которого Л. через незначительный промежуток времени скончался.

Т. родился 11 июня 1974 г. первым из двух детей в семье (имеет младшего брата П., 1979 года рождения). В детстве рос и развивался без особенностей. В 1981 г. поступил в среднюю школу, а в 1989 г. закончил 8 классов средней школы. В этом же году поступил в машиностроительный техникум, где проучился полгода, далее поступил в ГПТУ-11, которое также не окончил. В 1991 г. поступил в вечернюю школу, где проучился один год и не завершил образование. Впоследствии работал реализатором. Т. ранее привлекался к уголовной ответственности за кражу и хулиганство.

Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы Т. признаков психоза, слабоумия, иных психических расстройств не обнаруживает, может отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Испытуемый Т. в процессе беседы контактен, цель исследования понимает правильно, держится свободно, на вопросы отвечает адекватно. В беседе оценивает свою личность как конфликтную, претендующую на лидерство...

Установление психического состояния Т. в момент совершения преступления предполагает осуществление ретроспективного психологического анализа противоправного поведения по материалам дела.

Т. прибыл в ресторан "Юбилейный", где проводилась дискотека в 24 ч. 30 мин. 7 января 2008 г. с тем, чтобы навестить брата - П. Т. совместно с присутствующими распивал спиртные напитки. Из показаний Т.: "... я выпил около 100 г. коньяка". Ссора происходит между П. и В., в ходе которой последний порезал шею П. Из показаний Т.: "... я подошел к ним и сказал, чтобы они прекратили ссору, на что незнакомый ответил мне в грубой форме, чтобы я шел подальше".

Ситуация, приведшая к совершению противоправных действий, вполне контролировалась и осознавалась со стороны Т. Так, в это время Т. заявил, что "... сегодня праздник и никаких конфликтов ни с чьей стороны создавать не нужно..." Кроме того, ситуация контролировалась и иными людьми. Из показаний Т.: "... моего брата и незнакомца растащил охранник". После происшедшей ссоры Т., П., Л. и другие "продолжили сидеть за столом, распивать спиртное, танцевать".

Ссылки на реальность угрозы со стороны Б. и его компании являются несостоятельными, так как Т. беспрепятственно покинул дискотеку, сходил домой за ружьем и ножом и вернулся обратно. Действия Т. имели целенаправленный характер. Из показаний Т.: "Они пригрозили нам расправой... после этого я пошел, взял ружье и кухонный нож... подошел к кинотеатру, где спрятал ружье и нож на спортплощадке возле забора".

Анализ ситуации показывает, что ссора между Б. и П. не содержала непосредственной угрозы Т. Из показаний Т.: "... я ушел домой и хотел там остаться, однако, подумав, что на дискотеке мой брат, я взял ружье моего отца, а также кухонный нож больших размеров и пошел обратно". Характер конфликтной ситуации показывает отсутствие субъективной невозможности найти выход из нее в данный момент. Данная ситуация не являлась аффективной, она не содержала насилия или оскорбления в адрес Т. Аффектогенной является ситуация, характеризующаяся тем, что находящийся в ней человек должен обязательно действовать и испытывать почти непреодолимую потребность, однако подходящих способов действия не находит.

Анализ поведения Т. показывает определенную подготовку к совершению преступления. Он сходил домой, взял ружье и кухонный нож, спрятал их на улице. Из показаний Т.: "... Прийдя к ресторану "Юбилейный" я спрятал ружье и нож на улице, а сам пошел на дискотеку. Зайдя туда, я сел за стол, за которым сидел ранее... Нож я взял, чтобы отпугнуть неизвестных".

Т. с помощью брата предложил Б. выйти разобраться и привел его к месту, где хранилось ружье и нож. Из показаний Т.: "... на улицу парня невысокого роста вывел мой брат. Об этом попросил его я. Для того, чтобы разобраться, а именно, чтобы побить". Из показаний Б.: "... Старший Т. о чем-то поговорил с младшим и они вместе направились в мою сторону. Старший прошел мимо к выходу, ничего не говоря, а младший, подойдя ко мне, сказал: "Пойдем, поговорим".

