Домой / Фундамент под дом / Значение евдокия федоровна (лопухина) в краткой биографической энциклопедии. Петр Первый не прощал измен (9 фото) факта о Евдокии Лопухиной

Значение евдокия федоровна (лопухина) в краткой биографической энциклопедии. Петр Первый не прощал измен (9 фото) факта о Евдокии Лопухиной

Личное дело

Евдокия Федоровна Лопухина (1669—1731) родилась в селе Серебрено Мещовского уезда , в семье боярина Иллариона Лопухина. В соседнем Мещовске появилась на свет Евдокия Стрешнева, жена царя Михаила Федоровича, деда Петра I. Крещенная Прасковьей, Лопухина, вероятно, в честь Стрешневой позже сменила имя на более благозвучное — Евдокия. Ее отчество Илларионовна при венчании было изменено на Федоровна в честь святыни рода Романовых — Феодоровской иконы. Невесту 16-летнему Петру подбирала мать, царица Наталья Нарышкина. Ей нравилось, что Лопухины были союзниками Нарышкиных, а также то, что их род был многочисленным, популярным у стрельцов и небогатым. Венчание состоялось в январе 1689 года в церкви подмосковного Преображенского дворца. По словам историка Николая Костомарова, «по русским понятиям, женатый человек считался совершеннолетним, и Петр в глазах своего народа получил полное нравственное право избавить себя от опеки сестры», царевны Софьи, то есть стать полноправным правителем.

От брака с Лопухиной у Петра родились двое или трое сыновей: младшие, Александр и, возможно, Павел, умерли во младенчестве. Старший сын, царевич Алексей, появился на свет в 1690 году. После неудачной попытки переворота он скончался в Петропавловской крепости в 1718 году.

Вскоре после женитьбы Петр охладел к Лопухиной и сблизился в Немецкой слободе с рекомендованной Лефортом Анной Монс. После смерти в 1694 году своей матери, Натальи Кирилловны, царь перестал поддерживать с Лопухиной даже переписку. Ее родственники, занимавшие государственные должности, попали в опалу. В 1697 году после раскрытия заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина, отец и два дяди царицы были сосланы подальше от Москвы простыми воеводами. В том же году Петр поручил своим приближенным уговорить Евдокию постричься в монахини, что давало бы ему право на новый брак. Она, однако, отказалась. В следующем году после повторного, уже личного отказа, Лопухину насильно отвезли в монастырь.

В традиционном для ссылки цариц Суздальско-Покровский монастыре ее постригли под именем Елены. Однако уже вскоре она стала жить как мирянка, и в 1709—1710 годах вступила в связь с майором Степаном Глебовым. В 1718 году вместе с любовником была арестована. После долгих допросов и пыток Глебов был казнен. Также были казнены и другие сторонники опальной царицы, включая суздальское духовенство. В июне 1718 года скончался ее сын, царевич Алексей. В декабре того же года был казнен брат Абрам Лопухин. Саму же Лопухину прилюдно выпороли кнутом и перевели в Ладожский Успенский монастырь, где она жила под строгим надзором до кончины Петра. В 1725 году Екатерина I, опасаясь претензий Евдокии на власть, отправила ее в Шлиссельбург, где держала в строго секретном заключении как государственную преступницу под именованием «известной особы».

После смерти Екатерины I и восшествия на престол своего внука Петра II Лопухина была выпущена из заточения и с почетом перевезена в Москву, где жила в Вознесенском и Новодевичьем монастырях. Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства царицы с изъятием всех порочащих её документов. Ей было дано большое содержание и особый двор. Однако, никакой роли при дворе она не играла.

Скончалась в 1731 году, на год пережив Петра II. Новая императрица Анна Иоанновна относилась к Лопухиной уважительно и пришла на ее похороны. Похоронена Евдокия в соборной церкви Новодевичьего монастыря.

Чем знаменита

Воспитанная на «Домострое», Лопухина олицетворяла для противников петровских реформ святую старину. Богомольцы видели в ней истинную государыню, лишь волей судьбы отстраненную от престола. В первом, суздальском, заточении вела распутную жизнь, за что позднее была переведена в другой монастырь. После освобождения в 1727 году жила в Москве, пользуясь царскими почестями.

О чем надо знать

Евдокия Лопухина

В феврале 1720 года в Суздаль, где была пострижена в монахини Лопухина, приехал капитан-поручик Григорий Скорняков-Писарев. Он застал инокиню в мирском платье, в ее сундуках монашеского одеяния не оказалось. Также выяснилось, что Евдокия Лопухина имела несколько десятков слуг. Жила она исключительно на деньги родственников, местных светских и церковных властей и богомольцев. По подозрению в заговоре было арестовано сорок пять человек. По дороге в Москву постриженная царица написала царю покаянное письмо. Ее любовник, Глебов, «перенес пытку с героическим мужеством, отстаивая до последнего вздоха невиновность царицы Евдокии и защищая ее честь», — писал свидетель тех событий Н. П. Вильбуа в «Рассказах о русском дворе».

Прямая речь:

«И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего все счастие свое потеряла и весь род свой сгубила. Правда, сначала любовь между ими, царем Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. К тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем ее в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет», — писал Борис Куракин в «Гистории о царе Петре Алексеевиче» . О роде Лопухиных он высказался так: «Люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и не знающие нимало в обхождении дворовом… И того к часу все их возненавидели и стали рассуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели».