Анализ ситуации показывает отсутствие подготовительной (1-й) стадии аффекта у Т., т. е. действия при развертывании во времени были целенаправленными, последовательными. Стадия аффективного взрыва (2-я стадия) также отсутствовала, так как Л. участия в драке не принимал и не представлял угрозы Т. Из показаний Т.: "Л. я знал как одноклассника моего брата, мы с ним никогда не ссорились". Поэтому Л. не мог выступать аффектогенным раздражителем. Т. хорошо помнит последовательность своих действий и механизм нанесения ударов. Анализ поведения Т. в момент нанесения ударов ножом Л. и В. показывает отсутствие субъективной внезапности возникновения эмоционального напряжения, характерных для аффективного возбуждения.

Поведение Т. не является типичным для физиологического аффекта в 3-й стадии (постэмоциональный период). После совершения преступления Т. выполняет последовательные и целесообразные действия. Из показаний Т.: "... я забрал у него ружье и сложил его в чехол, который был со мной. После этого я пошел домой и в подвале спрятал его". После совершения деяния Т. и его брат П. уезжают к тетке в село. В этот период отсутствуют признаки эмоциональной, интеллектуальной или физиологической истощаемости, характерной для глубокого физиологического аффекта. Посткриминальное поведение свидетельствует о способности контролировать свои действия, об их целесообразности и направленности.

Одним из направлений судебно-психологической экспертизы выступает установление у субъекта индивидуально-психологических особенностей, способных существенно влиять на содержание и направленность действий в конкретной ситуации.

Развитие судебно-психологической экспертизы связано с появлением ее новых направлений (видов). Так, к новым направлениям может быть отнесена судебно-психологическая экспертиза преступной группировки, судебно-психологическая экспертиза фонограмм и видеозаписи, судебно-психологическая экспертиза определения морального ущерба и др. Вызывают интерес и современные комплексные исследования (например, инженерно-психологическая (технико-психологическая экспертиза), психолингвистическая, патопсихологическая и т. п.).

3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

При проведении судебно-психологических экспертиз всегда используется комплекс методов. Судебно-психологическая экспертиза предполагает исследование психики человека, психологических механизмов его поведения. Именно этим обусловлена специфика избираемых методов. В каждом конкретном случае избрание методов исследования зависит от задач экспертизы и тех вопросов, которые поставлены на разрешение судебного эксперта.

Судебно-психологическое исследование начинается с изучения материалов уголовного дела. Тщательное изучение таких материалов составляет основу для ретроспективного психологического анализа деятельности участников события. Подвергаются изучению сведения, содержащиеся в протоколах следственных действий, анализируются показания различных лиц (свидетелей, потерпевших, обвиняемых). Особое внимание необходимо обращать на документы, в которых есть информация о социально-психологических особенностях личности подэкспертного, его поведении в момент совершения преступления, отношении к содеянному. Необходимо проанализировать результаты судебно-психиатрической экспертизы.

Проведение судебно-психологической экспертизы предусматривает использование биографического метода. Данный метод предполагает изучение подэкспертного с точки зрения прошедших им этапов жизни, выявление фактов, имеющих психологическое значение. В ходе применения биографического метода предполагается получение данных о родителях подэкспертного, его отношениях в кругу семьи (с родителями, братьями, сестрами), наиболее важных этапах его жизни (характеристика дошкольного, школьного и периода взрослости).

Каждая судебно-психологическая экспертиза предусматривает использование метода беседы с испытуемым. Речь идет о непосредственном общении судебного эксперта с испытуемым. Такая беседа должна проводиться по заранее разработанной программе, в соответствии с изученными материалами уголовного дела. Беседа осуществляется при помощи постановки вопросов подэкспертному. Непосредственность общения предполагает установление психологического контакта с испытуемым. В этом плане важное значение имеет уважение прав личности подэкспертного, уважение его чести и достоинства, независимость от других участников процесса. Эксперт-психолог всегда должен помнить о презумпции невиновности (обвиняемый в преступлении - еще не преступник).

В процессе беседы с испытуемым важное значение приобретает метод наблюдения. Наблюдение позволяет регистрировать реакции на раздражители, изменение поведения в ходе постановки вопросов, отношение к тем или иным событиям, лицам, обстоятельствам. С помощью этого метода могут быть продиагностированы определенные психологические особенности подэкспертного.

В России первая известная попытка проведения судебно-психологической экспертизы относится к 1883 г. Она была предпринята при расследовании уголовного дела по обвинению московского нотариуса Назарова в изнасиловании актрисы-любительницы Черемновой. Как сообщила следствию Черемнова, в день преступления она дебютировала на сцене. Томительное ожидание спектакля, волнение, пережитое на сцене, вызвало у Черемновой, по ее словам, такой глубокий упадок физических и душевных сил, что, оставшись наедине с Назаровым, она была не в состоянии оказать ему сопротивление. Желая получить объективные сведения о влиянии на психику связанных с первым выступлением на сцене переживаний, следователь решил допросить двух известных актрис - М. Н. Ермолову и А. Я. Гламу-Мещерскую. Была предпринята попытка получения информации о психологических состояниях актера в день дебюта.

Судебно-психологическая экспертиза - это психодиагностическое обследование, конечным результатом которого является диагноз психологический (установление индивидуально-психологических особенностей личности). В этом отношении важное значение имеют психодиагностические методики (тесты). Тесты классифицируются по различным основаниям: по особенностям используемых задач (тесты вербальные и тесты практические), по формам процедуры обследования (тесты групповые и индивидуальные), по направленности (тесты интеллекта и тесты личности).

При производстве судебно-психологических экспертиз используются методики исследования личности (тест MMPI - Миннесотский многоаспектный личностный опросник; тематической апперцепции тест - ТАТ; тест Роршаха и т. п.); методики исследования мышления (рассказ по картинке; метод пиктограмм; метод исключения и др.); методики исследования памяти (заучивание слов; метод опосредованного запоминания; запоминания десяти чисел и др.); методика исследования восприятия и внимания (исследования восприятия формы предметов; исследования объема внимания и др.).

Тесты, используемые в практике судебно-психологической экспертизы, должны быть валидными. Валидность - один из основных критериев теста, означающий его пригодность для целей исследования; это комплексная характеристика теста, которая включает сведения об области исследуемых явлений и репрезентативность диагностики. Кроме того, тест должен быть надежным - отражать точность измерения, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ТЕСТИРОВАНИЯ

Термин "тест" происходит от английского слова test, что означает проверка, испытание, проба. Тест представляет собой определенное задание (систему заданий), которое позволяет измерять уровень развития того или иного психологического свойства (качества) личности. В психологии используется также термин "тестирование", обозначающий проведение проверки или испытания с использованием стандартизированных заданий (тестов), отличающихся соответствующей шкалой значений. Тестирование применяется в целях измерения индивидуальных различий.

В психологии различают тесты интеллекта (для выявления умственного потенциала индивида), тесты личностные (измеряются различные стороны личности: установки, ценности, отношения, эмоциональные свойства и др.), тесты креативные (для изучения творческих способностей личности), тесты достижений (определяющие степень владения конкретными знаниями, умениями, навыками), тесты проективные (для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции (перенесения субъектом собственных свойств или состояний на внешние объекты) и др.

В частности, с целью исследования познавательной сферы, например, восприятия, может использоваться метод объяснения сюжетных картин, состоящий в предъявлении испытуемому тех или иных картинок: веселых, печальных, со сложным сюжетом. При этом учитывается активность и желание испытуемого рассматривать картинку, затраченное время. В результате тестирования могут быть получены данные о сообразительности лица, умение выделить существенное, эмоциональное отражение (отклик).