4 факта о Евдокии Лопухиной

  • Евдокия Лопухина стала последней русской (неиноземной) супругой российского монарха.
  • Помимо Лопухиной в том же 1698 году Петр постриг в монахини двух своих сестер Марфу и Феодосию за сочувствие к царевне Софье. Архимандрита обители за отказ в постриге Лопухиной взяли под стражу.
  • Содержания Евдокие в Суздале назначено от казны не было — Лопухину «кормили» родственники. «Здесь ведь ничего нет: все гнилое. Хоть я вам и прискушна, да что же делать. Покамест жива, пожалуйста, поите, да кормите, да одевайте, нищую», — писала им опальная царица.
  • Любовник Лопухиной Степан Глебов после страшных пыток был посажен на кол и, прежде чем умереть, мучился 14 часов. По некоторым указаниям, Евдокию заставили присутствовать при казни и не давали закрывать глаза и отворачиваться.

Евдокия Лопухина (1669-1731) была последней кровной царицей. Она происходила из уважаемого боярского рода. Е.Ф.Лопухина в 20 лет стала женой Петра I, которому красавицу-невесту подобрала его мать, вдовствующая царица Наталья Кирилловна Нарышкина. В 1690 г. в царской семье родился первенец — сын Алексей, потом и другой сын — Александр. Отцовские чувства и осознание необходимости личного участия в воспитании детей у царя Петра I тогда полностью отсутствовали.

Евдокия Лопухина: взаимоотношения с Петром I

Ему больше нравилось вершить государственные дела и вести жизнь свободного от семейных обязанностей человека. Он был склонен к распутной жизни, разврату, пьянству, любил табакокурение. Вскоре его фавориткой стала любовница его друга швецарца Ф.Я.Лефорта (1656-1699, был на русской службе с 1678, с 1695 — русский адмирал) немка Анна Иоганновна А.Монс. С 1690 г. царь Петр I в увлечении А.Монс совсем забыл свою жену, все это ускорило смерть его любимой матери Анны Кирилловны Нарышкиной, остро переживавшей сам факт прелюбодеятний ее сына-царя и их широкую огласку. После смерти младшего сына — младенца Александра царь Петр I вообще старался не видеть царицу Евдокию, не присутствовал он и на похоронах сына.

В 1696 г. Петр I отправился за границу, не простившись с женой и сыном. А когда он вернулся в 1698 г., то остановился у Анны Монс, потом уехал в Преображенское, даже не повидав жену и сына, не послав им никакой весточки о себе. Подавив восстание стрельцов, стал бороться с собственной женой. Через доверенных лиц он пытался убедить ее уйти в монахини, постричься в монастырь, но она категорически отказалась. Затем он сам четыре часа резко пытался ее заставить постричься. По его указанию ее насильно постригли в монашество (1698).

Евдокия Лопухина после развода

Евдокия Лопухина в 29 лет пережила развод с мужем и стала насильно монахиней Еленой суздальского Покровского монастыря, где носила светскую одежду, звалась светским именем, принимала обращения и слушала в церкви здравицы ей как благоверной царице Авдотье (Евдокии). Там верные люди устроили один раз тайное свидание 37-летней царицы и ее шестнадцатилетнего сына Алексея Петровича. Там же, в Покровском монастыре, осознав краткость земной жизни и пожалев, что не узнала она многое в женском счастьи, вероятно, с отчаяния позволила она себе полюбить с 1709 г. (в ее сорок лет) генерал-майора С.Б.Глебова, который был женат, но в юности был влюблен в нее. Возникшая любовь была обоюдной и страстной, но протекала она в стенах обители и была крайне порочной, означала совершение великого греха. Благодаря С.Б.Глебову Е.Ф.Лопухина ни в чем не испытывала затруднений (до этого в монастыре она была лишена какого-либо денежного содержания, еда ее была скудной, одежда- простой, прислужниц не было).

Политические интриги вокруг Евдокии Лопухиной

Евдокия Лопухина, ставшая в монастыре старицей Еленой, влюбившейся в С.Б.Глебова, внезапно невероятно осмелела. Она стала вольно одеваться, выезжать из обители, поверила лживым заверениям некоторых бояр о возможности воцарения ее сына Алексе в я на российском престоле.

Популярность разведенной опальной царицы стала расти, в Покровский монастырь началось из-за нее чуть ли не народное паломничество. Евдокия забыла, что она приняла монашеский постриг, ее обуял и грех гордыни, она велела величать ее, жившую в монастыре, царицей Евдокией. Вокруг нее образовалась группа единомышленников, намечавших сбросить с трона Петра I и посадить на престол царевича Алексея. Евдокия полностью потеряла бдительность и чувство страха, наслаждалась любовью и мечтала о возвращении в Москву, писала Глебову страстные письма, звала его чаще приезжать в Суздаль. Настоятельница и духовник Покровского монастыря, суздальский епископ Досифей, должным образом не пытались пресечь порочное поведения Евдокии, поскольку допускали переход власти в руки ее сына и ее после устранения царя Петра I. Со временем слухи о романе Евдокии с Глебовым дошли до его жены и семьи Лопухиных; он испугался, хотел выпутаться из этой истории, чувства его к опальной царице охладились, он перестал отвечать на ее письма. Роман с Глебовым тянулся почти 9 лет, но Петр I не сразу узнал о нем. Глебова обвинили в государственной измене и мучительно казнили в 1718 г., когда Евдокии было 49 лет. Глебов все честно рассказал об отношениях с Евдокией Лопухиной, но отрицал свое участие в заговоре против царя Петра I. В том же году в тюрьме и тоже по вине Петра I закончил свою земную жизнь ее сын царевич Алексей (ему было 28 лет); казнили суздальского епископа Досифея. Е.Ф.Лопухина пережила Петра I, его любовницу Анна Монс, Екатерину I, сына Алексея и внука-царя Петра II. Умерла она в возрасте 62 лет, в Новодевичьем монастыре в Москве, где она пожелала жить, когда ее внук стал царем Петром II, и где она чувствовала себя вдовствующей царицей несколько лет.