В целях исследования восприятия испытуемого результативным является метод отыскивания чисел с помощью таблиц Шульте. Суть теста состоит в следующем: применяются таблицы или планшеты, на которых написаны в разном порядке цифры от "1" до "25". На каждой из пяти таблиц они написаны по-разному. Испытуемому предлагается отыскать, показать и назвать вслух все цифры по порядку и сделать это как можно скорее. При оценке результатов учитывается разница в количестве времени, затраченного на каждую таблицу. Увеличение его на последних таблицах свидетельствует об утомляемости, ускорение - о медленном врабатывании. При норме на каждую таблицу должно уходить одинаковое время (от 30 до 50 с).

Для исследования познавательной сферы может быть применен метод заучивания десяти слов. Испытуемому зачитывают десять слов и предлагают повторить в любом порядке. Опыт повторяется пять раз, спустя час - еще раз. Кривая запоминания может указывать на ослабление активного внимания, утомляемость, "застревание" на ошибке. Некоторая модификация рассматриваемого теста в виде метода заучивания десяти чисел применялась в войсках специального назначения для определения особенностей запоминания испытуемыми в экстремальных условиях (предлагалось десять различных двузначных чисел).

Зрительно-моторный тест "форм Бендера" направлен на выявление мозговых поражений, определение эмоциональных расстройств. Девять простых фигур предъявляются сразу на одной карточке. Всего карточек восемь. Испытуемого просят скопировать каждое изображение с находящегося перед ним образца. При анализе подсчитывается время и характер выполнения каждого задания.

Использование тестовых методик не допускает упрощенного подхода. История юридической психологии знает периоды, когда в целях определения причастности к совершенному преступлению предлагалось использование тестирования. В частности, имела место рекомендация об использовании теста "кляксы" (в психологии - тест Роршаха) для "диагностики" причастности. Если испытуемый в чернильных пятнах Роршаха отмечал схожесть со следами крови, делался вывод о причастности к совершению преступления. Вместе с тем, введение в психологическую практику теста Роршаха явилось одним из крупных достижений психологии XX в. Данный тест предназначен для диагностики скрытых установок, побуждений, свойств характера. Основные теоретические установки Роршаха заключались в следующем. Если человек оперирует всем пятном целиком, значит, он способен воспринимать основные взаимосвязи и склонен к систематизированному мышлению. Если фиксируется на мелких деталях, значит, он придирчив и мелочен, если на редких - значит, склонен к "необычайному" и способен к обостренной наблюдательности. Ответы на белый фон, по мнению Роршаха, свидетельствуют о наличии оппозиционной установки: у здоровых людей - о склонности к дискуссиям, об упрямстве и своеволии, а у психически больных - о негативизме и странностях в поведении.

В практике определения профессиональной пригодности и при производстве судебно-психологических экспертиз эффективными являются стандартизованные личностные опросники. По своей сущности опросник представляет собой определенный набор вопросов, каждый из которых логически связан с основной проблемой исследования и предназначен для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Наиболее известными опросниками являются: Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк); Опросник мини-мульт (сокращенный вариант миннесот-ского личностного перечня MMPI); характерологический опросник К. Леонгарда; тест Кэттела (16РР-опросник); патохарактерологический диагностический опросник Личко и др.

ВЫВОДЫ

В процессе выполнения контрольной работы мы на практическом примере ознакомились с методиками проведения судебно-психологической экспертизы. Методик при современном развитии технических средств существует огромное количество – поэтому для выбора определенной методики нужно руководствоваться определенными правилами и направлениями. В работе мы частично ознакомились с батареей методик по данной экспертизе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие для вузов – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000 – 333 с.

3. Нор В.Т., Костицкий В.М. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе- Киев, Вища школа, 1985 – 56с.

4. Крылов И.Ф. Судебная экспертиза в уголовном процессе – Л., 1963 – 314с.

5. Сидоров Б.В. Аффект, его уголовно-правовое и криминалистическое значение (социально-психологическое и правовое исследование) - Казань, Казанский ун-т, 1978 - 160 с.

6. Коновалова В.Е., Шепитько В.Ю Основы юридической психологии: Учебник – Х., Одиссей, 2006 – 352 с.

7. Мостова Ш.М. Юридична психологія – К., ВІРА-Р, 1999 – 120 с.

8. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практическое пособие – М., Гардарика, 1998 – 192 с.