Фильм об Евдокии Лопухиной «Последняя русская царица»

Лопухина Евдокия Федоровна

Первая жена Петра I- Лопухина Евдокия Федоровна

Лопухина Евдокия Федоровна родилась 30 июня 1670 г. Авдотья Илларионовна Лопухина, дочь стрелецкого головы Иллариона (Федора) Авраамовича Лопухина (позже - стольник и окольничий царя Алексея Михайловича). Имя и отчество царской невесте поменяли перед свадьбой, что должно было отвести от нее порчу (имя отцу дали по Федоровскому образу Божией Матери - святыни дома Романовых). Лопухины были близки к Нарышкиным, и царица Наталья Кирилловна сама выбрала Лопухину в невесты сыну, стремясь опереться на влиятельный род, популярный в стрелецких войсках. Лопухина, воспитанная в строгих традициях православия и Домостроя, была умна и хороша собой. Петр женился в 17 лет по старому обычаю на молодой красивой Евдокии Лопухиной. Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 г. в церкви Преображенского дворца под Москвой. Это был последний в истории России брак государя с соотечественницей.
В феврале 1690 г. у них родился царевич Алексей, а через год - Александр, который, правда, скончался в возрасте 1 года.
Первые годы супружества были относительно спокойными. Теремная воспитанница не имела никакого нравственного влияния на молодого царя – богатыря, который стремился в совершенно другой мир. Евдокия не могла следовать за ним. Петр постоянно покидал ее для любимых потех. Появилось охлаждение. Ее жалобы на то, что он оставляет ее, его раздражали. Петр стремился не видеть жены, чтобы не слышать ее жалоб. Неприязнь к жене перешла на ее родственников Лопухиных. И эта неприязнь была взаимной. Страшная ненависть у Лопухиных была к Лефорту, любимцу Петра. Однажды за обедом у Лефорта один из Лопухиных побранился с хозяином и кинулся на него. Петр за это надавал пощечин Лопухину.
Вскоре Петр сблизился с первой красавицей Немецкой слободы Анной Монс. По мнению Н. М. Костомарова, охлаждение семейных отношений произошло именно из-за этой связи царя, устроенной Ф. Лефортом со своей бывшей любовницей, чтобы укрепить своё влияние на молодого государя и способствовать реализации интересов иноземцев в России. Царь Пётр всей душой привязался к Анне, которая спустя короткое время с лёгкостью предала его.
Eвдокия Федоровна напрасно жаловалась на своё одиночество и в письмах к мужу призывала его к себе. Эти письма свидетельствуют о том, что царица тяжело переживала эту перемену, жаловалась своим родным, а те выражали неудовольствие поступками Петра, до которого доходили эти жалобы, но около 4-х лет Лопухиных не трогали.
В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина был найден повод к ссылке отца царицы и его 2 братьев, бояр Сергея и Василия, воеводами подальше от Москвы - без каких-либо на то оснований. Петр не хотел, возвратившись из-за границы в Москву, застать здесь около сына постылую Евдокию. Он задумал избавиться от жены, уговорить ее постричься, а не согласиться – постричь насильно. В отсутствие Петра Евдокию уговаривали постричься добровольно. Она не согласилась.
«В 1698 году 25-го августа, в 6 часов пополудни, Петр I вернулся из-за границы, и в тот же вечер успел побывать в нескольких домах, в городе и в Немецкой слободе; навестил бояр, повидался с семейством Монс и на ночь удалился в Преображенское. Не посетил он только одной особы, которая нетерпеливее всех, между страхом и надеждою, ожидала его возвращения,- царицы своей Евдокии Феодоровны.
По указу государя ее продолжали убеждать добровольно удалиться в монастырь. Царица не соглашалась… Петр прибегнул к силе. Недели три спустя после его свидания с женою, царевна Наталья Алексеевна, исполняя волю брата, взяла от царицы ее сына – царевича Алексея, которому было 8 лет 7 месяцев. Из кремлевских палат Алексей отвезен в село Преображенское, а 25 сентября 1698 г., в самой простой карете, без свиты, Евдокия Феодоровна отправлена в Суздальский Покровский девичий монастырь».
Князь М. Щербатов писал: «…монарх и не имел к разводу сильных причин, по крайней мере, я их не вижу, окроме склонности его к Монсовой и сопротивлениям жены его к новым установлениям».
Вильбоа говорил: «Гордая царица не любила Меншикова, как безвестнаго простолюдина, взятого с улицы и из под пирожнаго лотка поставленнаго на ступенях трона. На ея презрение царский фаворит отвечал ненавистью и имел подвигнуть государя к ссылке и заточению Лопухиной».
Игуменья и старицы-монахини обрадовались ссылке царицы Евдокии. «То не милость и не жалованье к вам идет, пророчествовал Илларион,- идет к вам лютый огнь! Пожжет, да погубит он вас!»
Государыня приехала в Покровскую обитель в 1698 г., с западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые покои.
В июне 1699 года, по именному царскому повелению, объявленному окольничим Семеном Языковым архимандриту Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Варлааму, Евдокия Феодоровна была пострижена иеромонахом Илларионом в келье старицы Маремьяны под именем инокини Елены.
Набожная царица ежедневно ходила к богослужениям, любила читать жития святых, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. Напротив Святых врат обители в 1712 г. она выстроила зимний храм святителя Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.
«Покровский монастырь расположен неправильною фигурой, обнесен не высокою каменною стенкой с 9-ю небольшими башнями; из-за стены виднеются кельи, над ними поднимается не пяти, а трехглавый (что случается редко) собор старинной архитектуры. На северной стороне во вдавшемся углу монастырской ограды, обращенной к горе, небольшая, но тенистая роща деревьев, высоко и широко раскинувших свои ветви.
В роще находится Царицын пруд (прежде назывался Лебяжий пруд); вправо от монастыря деревня Сельцо, за речкой другая – Коровино, влево городской посад… За рекою Каменкой, тянутся огороды Покровского монастыря. В роще толстые вязы и ветлы, в сажень и полторы в обхват; ветви их необыкновенно разрослись, и все тринадцать дерев, времен царицы, соединяют свои верхушки в огромный зеленый купол.
В средине рощи – густо сросшийся репейник, да терновник; вдоль монастырской ограды в стене ворота, или дверь в 2 ½ аршина вышины и 2 аршина ширины, заложенные кирпичом. Вдоль другой стены, среди терновника слабо протоптанная дорожка, ведущая к средине Царицына пруда. Пруд – это правильная четвероугольная яма саженей 30 в окружности, воды в ней нет, но по топкости дна, покрытого толстым слоем листьев, видно, что пруд пересыхает только летом. С боков – терновник да деревья, сверху куща ветвей – совершенно защищают это место от взгляда любопытных, но пруд Царицын посещают.
От реки до стены тянутся огороды, среди их виднеется сторожка. У реки подымаются несколько деревьев,- это кажется, остатки аллеи. С юго-восточной стороны монастыря – ворота; у ворот пруд матери-игуменьи, где водятся караси. Подле означенных святых ворот, была келья царицы Евдокии Феодоровны.