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) - исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях получения заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; это специальное процессуальное действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом (психологом) по заданию следователя или суда предоставленных ему подэкспертных материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме. Значение СПЭ состоит в том, что она нередко выступает в качестве эффективного средства установления обстоятельств дела и позволяет использовать в процессе расследования и судебного разбирательства весь арсенал современных научно-психологических средств.

Впервые идея использования данных научной психологии в судебной деятельности появилась на рубеже XIX-XX веков, почти одновременно с превращением психологии в самостоятельную область знаний. Первые экспертизы имели не только практический, но и научно-исследовательский характер. А.Е. Брусиловский в 1929 писал, что выводы прикладной психологии могут быть полезны в судебной деятельности при исследовании психологических возможностей человека, например, в управлении техникой (дела о железнодорожных крушениях), достоверности показаний свидетелей, особенно, юных, а также изучении личности и сознания обвиняемого в уголовном суде.

Юридические запросы способствовали развитию психологии, возросшие возможности психологии позволяли, в свою очередь, ставить перед нею все более сложные задачи. Например, влияние на человека его страстей и аффектов привлекло к себе внимание вначале в русле судебной психопатологии (Я.А. Боткин, В.Ф. Чиж и др.), а затем было доказано существование нормального и патологического аффектов и их специфика у психически здоровых людей и при психопатологии (В.М. Бехтерев, В.В. Гульдан, Т.П. Печерникова, В.В. Остришко, Я.М. Калашник, М.М. Коченов, И.А. Кудрявцев, О.Д. Ситковская и др.).

Правовую основу производства СПЭ, равно как и других видов судебной экспертизы, составляют Конституция РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31 мая 2001 года.

К компетенции СПЭ могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и имеющие юридическую значимость. Своевременное и обоснованное применение в ходе следствия специальных психологических познаний существенно расширяет возможности установления многих фактов, необходимых для справедливого и правильного разрешения дел, обеспечивает полноту исследования обстоятельств, помогает избежать объективного вменения. В настоящее время продолжает расширяться круг вопросов, выносимых на разрешение экспертов-психологов, продолжает расти количество экспертных исследований по уголовным и гражданским делам.

Основная цель СПЭ - оказание помощи суду и органам предварительного следствия в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам или в гражданских спорах. Ведущим направлением экспертной работы является производство судебно-психологической экспертизы по уголовным и гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях.

Предметом СПЭ являются имеющие значение для правосудия фактические данные (или установление фактических данных) о психологических особенностях, характере и закономерностях психической деятельности субъекта, а также условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологической экспертной оценки и исследования. Виды судебно-психологической экспертизы отличаются специфичностью предмета исследования.

Основным объектом СПЭ является психическая деятельность субъекта правовых отношений (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика, пр.), т. е. психическая деятельность лица в юридически значимых ситуациях. Другими объектами исследования СПЭ могут быть материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека, например:

  • вещественные доказательства;
  • документы как особый вид доказательств;
  • протоколы допросов и следственных действий;
  • заключения судебных экспертиз;
  • справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки, послужные списки и т.п.;
  • продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки, пр.) и т.д.;
  • фото- и видеодокументы.

Специфику исследования в отношении физических лиц составляет то, что подлежащий экспертизе субъект сам является носителем информации. Особенности его психической деятельности устанавливаются на основании экспертного исследования методами психологии.

Заключение эксперта-психолога является одним из предусмотренных законодательством источников доказательства. Оно представляет собой письменное сообщение эксперта о ходе и результатах проведенного им исследования и о выводах по поставленным перед ним вопросам.

Задачи судебно-психологической экспертизы:

  1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
  2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.
  3. Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности их руководить своими действиями.
  4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и поступки.
  5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предшествовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на способность правильно осознавать действительность, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение.
  6. Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющим выполнение профессиональных функций (в авиации и на транспорте и т.п.).
  7. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.
  8. Установление у субъекта конкретных индивидуально-психических свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характера, способных влиять на содержание и направленность действий в определенной ситуации, в частности способствовать совершению противоправных действий.

В современной практике проводятся следующие основные виды экспертиз:

  • экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний;
  • экспертиза индивидуально-психологических особенностей;
  • экспертиза способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими;
  • экспертиза способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
  • экспертиза способности понимать характер и значение сексуального насилия и оказывать сопротивление действиям обвиняемого;
  • экспертиза психического состояния жертвы суицида.

Относительно новыми направлениями СПЭ являются:

  • экспертиза порока воли (по гражданским делам - ст.ст. 177-179 ГК РФ);
  • экспертиза морального вреда;
  • экспертиза детско-родительских отношений (по делам о месте проживания ребенка, участии в воспитании, целесообразности усыновления и прочим);
  • экспертиза иерархии преступной группы и индивидуально-ролевого статуса ее членов;
  • экспертиза соответствия психофизиологических особенностей субъекта требованиям деятельности в объективно сложной ситуации (в т.ч. по делам об авариях на транспорте и производстве);
  • экспертиза психологических мотивов противоправных действий;
  • экспертиза достоверности показаний;
  • экспертиза психологического воздействия и психического насилия;
  • экспертиза социального взаимодействия.

В современную практику входят также новые направления комплексных исследований:
психолого-лингвистическая экспертиза устной и письменной речи;
психолого-лингвистическая экспертиза текста;
психолого-искусствоведческая экспертиза фото- и видеопродукции.

Метод экспертного исследования является, наряду с предметом, важнейшей отличительной чертой вида экспертизы.

При производстве психологической экспертизы используется метод психологического исследования, при помощи которого изучаются механизм, структура, функционирование и различные качественные характеристики психической деятельности.

Метод психологического исследования предполагает использование для достижения экспертных целей психологических законов и закономерностей, которые могут быть «приложимы» к качественно различным объектам. Так, психологическое исследование возможно и в отношении психически больного человека. При этом задачей психолога будет являться не диагностика патологии (это сфера компетенции психиатра), а оценка того, как вскрытые психиатром патологические изменения личности повлияли на изменение психологического поведения личности, как патология «скорректировала» действие психологических механизмов.

Метод психологического исследования включает в себя общие и специальные методы; совокупность специальных методов образует методики.

К общим методам психологического исследования можно отнести:

1. психологическую диагностику;

2. прогнозирование;

3. проектирование;

4. методы воздействия

Не все из них в равной степени допустимы при производстве судебной экспертизы. В частности, метод воздействия имеет ограниченную сферу. То же можно сказать в отношении метода психологического эксперимента (не всякую ситуацию можно и этично моделировать для достижения экспертных целей).

Общие методы модифицируются через специальные методики в зависимости от специфики экспертных задач и целей.

Например, метод психологической диагностики реализуется через специальные методы: биографический, наблюдения, беседу, инструментальные личностные методики, методики изучения особенностей отдельных сфер психической деятельности. Довольно широко используется тестирование (например, тесты MMPI, ТАТ, Розенцвейга, Ророшаха и др.). Обычно для диагностики применяется комплекс специальных методов в зависимости от цели. Допустим, исследование изменений состояния человека в нестандартной ситуации проводится при помощи психофизиологического метода, психометрических проб, метода операторских задач, личностных тестов. В некоторых случаях необходим психолингвистический метод исследования (исследование содержательной стороны документа, письма с целью установления отобразившихся в нем навыков мышления, особенностей памяти, восприятия).

Именно метод играет важную роль для разграничения компетенции психологии и психиатрии, психологической и психиатрической экспертиз. В отличие от психологии, психиатрия изучает причины и сущность психических заболеваний. Однако такого предметного различения недостаточно. Психолог и психиатр могут изучать один и тот же объект, но с различных сторон. Способ изучения предопределяется спецификой метода.