Святыя и главныя ворота в южной стене монастыря, растворяются только в торжественных случаях, над воротами очень маленькая Благовещенская церковь; здесь обыкновенно молилась царица Евдокия Феодоровна».
В эпоху ссылки царицы Евдокии во главе монастыря стояла игуменья Марфа (1682-1700 гг.), женщина, как и её предместницы, хозяйственная, деятельно пекшаяся о нуждах своей обители, келарем была старица Улея (Юлия), казначеей – старица Александра Тумская; приходо-расходные книги вела старица Мавра Протопопова. В руках этих четырех лиц было главное управление обширным монастырским хозяйством; помощниками им были монастырские стряпчие и приказные, советницами – соборные старицы: Елена Трегубова, Тарсила Чихачева, Евпраксия Блудова, Анисья Починина, Федосья Евстратова,- всё это были представительницы монастыря и будущие подруги – сожительницы царицы.
Царица Евдокия жила тихо; в первое время не оставляла монастыря; но потом, когда заметила, что Петр, занятый внутренними и внешними делами совершенно забыл о ней,- она стала скрытно выезжать из своего заточения с незначительной свитой. Ездила на богомолье в монастыри: Боголюбовский, Сновинский, Козьмин-Яхромский, Золотниковскую пустынь и некоторые другие.
Евдокия стала жить в монастыре мирянкой и, по собственному признанию, вступила в связь с С. Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора. Вместе со своим сыном, царевичем Алексеем, она стала ядром партии, враждебной Петру. Воспитанная в боярских кругах Евдокия была далека от тех великих преобразований, которые проводил на Руси ее муж. Оскорбленная новым положением, Евдокия привлекает на свою сторону недовольное реформами Петра духовенство и некоторые группы московских аристократических кругов.
Епископ Ростовский Досифей пророчествовал, что Евдокия Федоровна скоро опять будет царицей и поминал её в церквах «великой гocyдарыней». Другие предрекали, что Пётр примирится с женой и оставит Петербург и свои реформы. Так в Суздале вокруг Евдокии создается оппозиционный центр, который своей целью ставит низвержение правительства Петра I, передачу престола царевичу Алексею Петровичу и реставрацию старобоярской власти. Эта группа была тесно связана с царевичем Алексеем, который рос вдали от отца и его государственных дел, окруженный представителями кругов, ненавидящих все петровские навовведения.
26 сентября 1716 года Алексей бежал к австрийскому императору Карлу VI Габсбургу. Петровские сыщики нашли царевича и доставили в Москву. Малодушный царевич Алексей оговорил царевну Марью Алексеевну, а старушка царевна, испугавшись возможности пытки и казни выдала свои отношения с царицей Евлокией. Начавшееся следствие по «Делу царевича Алексея» привело в Суздаль.
Надсмотрщик Григорий Скорняков Писарев донес царю, что инокиня Елена в стенах уединенной обители живет совершенно свободно, что она самовольно назвалась прежним именем Евдокии, что во время литургии имя её, как царицы, упоминается после имени Государя, что она ходит в светлом платье и повелевает всеми, как государыня. В её кельях собирались на долгие и таинственные беседы Епископ Ростовский Досифей, духовник её пустынный, казначей монастыря, управитель его сурмин и некоторые из монахинь. Окружив себя людьми преданными, Евдокия отдала своё сердце генерал-майору Глебову, человеку безграмотному, но мужественному, предприимчивому, с красотой физической соединявшему ненависть к преобразованиям и нововведениям.
Все монахини и упомянутые в доносе лица под конвоем были отправлены в Преображенское. Еще с дороги царица послала повинную: в ней сознавала себя виновной в ношении светского платья, и с чувством собственного достоинства просила прощения, «дабы не умереть безгодною смертию». Начались пытки и допросы. Было дознано, что инокиня Елена держала себя постоянно гордо, непослушным грозила будущим государем Алексеем Петровичем; ее уличили в любви к Глебову, в том, что она любила проводить с ним вечера в продолжительных беседах. Открылось, что протопоп пустынный еще в 1707 г. представил Глебова инокине Елене, что старица Каптелина (Капитолина) была верной услужницей их, что епископ Досифей знал о возникшей дружбе; он же уговаривал Елену скинуть невольнические ризы. Досифей уверял, будто слышал разные голоса от чудотворцев, что Евдокия снова воцарится. Когда подходило указанное им время и слова святых не оправдывались, Епископ относил это к грехам покойного боярина, отца царицы, Феодора Лопухина, будто бы глубоко погрязшего в аду,- обещал за него молиться, брал на украшение храма Господня деньги, и ежегодно доносил, что его предстательством у алтаря всевышнего Лопухин вышел из ада по плечи, через год по пояс, через год по колена и т.д. Протопоп Пустынный показал, что епископ часто заходил к Суздальскому митрополиту Иллариону, что последний не раз укорял его в безвременном вечернем посещении Евдокии. «Еще ты человек молодой,- говорил Досифею Илларион,- и случаев всяких не знаешь». Царевна Марья Алексеевна, уличенная в переписке с Лопухиной, показала на Ростовского епископа, будто не раз он уверял ее в ночных видениях ему царевича Димитрия, при чем передавал пророчества св. Димитрия о близости смерти государя и проч.
Преданный пытке Досифей сознался, что во всех предсказаниях «лгал на святых напрасно».
10 февраля 1718 года царский следователь Скорняков-Писарев приехал в Суздаль и арестовал бывшую царицу Евдокию, застав ее в мирском одеянии. Пользуясь занятостью царя в государственных делах, а особенно поддержкой царедворцев и родни, которые были в оппозиции к реформам Петра, сняв с себя монашескую рясу, она облачилась в светскую одежду и вела мирской образ жизни.
Петр I, узнав о жизни своей супруги, вознегодовал, царь сам тогда направился в Суздаль, желая исследовать дело. Старинный путь из Москвы в Суздаль шел на Александрову слободу и Юрьев-Польский. «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, – пишет историк М.И. Семевский, – все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить колы да виселицы…»
В письме к Петру Евдокия во всём повинилась и просила только прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть». Пётр по отношению к Евдокии ограничился её переводом в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать.
В сочувствии к Евдокии Федоровне были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие. Вместе с Евдокией в Москву были отправлены на следствие 35 человек. Дело перекинулось во Владимир. И здесь было привлечено 150 человек. Следствие тянулось месяц. 16 марта 1718 года был вынесен приговор по «Суздальскому розыскному делу». Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были невинно осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 г.