Психиатрическая экспертиза характеризуется методом психиатрического анализа, посредством которого выявляются искажения, отклонения в функционировании психологических законов и закономерностей, диагностика таких отклонений, как патологических или непатологических. Если выявленные экспертом явления не подпадают под психиатрическую диагностику (не могут быть определены как патологические), то этой констатацией компетенция психиатра и ограничивается. Психологическая диагностика и психологический анализ -- компетенция психолога. При выявлении патологии психиатр производит диагностику, определяет степень деформированности эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер, констатирует степень сохранности тех или иных качеств личности, объясняет психопатологическое поведение в категориях психиатрии.

Однако на практике нередки случаи, когда, с одной стороны, необходимо установить обстоятельства психологической природы (например, способность лица в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий), с другой -- имеются сведения об отклонениях в психике непсихотического характера (т е не связанных с психическим заболеванием) В подобных ситуациях при производстве экспертного исследования необходимо взаимодействие специалистов как в области психологии, так и психиатрии. Иначе говоря, возникает потребность в проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы

Окончательно вопросы предмета и метода комплексной экспертизы не разрешены, дискусионна проблема пределов научных компетенции психолога и психиатра. Можно сказать, что общим предметом комплексной экспертизы является такая психическая деятельность, которая в целом подчиняется психологическим законам и закономерностям, но последние «отягощены» определенными изменениями психики непсихотического характера. Большинство ученых полагают, что психолого-психиатрическая экспертиза необходима, когда речь идет о так называемых пограничных состояниях, олигофрении, неврозах, психопатиях, об установлении аффекта (непатологического) у психически больных, а также о выявлении психологических факторов поведения (действий) психически больных, находящихся в стадии ремиссии. При производстве комплексной экспертизы на разных этапах используются оба метода психиатрического и психологического исследования.


Цель - наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

III. Методы способов исследования (классификация методов психологического исследования, предложенная Ананьевым Б.Г.)

1-я группа. Организационные методы:

- сравнительный метод - способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивида;

- лонгитюдный метод - (от англ. долгота) - многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;

- комплексный метод - в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучается разными средствами. Исследования такого рода позволяют установить взаимосвязи между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

2-я группа. Эмпирические методы:

а) наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта;

б) самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого объекта;

в) эксперимент - это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении объекта;

г) психодиагностические методы:

- тесты - стандартизированные опросники, в результате применения которых делается попытка получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого психического явления или личности в целом;

- анкетирование - один из групповых методов опроса по заранее разработанным вопросам в целях получения различных показателей мнений людей;

- опрос - представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов;

- социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости;

- интервью - метод, заключающийся в сборе информации, получаемой в виде ответов на поставленные вопросы;

- беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения;

д) анализ результатов деятельности - метод опосредствованного изучения психических явлений по практическим результатам, предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности человека;

е) биографический метод - изучение личности по имеющимся фактам ее биографии;

ж) моделирование - это создание искусственной модели изучаемого явления, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели исследуется данное явление и делаются выводы о его природе. Применяется в том случае, когда применение других методов затруднено или невозможно.

3-я группа. Методы обработки данных:

- количественный (статистический) метод - некоторые методы прикладной математической статистики, используемые в психологии в основном для обработки экспериментальных результатов;

- качественный метод - установление различных свойств, особенностей изучаемых психических явлений, дифференциация материала по группам, его анализ.

4-я группа. Интерпретационные методы:

- генетический метод - способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим;

- структурный метод - установление структурных связей между всеми характеристиками личности.

Характеристика и условия действенности методов

юридической психологии

Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений, как и адекватность самих методов, во многом зависит от характера вопросов, требующих разрешения. Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно без какой-либо посторонней помощи, другие же могут применяться только лишь специалистами в той или иной области психологии, как это, например, бывает при проведении судебно-психологической экспертизы, а также в ходе профессионального психологического отбора лиц на службу в правоохранительные органы, абитуриентов в учебные заведения.

Прежде всего остановимся на методах, которыми широко пользуются не только психологи, но и сами юристы в своей практической деятельности в процессе расследования преступлений, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде.

1. Метод беседы (интервью). Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения в психологически благоприятной обстановке получить необходимую информацию об интересующем человеке и других лицах.