В 1720-м году дьяку Тайной Канцелярии Тимофею Палехину (находившемуся в Москве), именным указом, присланным из С.-Петербурга, из Тайной Канцелярии, велено было ехать во Владимир и в Суздаль «и в тех городах в монастырях и в прочих местах, о которых показано в приложенных при том указе копиях, и которые места по следованию его покажутся, о выезде из Суздаля из Покровского монастыря бывшей царицы, монахини Елены, и о приезде и о действах ее в тех местах, на каких подводах она ездила, и кто при ней были служители, и из каких чинов и кто ей в тех проездах чинил всякую помочь, о том о всем исследовать, и которые люди как духовного, так и мирского чина к тому приличатся, и их с накрепко: давно-ль у них такой случай учинился и чрез кого именно, или чрез какую письменную пересылку, и разговоры какие у них с бывшею царицею о чем были, или от кого о том слышали, и сколь давно и сами они в том согласии с ними были ль. Так же Владимирского ямщика Тимофея Степанова сына Тезикова, да Ивана Жиркина (а которого он города и из какого чина-не показано), которые от растриги Демида, что был Ростовский Епископ Досифей, присылываны в Москву к растриге ж Якову Игнатьеву, сыскав потомуж распросить о всем накрепко». См. .

С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II в 1727 году, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре.
Воцарение Петра II в 1727 году не сразу облегчило положение Евдокии Федоровны. Только спустя несколько месяцев она была перевезена в Москву и помещена в Новодевичьем монастыре. На ее содержание было определено 4500 руб. в год. По приезде Петра II в Москву сумма была увеличена до 60 тыс. руб. ежегодно, и император проявлял к ней знаки уважения. Затем она поселилась в Воскресенском монастыре в Mocкве; ей было назначено большое содержание и дан особый двор. Пётр II и Анна Ивановна относились к ней с полным уважением - как к царице.
Прожив здесь четыре года, 27 августа 1731 г. царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.
Перед кончиной последние слова ее были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».


Русская царица - Евдокия Лопухина

Калужская икона Божией Матери

«На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом Царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни».
См. .

Copyright © 2015 Любовь безусловная

(1669-06-30 )
село Серебрено Мещовского уезда Смерть: 27 августа (1731-08-27 ) (62 года)
Москва Род: Романовы Отец: Илларион (Федор) Авраамович (Абрамович) Лопухин Мать: Устинья Богдановна Ртищева (Лопухина) Супруг: Пётр I Дети: Алексей Петрович (1690-1718)

Царица Евдоки́я Фёдоровна урожденная Лопухина (при рождении Прасковья Илларионовна , в иночестве Елена ; 30 июня [9 июля ] 1669 год - 28 августа [7 сентября ] 1731 год) - царица, первая супруга Петра I (с 27 января до ), мать царевича Алексея , последняя русская царица и последняя царствующая равнородная неиноземная супруга русского монарха.

Биография

Рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак», преподнесённой в 1689 г. в качестве свадебного подарка Петру Первому.

Была выбрана в качестве невесты царицей Натальей Кирилловной без согласования этого вопроса с 16-летним женихом. К той мысли, что сыну пора жениться, мать натолкнула новость о том, что Прасковья Салтыкова ждёт ребёнка (через 2 месяца после венчания Петра с Лопухиной была рождена царевна Мария Ивановна). Наталью Кирилловну в этом браке прельщало то, что хотя род Лопухиных , входивший в число союзников Нарышкиных, был захудалым, но многочисленным, и она надеялась, что они будут стоять на страже интересов её сына, будучи популярными в стрелецких войсках. Хотя шли разговоры о женитьбе Петра на родственнице Голицына, Нарышкины и Тихон Стрешнев воспрепятствовали этому.

Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 в церкви Преображенского дворца под Москвой. Событие было знаковым для тех, кто ждал, когда Пётр сменит правительницу Софью, «так как по русским понятиям, женатый человек считался совершеннолетним, и Пётр в глазах своего народа получил полное нравственное право избавить себя от опеки сестры» .

Евдокия была воспитана по старинным обычаям Домостроя, и не разделяла интересы прозападного мужа. На её сестре Ксении с 1691 г. был женат Борис Иванович Куракин . Он оставил описание Евдокии в «Гистории о царе Петре Алексеевиче» : «И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими, царём Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет…» Род же Лопухиных, вскоре после свадьбы оказавшийся «на виду» придворной жизни, он характеризует так: «… люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и не знающие нимало в обхождении дворовом… И того к часу все их возненавидели и стали рассуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели».

От этого брака в течение трёх первых лет родились трое сыновей: младшие, Александр и Павел, умерли во младенчестве, а старшему, царевичу Алексею , родившемуся в 1690 году , была суждена более роковая судьба - он погибнет по приказу своего отца в 1718 году.

Пётр быстро охладел к жене и с 1692 года сблизился в Немецкой слободе с Анной Монс . Но пока была жива его мать, царь не демонстрировал открыто антипатии к жене. После смерти Натальи Кирилловны в 1694 году, когда Пётр уехал в Архангельск , он перестал поддерживать с ней переписку. Хотя Евдокию ещё называли царицей, и она жила с сыном во дворце в Кремле, но её родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу. Молодая царица стала поддерживать общение с лицами, недовольными политикой Петра.

Постриг

В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина были сосланы отец царицы и его два брата - бояре Сергей и Василий, воеводами подальше от Москвы. В 1697 году Пётр, находясь в Великом посольстве , из Лондона письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу , а также духовнику царицы уговорить Евдокию постричься в монахини (по обычаю, принятому на Руси вместо развода). Евдокия не согласилась, ссылаясь на малолетство сына и его нужду в ней. Но по возвращении из-за границы 25 августа 1698 года царь поехал сразу к Анне Монс.

Побывав в первый день у любовницы и навестив ещё несколько домов, царь лишь через неделю увиделся с законной женой, причём не дома, а в палатах Андрея Виниуса, главы Почтового ведомства. Повторенные уговоры не увенчались успехом - Евдокия отказалась постригаться, и в тот же день попросила о заступничестве патриарха Адриана, который заступился за неё, но безуспешно, лишь вызвав ярость Петра. Через 3 недели её повезли под конвоем в монастырь . (Существуют указания, что он вообще хотел её сначала казнить, но был переубеждён Лефортом).

23 сентября 1698 года её отправили в Суздальско-Покровский монастырь (традиционное место ссылки цариц), где она была пострижена под именем Елены. Архимандрит обители не согласился постричь её, за что был взят под стражу. В Манифесте, позже изданном в связи с «делом царевича Алексея», Пётр I сформулировал обвинения против бывшей царицы «…за некоторые её противности и подозрения». Стоит отметить, что в том же 1698 году Пётр постриг двух своих сводных сестёр Марфу и Феодосию за сочувствие к свергнутой царевне Софье .

Через полгода фактически оставила монашескую жизнь, став жить в монастыре как мирянка , и в 1709-10 вступила в связь с майором Степаном Глебовым , приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора, которого ввёл к ней её же духовник Фёдор Пустынный.

Из признательного письма Евдокии к Петру: «Всемилостивейший государь! В прошлых годах, а в котором не упомню, по обещанию своему пострижена я была в суздальском Покровском монастыре в старицы и наречено мне было имя Елена. И по пострижению в иноческом платье ходила с полгода; и не восхотя быть инокою, оставя монашество и скинув платье, жила в том монастыре скрытно, под видом иночества, мирянкою…»

По некоторым указаниям, Глебовы были соседями Лопухиных, и Евдокия могла знать его с детства .

Из письма Евдокии к Глебову: «Свет мой, батюшка мой, душа моя, радость моя! Знать уж злопроклятый час приходит, что мне с тобою расставаться! Лучше бы мне душа моя с телом разсталась! Ох, свет мой! Как мне на свете быть без тебя, как живой быть? Уже моё проклятое сердце да много послышало нечто тошно, давно мне все плакало. Ах мне с тобою, знать, будет роставаться. Уж мне нет тебя милее, ей-Богу! Ох, любезный друг мой! За что ты мне таков мил? Уже мне ни жизнь моя на свете! За что ты на меня, душа моя, был гневен? Что ты ко мне не писал? Носи, сердце моё, мой перстень, меня любя; а я такой же себе сделала; то-то у тебя я его брала» ..."

Дело царевича Алексея

Суздальский Покровский монастырь

Сохранялось сочувствие к сосланной царице. Епископ Ростовский Досифей пророчествовал, что Евдокия скоро опять будет царицей и поминал её в церквах «великой государыней». Предрекали также, что Пётр примирится с женой и оставит недавно основанный Петербург и свои реформы. Всё это открылось из т. н. Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году, во время суда над которым Пётр узнал про её жизнь и отношения с противниками реформ. Было открыто её участие в заговоре. В Суздаль для розыска был прислан капитан-поручик Скорняков-Писарев, который арестовал её вместе со сторонниками.