В ходе беседы составляется мнение о его развитии, интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает составить определенное мнение о субъекте, определить по отношению к нему наиболее тактически правильную линию поведения.

Со своей стороны во время беседы юристу следует произвести благоприятное впечатление на своего партнера по общению, пробудить у него интерес к обсуждаемым вопросам, желание отвечать на них, участвовать в диалоге. Беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Поэтому она является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта с лицами, с которыми предстоит продолжать диалог в той или иной форме.

Вопросы о личности того, с кем проводится беседа, не следует задавать с самого начала. Лучше, если они возникнут естественно как следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.

2. Метод наблюдения. Очевидно, что любой беседе сопутствует взаимное наблюдение, так называемый визуальный контакт партнеров по общению. В психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия - включенное и невключенное (со стороны) наблюдение.

Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий. Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения.

Наряду с этим следователь использует информацию и от опосредованного наблюдения. Сопоставительный анализ результатов непосредственного и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в различных условиях позволяет получить дополнительную информацию.

С этой точки зрения метод наблюдения дает очень много положительного. Однако справедливо отмечается, что во время наблюдения "можно легко смешать существенное с второстепенным или же интерпретировать некоторые события, исходя из того, что ожидает увидеть наблюдатель, а не из того, что происходит на самом деле". В подобных случаях мы можем столкнуться с наиболее распространенными ошибками, с так называемым гала-эффектом , или эффектом ореола , приводящими к преувеличению или преуменьшению выраженности тех или иных свойств человека, с "ошибками усреднения", возникающими в результате логически некорректных умозаключений, под воздействием профессиональной деформации, эффекта группового, внушающего давления, психической установки по отношению к конкретному лицу.

В целях повышения эффективности наблюдения, нейтрализации ошибочных представлений необходимо строже относиться к своим выводам, более объективно фиксировать полученные конкретные результаты, не поддаваясь искушению судить о сложных явлениях на основании первых, порой поверхностных впечатлений.

3. Метод самонаблюдения (интроспекции). Данный метод состоит в том, что исследователь одновременно является и испытуемым, наблюдающим за собой и фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента. В практической деятельности юриста самонаблюдение носит вспомогательный характер.

Самонаблюдение может использоваться юристом как метод самопознания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собственное поведение, вовремя нейтрализовывать у себя, например, проявление ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими перегрузками и т.д.

4. Анкетный метод. Характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. Применяется при исследовании механизма образования преступного умысла, профессиограммы следователя, профессиональной пригодности и профессиональной деформации следователя. В настоящее время применяется практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Параллельно с анкетированием применялся "автомат общественного мнения" . Главное достоинство - полная анонимность.

5. Экспериментальный метод. Эксперимент является одним из распространенных методов изучения личности. Например, следователь вправе производить следственный эксперимент . В некоторых случаях целью такого эксперимента является получение данных о способности лица воспринимать то или иное явление, какой-либо предмет в определенных условиях. В результате этого следственным путем удается получить информацию психологического содержания о качественной стороне процессов восприятия у свидетеля, а также по некоторым другим вопросам.

Широко используется экспериментальный метод при проведении судебно-психологической экспертизы в целях исследования психических процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, внимания. С помощью специально разработанных экспериментально-психологических методик (тестов) исследуются количественные и качественные характеристики психических познавательных процессов человека.

Метод эксперимента изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов (по строго определенной программе). Виды: лабораторный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент распространен в научных исследованиях и при проведении судебно-психологической экспертизы (применяется сложное лабораторное оборудование). Недостатки: трудность использования техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов; отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях.

Недостатки лабораторного эксперимента преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

6. "Биографический" метод. Основное назначение данного метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социально-психологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд. В ходе допросов свидетелей, хорошо знающих обвиняемого, выясняются сведения о родителях, социальной среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, о его учебе, работе, интересах, склонностях, перенесенных заболеваниях, травмах, характере. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, характеристики из школы, с места работы, личное дело, письма, дневники и т.д. Все эти сведения помогают понять причины того или иного поведения человека, мотивы его поступков.