3 февраля 1718 года Пётр даёт ему повеление: «Указ бомбардирской роты капитан-поручику Писареву. Ехать тебе в Суздаль и там в кельях бывшей жены моей и ея фаворитов осмотреть письма, и ежели найдутся подозрительныя, по тем письмам, у кого их вынул, взять за арест и привести с собою купно с письмами, оставя караул у ворот» .

Скорняков-Писарев застал бывшую царицу в мирском платье, а в церкви монастыря обнаружил записку, где её поминали не инокиней, а «Благочестивешей великой государыне нашей, царицей и Великой княгиней Евдокией Фёдоровной», и желали ей и царевичу Алексею «благоденственное пребывание и мирное житие, здравие же и спасение и во все благое поспешение ныне и впредь будущие многие и несчётные лета, во благополучном пребывания многая лета здравствовать» . .

Царевич Алексей, единственный выживший сын Евдокии

На допросе Глебов показал «И сошёлся я с нею в любовь через старицу Каптелину и жил с нею блудно». Старицы Мартемьяна и Каптелина показали, что своего любовника «инокиня Елена пускала к себе днём и ночью, и Степан Глебов с нею обнимался и целовался, а нас или отсылали телогреи кроить к себе в кельи, или выхаживали вон». Проводивший обыск гвардии капитан Лев Измайлов нашёл у Глебова 9 писем царицы. В них она просила уйти с военной службы, и добиться места воеводы в Суздале, рекомендовала, как добиться успеха в различных делах, но главным образом, они были посвящены их любовной страсти. Сама Евдокия показала: «Я с ним блудно жила в то время, как он был у рекрутского набора, в том и виновата». В письме к Петру она призналась во всём и просила прощения, чтобы ей «безгодною смертью не умереть».

14 февраля Писарев арестовал всех и повёз в Москву. 20 февраля 1718 года в Преображенском застенке состоялась очная ставка Глебова и Лопухиной, которые не запирались в своей связи. Глебову ставили в вину письма «цифирью», в которых он изливал «безчестныя укоризны, касающияся знамой высокой персоны Его царского величества, и к возмущению против Его величества народа». Австрияк Плейер писал на родину: «майор Степан Глебов, пытанный в Москве страшно кнутом, раскалённым железом, горящими угольями, трое суток привязанный к столбу на доске с деревянными гвоздями, ни в чём не сознался». Тогда Глебов был посажен на кол и прежде чем умереть, мучался 14 часов. По некоторым указаниям, Евдокию заставили присутствовать при казни и не давали закрывать глаза и отворачиваться.

После жестокого розыска были казнены и другие сторонники Евдокии, прочие были биты кнутом и сосланы. В сочувствии к Евдокии были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие. Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 года. Собор священнослужителей приговорил и её саму к избиению кнутом, и в их присутствии она была выпорота. 26 июня того же года умер её единственный сын, царевич Алексей. В декабре 1718 года был казнён её брат Лопухин, Абрам Фёдорович.

Умерла в при правлении императрицы Анны Иоанновны , которая относилась к ней с уважением и пришла на её похороны. Перед кончиной последние слова её были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря у южной стены собора Смоленской иконы Божьей Матери рядом с гробницами царевен Софьи и её сестры Екатерины Алексеевны.

Петербургу быть пусту

«Петербургу быть пусту» (Петербургу пусту быти) - пророчество (заклятие) о гибели новой столицы, будто бы изреченное Евдокией Лопухиной перед отправкой в монастырь - «Месту сему быть пусту!».

Дети

  1. Александр Петрович (царевич) ( -).
  2. Павел Петрович (царевич) ()

История жизни жены Петра Первого Евдокии Лопухиной вызывает большой интерес у любителей истории в силу своей загадочности, неоднозначности и трагичности. Она была первой и не слишком любимой женой Петра l и последней русской царицей, в то время как все последующие супруги русских императоров являлись иностранками.

Происхождение и семья

Несмотря на то что часто можно встретить информацию о том, что жена Петра Первого Евдокия Лопухина была знатного боярского рода, она не вполне достоверна. Дело в том, что отец будущей царицы действительно приходился сыном думному дворянину, но боярское звание семья получила лишь после венчания Евдокии с царевичем Петром Алексеевичем.

Илларион Лопухин, отец будущей царицы, сделал видную карьеру при царском дворе. Служил он и стряпчим, и стрелецким головой, и стольничим, и даже окольничим. Однако после попадания его дочери в немилость к государю карьера его резко оборвалась, как и его сыновей.

Вообще история этой семьи видела не только колоссальный взлет в конце семнадцатого века от захудалого дворянского рода на вершину власти, но и трагическое падение, которое сумели пережить далеко не все члены семьи Евдокии Федоровны Лопухиной.

Выбор в качестве невесты

Политическая ситуация в России конца XVll века была крайне нестабильной. Многочисленные боярские кланы были недовольны и готовились к приходу к власти нового царя, который должен был вот-вот подрасти и достичь совершеннолетия.

В такой ситуации мать Петра Алексеевича, урожденная Наталья Кирилловна Нарышкина, в спешке начала подыскивать для своего любимого сына удобную невесту. Выбор пал на представительницу увядающего и бедного рода Лопухиных, который отличался тем не менее многочисленностью и был способен в случае необходимости защитить ее Петра от недругов. Невестой для царевича стала Прасковья Илларионовна Лопухина, которая сменила имя после венчания на Евдокию Федоровну.

Следом за венчанием дочери ее отец получил боярский титул, а братья - высокие должности при дворе, которые впоследствии им дорого обошлись.

Первые годы в браке

Брак позволил Петру Алексеевичу изменить статус и сместить царевну Софью, так как традиционно на Руси считалось, что после женитьбы юноша становился мужчиной и совершеннолетним.

На молодую царицу сразу же была возложена обязанность по рождению наследников. Считается, что в первые три года Евдокия Лопухина родила троих детей, двое из которых погибли во младенчестве. Некоторые исследователи, впрочем, сомневаются в существовании одного ребенка и считают, что их было двое. Вырасти было суждено лишь одному из них, но и его участь была печальна. Царевич Алексей погиб от руки своего родного отца, который обвинил его в заговоре и попытке организации польско-шведской интервенции в Россию.

О первых годах жизни царственной четы известно из воспоминаний Бориса Ивановича Куракина, который был мужем родной сестры царицы Евдокии Лопухиной. Он происходил из знатного рода Гедеминовичей и вошел в историю как наиболее близкий сподвижник Петра l и первый постоянный посол России за рубежом. Этот блистательный чиновник на протяжении столетия служил примером для его последователей на дипломатическом поприще.

Источники о семейной жизни царицы

В своей книге "Гистория о царе Петре Алексеевиче" Куракин пишет, что царица была хороша собой, статна, однако и самовольна, упряма и консервативна. Последнее, вероятнее всего, и сыграло роковую роль в отдалении от нее будущего императора.

Куракин также сообщает, за что не любили Евдокию Лопухину, говоря о ее склочном характере. Однако здесь стоит отметить, что, несмотря на своенравность, она все же была воспитана в традициях "Домостроя", поэтому до определенного момента признавала за мужем право принимать принципиально важные решения.

Первый год, как вспоминает тот же Куракин, Евдокия Лопухина с царем жили душа в душу и весьма любили друг друга, но вскоре ситуация сильно изменилась. Возможно, виной тому стало знакомство Петра Первого со своей первой фавориткой - которая вошла в историю как кукуйская царица. С ней Петр познакомился при посредничестве Лефорта.

Тучи сгущаются

Пока мать молодого царя была жива, он не проявлял чрезмерной агрессии по отношению к своей жене, которая продолжала жить во дворце, именовалась царицей, несмотря на наличие у царя любовницы. Впрочем, Наталия Кирилловна и сама немного охладела к невестке за упрямство и самодовольство.

В 1694 году царь отправился в Архангельск, но не стал поддерживать с женой переписку, хотя та все еще жила в Кремле. В то же время ее братья и отец попали в опалу, а сама царица начала общаться с людьми, недовольными политикой амбициозного правителя. Так началось необратимое трагическое падение, которое омрачило биографию Евдокии Лопухиной и ее ближайших родственников.

Необратимые перемены в отношениях супругов наступили в 1697 году, когда Петр засобирался в Великое посольство, в преддверии которого отец и двое братьев Лопухиной были сосланы подальше от Москвы под предлогом назначения на должность воевод. Уже из посольства царь написал своему дяде письмо, в котором просил его уговорить жену на добровольный постриг в монастырь. Как и следовало ожидать от упрямой царицы, она отказалась от этого предложения.

Постриг и ссылка

По возвращении из Европы Петр первым делом направился к своей любовнице, не посетив жены. Это событие, безусловно, вызвало у Евдокии Лопухиной тревогу, но изменить ситуацию уже было нельзя. Вскоре Петр встретился со своей женой в доме одного из чиновников и настоятельно попросил ее уйти в монастырь. Она вновь отказалась. Однако на этот раз Евдокию Лопухину в монастырь (Суздальско-Покровский) сопроводили под конвоем.

Есть мнение, что первоначально Петр Великий хотел казнить свою жену, но все тот же Лефорт уговорил его ограничиться ссылкой и монашеством. Монастырь, в который прибыла царица, традиционно служил местом ссылки опальных царских жен и любовниц.

Жизнь в монастыре

Отправленная в монастырь царица не получила государственного содержания и вынуждена была просить своих родственников высылать ей средства, покупать еду и одежду. В таком режиме опальная царица прожил год, после чего начала жить в монастыре мирской жизнью.

Вскоре при посредничестве монастырского настоятеля у нее появился любовник майор Глебов, заведовавший рекрутским набором в Суздале. Его судьба тоже оказалась весьма трагичной, в 1718 году он был обвинен императором в подготовке заговора и казнен.

После разоблачения заговора Евдокия Лопухина была перевезена сначала в Александровский Успенский монастырь, а позже в более суровый Ладожский Успенский монастырь. В последнем она провела семь лет под строгим наблюдением, пока не скончался ее бывший муж.

После смерти Петра Великого

Наследницей Петра l стала Екатерина l, которая, чувствуя опасность, исходящую от бывшей царицы, переселила ее в Шлиссельбургскую крепость. Вскоре, однако, на престол взошел внук царицы Евдокии Лопухиной Петр ll.

После коронации внука Евдокия торжественно вернулась в Москву, где поселилась сначала в Вознесенском монастыре Кремля, а позже переехала в Лопухинские палаты Новодевичьего монастыря. Все обвинительные документы были изъяты и уничтожены, а на содержание Лопухиной было выделено значительное количество денег и особый двор. При этом никакого влияния на внутреннюю политику она не оказывала.

Согласно некоторым сведениям, Евдокия Лопухина фигурировала в числе потенциальных наследников Петра ll, однако история распорядилась иначе. Царица прожила долгую, опасную и трагичную жизнь, но похоронена была с почетом и должным уважением в 1731 году в Новодевичьем монастыре. Анна Иоанновна, в пользу которой она отказалась от власти, относилась к родственнице с должным почтением. Потерявшая отца, братьев, сына и возлюбленного из-за мнительности царя, Евдокия проявила смирение и стоицизм, а последние ее слова были таковы: "Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного".