Домой / Стены / Концепция стратегии пространственного развития российской федерации. Минэкономразвития подготовило проект стратегии пространственного развития рф

Концепция стратегии пространственного развития российской федерации. Минэкономразвития подготовило проект стратегии пространственного развития рф

Главное в концепции Минэкономразвития - повышение связности территорий
 в основной зоне расселения и создание опорных центров там, где плотность низкая.

Елена Чугуевская,
директор Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития

Повышение связности огромной территории России и создание опорных центров в зоне очагового расселения станут ключевыми направлениями стратегии пространственного развития России до 2035 года. Она послужит «территориальным интегратором» двух стратегий - национальной безопасности и долгосрочного социально-экономического развития.

Об основных подходах к стратегии и о том, что она сможет изменить, «Вольной экономике» рассказала директор Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития Елена Чугуевская.

Что такое пространственная стратегия

«Вольная экономика»: Елена Станиславовна, зачем нужна эта стратегия?

ЕЛЕНА ЧУГУЕВСКАЯ: Мы только в начале пути к современному стратегическому планированию пространственного развития страны.

На уровне региона, города, муниципального района разрабатываются комплексные документы территориального планирования, а на уровне России базовые инфраструктуры представлены только отраслевыми схемами. Карт в стратегических документах территориального развития не было, мы не видели того синергетического эффекта, который должна получить территория.

Общество всегда существует в форме территориальной организации, сформированной системой населенных пунктов, и как к ней должно относиться государство, какие выделять приоритеты, как обеспечивать транспортную связность территории, качество среды жизнедеятельности, как приоритезировать бюджетную поддержку, - это все вопросы стратегии пространственного развития как инструмента, существующего во всех ведущих странах мира. Стало ясно, что и нам нужен документ-интегратор.

«ВЭ»: Вы анализировали зарубежный опыт?

О концепции пространственного развития
Введена в правовое поле в 2014 году, требования к ее содержанию правительство утвердило в 2015-м. Она должна определить приоритеты экономики в региональном аспекте, обеспечить устойчивость системы расселения и дополнительные точки выхода на внешние рынки. Мы должны «видеть» своих соседей, понимать место России в мировом распределении экономической деятельности. В конце октября Министерство экономического развития представит для экспертного обсуждения проект стратегии, ее планируется принять в 2018 году. Последним подобным документом в нашей стране была Генеральная схема расселения РФ 1994 года, но она в полном объеме так и не реализовывалась

Е.Ч.: Мы изучили документы стратегического планирования самых разных стран. Например, Евросоюз сейчас готовит уже вторую стратегию пространственного развития. Экономическое пространство Европы концентрируется в «пентагоне» - зоне, очерчиваемой в границах Лондон - Париж - Милан - Мюнхен - Гамбург. Это всего лишь четверть площади Евросоюза, но там сосредоточено 75% его ВВП, и это, безусловно, проблема с точки зрения пространственной организации. Причем такая концентрация зародилась еще в конце XVIII века, в ходе промышленной революции.

И вот в условиях значительного расширения Евросоюза они решили, что им нужна ставка на полицентрическую модель организации пространства, на «выращивание» других центров притяжения. Стратегия ЕС предполагает реализацию комплексных территориальных проектов: это «Регион Балтика», в который, что интересно, включаются Петербург, Ленинградская область и Карелия, это «Атлантическая дуга» (Западный фасад ЕС) вдоль побережья Атлантического океана, а также «Латинская арка» в Западном Средиземноморье.

«ВЭ»: У нас будет нечто похожее?
Е.Ч.: Слепо копировать чей-то опыт мы не можем, потому что у России самая большая территория 
в мире. При этом население распределено крайне неравномерно: есть основная зона расселения, зоны очагового расселения, есть территории, непригодные для проживания.

Выделение макрорегионов

Выделение макро-регионов
Их прототипом стали федеральные округа. В каждом макро-регионе может быть своя модель развития: в Сибири и на Дальнем Востоке - кластерный подход, в европейской части - развитие крупных городов.

«ВЭ»: И все-таки что нам ближе?
Е.Ч.: В основу подхода к пространственному развитию у нас уже заложено выделение крупных зон - макрорегионов. Их прототипом стали федеральные округа. Правда, на первом этапе они выделялись для управленческих задач, но затем внутри округов начали складываться внутренние связи, формироваться межрегиональные объединения, такие как ассоциация «Сибирское соглашение».

Для каждого макрорегиона может быть использована определенная модель или варианты их совмещения. Например, для Дальнего Востока и Сибири подходит кластерный подход, который уже выбрал Казахстан, когда государство поддерживает «очаги» новой индустриальной экономики.

Для европейской части страны, где уже сформированы сильные точки роста, по сути конкурирующие между собой, может быть применен поляризованный подход. Он основан на поддержке крупных городов и их экономической диффузии на прилегающие территории.

Нужно выделить территории, которые связывают огромное пространство России крупными узлами.

ПРОБЛЕМА МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УХОДИТ
Это процессы урбанизации, которые происходят во всем мире. Сейчас не только в столицы люди стекаются, но и в Краснодар, Казань, Екатеринбург и т.д. Любая система расселения очень инертна.

«ВЭ»: Как это все будет сочетаться с существующими мерами поддержки - например, Калининградской области, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма?
Е.Ч.: Поддержка стратегически важных территорий необходима и дальше, но при этом мы должны экономически обосновать рост конкурентоспособных видов деятельности для каждого субъекта, создать для них условия, а также выделить территории, которые объединяют огромное пространство России крупными узлами, влияющими на связность всей страны.

Мы обсуждали с регионами необходимость создания межрегиональных территориальных систем, таких как «Уральское созвездие» или «Сибирская конурбация», которые предполагают строительство высокоскоростных магистралей между крупными городами. Почему бы такие флагманские проекты не зафиксировать для приоритетной поддержки?

Общий залог - повышение связности территорий в основной зоне расселения. В зоне очагового расселения, к которой относится практически вся северо-восточная часть России, надо вернуться
к подходу формирования опорных центров, который был выработан в Советском Союзе на основе вахтовой и экспедиционной форм освоения этих сложных территорий. При этом требуются значительные изменения в законодательстве, в частности в жилищном, чтобы вписать в правовое поле эти особенности.

Ленинградцы, москвичи…

«ВЭ»: Можете эти подходы проиллюстрировать на примере центра страны?
Е.Ч.: Мы только в начале пути. Пока, например, могу сказать, что мы поддерживаем позицию московских властей о том, что нужно системно обеспечивать развитие Москвы как столицы и единственного глобального города в России, но сначала надо это обосновать расчетно и картографически, определить реальные границы города.

«ВЭ»: Многие говорят, что у нас зафлюсована экономика - все ресурсы концентрируются в Москве и отчасти в Петербурге, а вокруг остается пустота. Эту проблему вы видите?
Е.Ч.: Я уже так не думаю. Это процессы урбанизации, которые происходят во всем мире. Не только в Москву люди стекаются, еще и в Краснодар, Казань, Екатеринбург и другие центры регионов. Это естественно. Конечно, есть процессы естественного сжатия пространства, но любая система расселения очень инертна, а в России особенно. Мы привязаны к недвижимости, у нас нет такой активной трудовой миграции, как, например, в США, где люди в среднем восемь раз в течение жизни переезжают из одного города в другой. У нас люди переезжают крайне редко.

«ВЭ»: Территориальную структуру расселения в России менять не надо?
Е.Ч.: Государство должно влиять на нее только в том случае, если она теряет устойчивость.

Что нужно балансировать

«ВЭ»: Наша «неустойчивость» - она какая?
Е.Ч.: Мы выделили три глобальных разрыва, с которыми надо побороться за счет инструментов стратегии пространственного развития.

Во-первых, разрыв в инфраструктуре. В последние годы она развивалась очень неравномерно. У нас слабая связность территорий. Мы потеряли региональную авиацию, речной транспорт, очень мало построено новых дорог, мы только начинаем осваивать скоростной и высокоскоростной транспорт, в отличие от многих европейских и азиатских стран.

Во-вторых, при переходе от плановой экономики
к рыночной произошел технологический разрыв. Конкурируя, предприятия потеряли интеграционные связи. Раньше их налаживало государство. Я не имею в виду, что мы заставим всех обмениваться товарными потоками, мы должны способствовать этому через поддержку модернизации предприятий, конкурентоспособных отраслей, формирования территориальных кластеров.

Третья проблема - социальный разрыв. Неравенство в первую очередь выражается в неравномерной обеспеченности инфраструктурой и качеством среды в различных городах. Как обеспечить достойное качество жизни? Конечно, мы не сможем быстро все поправить, но мы должны понять, как выделить территории, которые требуют адресной поддержки.

«ВЭ»: Получается, стратегия будет иметь большое политическое значение - все сразу начнут прикидывать, кому что досталось на десятилетия вперед. Или я не прав?
Е.Ч.: Важно подчеркнуть, что документ готовится при непосредственном участии представителей правительств всех субъектов РФ, науки и профильных федеральных министерств и ведомств. При Минэкономразвития действует межведомственная рабочая группа, которая состоит почти из 150 человек. По ключевым вопросам пока особых споров нет.

Планы до 2050 года

«ВЭ»: Стратегия будет рассчитана до 2035 года?
Е.Ч.: По плану - да, но мы решили, что по устойчивости системы расселения должны быть и более дальние горизонты, она инерционна, в более короткие сроки изменений не видно.
Поэтому по некоторым компонентам Стратегия пространственного развития будет иметь горизонт 2040, а может, и 2050 года. В новой европейской стратегии, которая сейчас разрабатывается, тоже проигрываются сценарии до середины XXI века.

«ВЭ»: Каким может быть целевой сценарий стратегии?
Е.Ч.: Во многом он зависит от базового сценария долгосрочного прогноза социально-экономического развития, который покажет наши возможности.

Текст: Игорь Зубков.

Постановление Правительства РФ от 20 августа 2015 г. N 870
"О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации"

В соответствии с частью 5 статьи 20 , частью 5 статьи 40 и со статьей 42 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации;

Правила осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 370 "О разработке и согласовании Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1820).

Положение
о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение определяет содержание, состав, порядок разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации (далее - стратегия) и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации.

2. Стратегия разрабатывается в соответствии с основами государственной политики регионального развития Российской Федерации в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

3. Стратегия является документом стратегического планирования, определяющим приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации, а также меры по их достижению и решению.

4. Стратегия разрабатывается применительно ко всей территории Российской Федерации.

5. Стратегия утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации.

6. Стратегия включает в себя:

а) анализ тенденций и проблем пространственного развития Российской Федерации;

б) цели, задачи и приоритеты пространственного развития Российской Федерации;

в) принципы пространственного развития Российской Федерации;

г) основные направления пространственного развития Российской Федерации;

д) этапы реализации стратегии;

е) сценарии пространственного развития Российской Федерации, в том числе приоритетный (целевой) сценарий;

ж) механизмы реализации стратегии;

з) приложения, содержащие перечень перспективных центров экономического роста, состав макрорегионов Российской Федерации, перечень геостратегических территорий Российской Федерации, перечень перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, целевые показатели пространственного развития Российской Федерации.

7. При подготовке стратегии разрабатываются обосновывающие материалы, которые включают в себя статистические, аналитические, картографические и иные материалы, определяющие и иллюстрирующие основные решения и положения стратегии. Указанные материалы не входят в состав документа, утверждаемого распоряжением Правительства Российской Федерации.

9. Стратегия разрабатывается Министерством экономического развития Российской Федерации при взаимодействии с Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. К разработке стратегии привлекаются научные, проектные и исследовательские организации.

10. В ходе подготовки стратегии федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают достоверность предоставляемой информации.

При подготовке стратегии используются федеральная информационная система стратегического планирования и другие федеральные информационные системы и информационные ресурсы.

11. Для разработки стратегии Министерство экономического развития Российской Федерации утверждает состав межведомственной рабочей группы по подготовке стратегии, в который входят представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также научных, проектных и исследовательских организаций.

12. Разработка стратегии осуществляется в соответствии со следующими этапами:

а) выбор привлекаемых к разработке проекта стратегии научных, проектных и исследовательских организаций;

б) сбор и обработка информации, необходимой для разработки стратегии;

в) подготовка проекта концепции стратегии, его рассмотрение и одобрение межведомственной рабочей группой по подготовке стратегии;

г) подготовка проекта стратегии в соответствии с одобренной концепцией и внесение в установленном порядке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении стратегии в Правительство Российской Федерации.

13. Министерство экономического развития Российской Федерации обеспечивает размещение стратегии в федеральной информационной системе стратегического планирования.

Правила
осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 августа 2015 г. N 870)

1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации (далее - стратегия).

2. В целях контроля реализации стратегии Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации, участвующими в реализации стратегии, проводится мониторинг реализации стратегии.

3. Реализация стратегии осуществляется в соответствии с планом реализации стратегии, который разрабатывается Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными органами государственной власти в течение 6 месяцев со дня утверждения стратегии и утверждается Правительством Российской Федерации.

4. План реализации стратегии разрабатывается на период ее реализации и содержит перечень наиболее важных социально значимых мероприятий и контрольных событий с указанием сроков их исполнения и ответственных исполнителей.

5. Мониторинг реализации стратегии осуществляется на основе оценки исполнения мероприятий плана реализации стратегии и комплексной оценки достижения значений показателей пространственного развития Российской Федерации, предусмотренных стратегией.

6. В ходе мониторинга реализации стратегии также осуществляется:

а) сбор и систематизация информации о корректировке документов территориального планирования Российской Федерации и о реализации инфраструктурных проектов, реализующихся в рамках государственных программ Российской Федерации и инвестиционных программ субъектов естественных монополий, и анализ этой информации на предмет соответствия положениям стратегии;

б) оценка данных о динамике внутренних и внешних миграционных потоков в территориальном аспекте на предмет соответствия приоритетам совершенствования системы расселения и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, предусмотренным стратегией.

7. В целях проведения мониторинга реализации стратегии Министерство экономического развития Российской Федерации:

а) разрабатывает и утверждает форму отчета о реализации стратегии и доводит ее до ответственных исполнителей мероприятий (контрольных событий) плана реализации стратегии;

б) организует сбор и обобщение информации о выполнении основных мероприятий (контрольных событий), предусмотренных планом реализации стратегии, и других данных, включая данные государственной статистики, необходимых для осуществления мониторинга реализации стратегии;

в) осуществляет запросы, в том числе в субъекты Российской Федерации, о предоставлении данных о реализации инфраструктурных проектов, реализующихся в рамках государственных программ Российской Федерации и инвестиционных программ субъектов естественных монополий, а также о динамике внутренних и внешних миграционных потоков в территориальном аспекте.

8. Ответственные исполнители мероприятий (контрольных событий) плана реализации стратегии в пределах своей компетенции до 1 марта года, следующего за отчетным, направляют в Министерство экономического развития Российской Федерации отчет о выполнении плана реализации стратегии по форме, утверждаемой Министерством, а также другую информацию, необходимую для мониторинга реализации стратегии.

9. Министерство экономического развития Российской Федерации в срок до 1 мая года, следующего за отчетным, на основании полученных отчетов и другой информации совместно с участниками реализации стратегии подготавливает доклад о результатах реализации стратегии и направляет его в Правительство Российской Федерации.

10. Доклад о результатах реализации стратегии содержит оценку выполнения основных мероприятий плана реализации стратегии, комплексную оценку достижения значений показателей пространственного развития Российской Федерации за отчетный период, результаты анализа хода реализации инфраструктурных проектов, осуществляемых в рамках государственных программ Российской Федерации и инвестиционных программ субъектов естественных монополий, и результаты анализа данных о динамике внутренних и внешних миграционных потоков в территориальном аспекте, а также предложения о дальнейшей реализации стратегии, в том числе в случае необходимости корректировки стратегии, государственных программ Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий и (или) внесения изменений в план реализации стратегии.

11. Для осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии используется федеральная информационная система стратегического планирования.

В начале этого года Минэкономразвития России представило на всеобщее обсуждение Концепцию Стратегии пространственного развития России, рассчитанную до 2030 года. Публикация привлекла внимание общественности, поскольку Стратегия, которую планируется принять в этом году, должны оказать большое влияние на судьбы России.

Шанс вырулить в правильном направлении

По мнению Дмитрия Наринского, вице-президента Союза архитекторов России (САР), председателя Совета по градостроительству, это во многом инновационный документ для страны. Он опирается на стратегии национальной безопасности России, социально-экономического развития и другие федеральные законы и программы.

Шаги по разработке Стратегии предпринимаются уже давно. Так, в 2012 – 2014 годах ею занималось Министерство регионального развития. Позднее эта задача была возложена на Минэкономразвития, а министерство поручило разработку концепции Совету по изучению производительных сил (СОПС), который действует при РАН и Минэкономразвития.

В ходе работы над Стратегией за прошедшие годы был принят ряд документов, в частности, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Этот закон предоставляет возможность подойти к развитию страны в комплексе, увязать стратегические, территориальные, экологические задачи, отраслевое планирование, производственное строительство, развитие транспортного и энергетического каркасов и т.д.

В советское время похожие программы также разрабатывались. В 1999 году в новой России постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 370 был принят документ "О разработке и согласовании Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации". Но он оказался неработающим, и был отменен постановлением Правительства РФ от 20 августа 2015 года № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения Стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации». Наша страна последние два десятилетия развивалась хаотично, что в итоге и привело к неконтролируемому росту нескольких агломераций, прежде всего Московской, перекосам в развитии средних и малых городов и сельских поселений. Так что принятие Стратегии – шанс для страны вырулить в правильном направлении.

Документ требует доработки

Эксперты по-разному оценивают новую Концепцию. Так, на обсуждении, которое состоялось на заседании Совета по градостроительству САР, было высказано много замечаний как по принципиальным вопросам, так и использованным формулировкам, по стилю. К обсуждению Концепции, как заметил Дмитрий Наринский, были привлечены ученые различных направлений и научных школ – градостроители, архитекторы, экономисты, географы, эконом-географы, транспортники и др.

Наталья Зубаревич , директор региональной программы Независимого института социальной политики (Москва), в целом считает документ нужным и важным, но не очень основательно проработанным. Как положительный факт она отметила, что в Концепции прописаны три сценария развития страны – консервативный (то есть продолжение существующего хода развития), сценарий конкурентного роста, основанного на модели поляризованного развития с упором на регионы-лидеры, и сценарий диверсифицированного пространственного роста, по которому планомерно развиваются все регионы, опираясь на сложившийся потенциал. Хорошо прописан институциональный раздел и ряд других, но в документ требуется внести немало поправок, строже отнестись к применяемым терминам и понятиям, поскольку используются устаревшие, неточные формулировки.

Галина Лебединская , главный научный сотрудник ЦНИИП Минстроя России, считает, что структура Концепции переусложнена, не совсем понятно, на какую аудиторию она рассчитана: на широкую публику, властные структуры или это рабочая программа для профессионального использования. Каждый из этих вариантов предполагает свои подходы к подготовке документа, к аргументации. Представленная Концепция не отвечает на главный вопрос – что же делать с пространством страны? Лебединская, как и другие выступившие эксперты, считает слабым местом документа отсутствие графических материалов – карт, таблиц и т.п.

– Концепция предусматривает развитие около 20 основных агломераций, в центре которых, кроме Москвы и Московской области и Петербурга – Краснодар, Казань, Екатеринбург, основные сибирские города, Владивосток и др., причем акцент делается не на расширение городских территорий, а на эффективное использование уже освоенных, – говорит Илья Заливухин, генеральный директор компании «Яузапроект». – Важное значение приобретает развитие транспортных связей как внутри агломераций, так и в целом в стране.

По мнению Александра Эпштейна , заместителя директора по науке ГУП «НИиПИ градостроительства» Московской области, слабым местом Концепции является то, что она ориентирована на экономику, а не на человека и качество человеческого капитала, в ней мало внимания уделено экологическим проблемам, она получается потребительской по отношению к ресурсам. В Концепции говорится, что Россия должна уйти от сырьевой экономики, но, в противоречие объявленным целям, акцент делается на развитии ресурсодобывающих регионов, а не на переработку сырья.

Спор экономистов и градостроителей: кто прав?

Горячее обсуждение проблем расселения прошло на семинаре, организованном Междисциплинарной рабочей группой по расселению при Союзе архитекторов России. На дискуссии встретились экономисты и градостроители, и спор разгорелся вокруг судьбы средних и малых городов России и сельских населенных мест.

С докладом выступил Олег Григорьев , научный руководитель НИЦ «Неокономика». По его мнению, исторически сложилось так, что в понятиях «экономика» и «расселение» экономика первична, и она определяет процессы расселения. В советское время территория страны осваивалась по нашим собственным законам, города и поселения появились там, где их быть не должно, поэтому в рыночных условиях и идет отток населения из них. Что касается сельского хозяйства, там, где раньше справлялись несколько сот человек, теперь нужно 15 – 20 человек, да и те зачастую приезжают работать из ближайшего города, поэтому пустеют деревни и села. Сегодня ситуация в России сложилась так: из сельской местности активная часть населения едет в ближайший малый город, оттуда – в региональный центр, из него – в Москву, а из Москвы – за границу. Можно ли и нужно ли останавливать это процесс? Города – уловители денег, они притягивают активную часть населения, но и города в России «сдуваются», многие из них теряют население до такой степени, что становятся банкротами, и не надо бояться банкротств экономически неэффективных городов.

Однако, по мнению Евгения Маркова, президента Союза малых городов России, малые и средние города России оказались в сложной ситуации не потому, что они не нужны стране, многие из них существуют сотни лет, и не такие периоды переживали и возрождались. И пустеют они не потому, что люди в них не хотят жить, а потому что здесь закрылись предприятия и жителей лишили работы, отобрали окрестные земли и леса. Люди не от хорошей жизни едут в Москву, другие крупные города, обрывая связи, оставляя семьи. Даже термин придумали «управляемое демографическое сжатие», кто-то это называет «неуправляемое сжатие освоенного пространства», проще же говоря, идет опустошение российских территорий, и ни к чему хорошему это не приведет. Нужно приостановить тенденцию сверхконцентрации населения в Московском регионе и Санкт-Петербурге, которая угрожает национальной безопасности России.

Малые и средние города – это каркас страны, национальное достояние и богатство, и нельзя сравнивать экономически город и предприятие, они живут по разным законам и имеют разное значение для страны.

Свое согласие с этими словами выразил Марк Гурари , заместитель председателя Совета по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов, заявив, что если народ не хочет осваивать свою территорию, то осваивать ее будут другие.

– В настоящее время я не вижу беды с городами, они становятся на ноги, часть из них либо в стагнации, либо на подъеме, – считает Александр Лола , начальник НМЦ градоведения ЦНИИП Минстроя России, эксперт ООН-Хабитат по населенным пунктам. – Не надо ждать, что города возродит крупная промышленность, рабочие места будут создавать небольшие производства, а также отрасли, которые раньше считались обслуживающими, они становятся градообразующими, то есть города, а вернее агломерации, метрополии, будут развиваться за счет внутренних резервов. Цель же такой программы как Стратегия пространственного развития – помочь выработать правильные ориентиры в развитии. Честно говоря, я не очень верю, что Стратегия коренным образом преобразует нашу страну. Но будем надеяться на лучшее.

Экономисты тихой сапой снова продавливают концепцию развития 20 агломераций , которую лоббируют Набиуллина, Кудрин, Силуанов и им подобные…

По какой концепции будет создана Стратегия пространственного развития? Прежде была концепция «Нефтяной трубы» - когда все ресурсы порожняком на экспорт, а развитие территории было только в мегаполисах.

Необходимо создать информационную волну и широкое интернет-обсуждение Стратегии пространственного развития, чтобы не допустить принятие Стратегии в редакции от экономистов. Нам нужна Стратегия по концепции равномерного и сбалансированного развития территории всей России.

Мы уже получили целую череду финансовых кризисов, когда экономисты стали писать законы. Сложно себе представить, что будет, когда экономисты по своему усмотрению создадут стратегию пространственного развития. Совершенно недопустимо отдавать на откуп экономистам стратегию пространственного развития России.

Распространяйте максимально широко информацию о готовящейся редакции Стратегии пространственного развития, чтобы сформировать общественное мнение по данному вопросу и достучаться до глухих кабинетов Министерства экономического развития. Только так можно легитимно повлиять на концепцию Стратегии.

В конце марта экономисты из Минэкономразвития уже пытались представить текущую редакцию Стратегии пространственного развития на круглом столе в Совете Федерации , но их документ подвергли жёсткой критике и разнесли все доводы в пух и прах, и отправили обратно на переделку:

«Так, в марте в СФ уже был круглый стол, на котором обсуждалась тогдашняя версия подготавливаемой стратегии. Один из ее авторов, Алексей Елин, глава департамента планирования территориального развития МЭР, рассказал, что одним из фокусов разрабатываемой стратегии является выделение точек (локусов) роста. Число их на тот момент было 27, из которых 22 - агломерации , остальное же - ресурсные центры и сельскохозяйственные районы. Помимо этого, говорилось еще и о развитии инфраструктуры всех видов и сортов - от транспорта до энергосетей и сотовой связи, а также о специализации отдельных территорий.

Все это было подвергнуто довольно жесткой критике со стороны сенаторов: по их мнению, слишком серьезная опора на агломерации является неправильной, она может привести к разрушению экономики страны. Можно, помимо этого, предположить, что критика была вызвана еще и недостаточным вниманием к долговременным проблемам страны и действующей системы расселения: нехватке денег на уровне регионов и муниципалитетов, пустеющим малым городам (и проблеме моногородов, утерявших ключевое предприятие, как частному случаю), социально-демографическим тенденциям перетока населения по маршруту «деревня – райцентр – облцентр – город-миллионник – столица» и так далее.» - https://www.business-gazeta.ru/blog/382816

Вокруг стратегии пространственного развития сейчас неспроста развернулась нешуточная борьба. В противоборстве сошлись различные кланы и корпорации. На кону судьба средних и малых городов и посёлков России. От того какой будет Стратегия зависит судьба регионов на 30-50 лет вперёд…

Минэкономразвития хочет предъявить обществу свою стратегию пространственного развития в виде ультиматума. Они сейчас нагнали к себе из МГУ экономистов-географов и надеются за счёт званий и авторитетов протащить в документ свои интересы.

Вселяет большую надежду, что руководство страны недавно чётко выразило свою позицию по этому вопросу:

«Пространственное развитие страны. Валентина Ивановна (Матвиенко) об этом говорила. И сказала о том, что речь скорее всего пойдёт о развитии крупных агломераций… НЕ ТАК. Мы как раз… Там есть такая точка зрения, Вы правы. НО ПОБЕЖДАЕТ ДРУГАЯ, ДРУГОЙ ПОДХОД , КОТОРЫЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВОТ ЭТО ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ БЫЛО СВЯЗАНО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, С РАЗВИТИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ И ДРУГОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕЖДУ НАСЕЛЁННЫМИ ПУНКТАМИ. С тем, чтобы пространство между населёнными пунктами обживалось, было комфортным для граждан. Конечно, мы будем уделять и внимание городам: и крупным городам, и малым, там есть отдельные программы, но всё http://www.kremlin.ru/events/president/news/54362

Призываем каждого активно проявить свою позицию по концепции Стратегии пространственного развития России.

Будущее не предопределено. От действий каждого из нас зависит развитие территории России на ближайшие десятилетия - будет ли всё сконцентрировано в десятке агломераций (как на картинке слева - 15 агломераций ) или развитие будет по всей территории нашей страны (картинка справа - равномерное развитие )?

Дополнительный материал по теме:

СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ВТИХАРЯ. ОТКРОВЕНИЯ НА СКАНДАЛЬНОМ 435-ом ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ 16 МАЯ 2018 г.

Почему до сих пор стратегия пространственного развития разрабатывается втихаря, в закрытом режиме Министерством экономического развития? Нет ли здесь попытки тихой сапой протолкнуть концепцию развития 15 агломераций, которую продвигают Набиуллина, Кудрин, Силуанов?

«Насколько я знаю, это уже четвертая версия стратегии пространственного развития, но к нам она попадает чуть ли не подпольно, втихаря, как секретный документ. Почему? Почему нет широкого обсуждения этого документа, важнейшего для развития страны в свете тех задач, которые поставлены в указе Президента от 7 мая?» - из выступления на 435-ом заседании в Совете Федерации (16 мая 2018 г.), которое почему-то должным образом не было отражено в СМИ.

На 435-м заседании Совета Федерации в рамках «времени эксперта» выступил руководитель Центра пространственного планирования Московского архитектурного института, доктор архитектуры Андрей Боков. Его выступление было посвящено теме «О подходах к стратегии пространственного развития России»:

«25 лет назад впервые, наверное, за 300 лет своей истории – имперской истории, потом советской истории – государство отказалось от прямого участия в формировании пространственного развития. Надо сказать, что ничего подобного не происходит в странах с самым либеральным устройством.

<...>

многие мои коллеги, должен вам сказать, с огромным облегчением услышали слова Президента нашей страны, сказанные на встрече с вами, с членами Совета законодателей в Таврическом дворце, которая недавно состоялась. Он достаточно определенно и четко сказал, что нашей целью является не сосредоточение всех усилий на 15–20 городах, а создание инфраструктуры, создание и обновление инфраструктуры страны. По существу, это и должно стать основанием новой стратегии пространственного развития. Вообще, откуда взялась вся эта идея 15–20 городов? Почему все это возникло?

<...>

Но в то же время в нас очень прочно сидят такие утратившие, на мой взгляд, актуальность представления, как представление о том, что, скажем, большой город лучше деревни. Сегодня мы видим, что это не так, мы понимаем, что значительная часть наших сограждан предпочитает совершенно другой образ жизни. Более 70 процентов россиян прямо или косвенно связаны с землей и предпочитают другой, негородской или не вполне городской, образ жизни. 70 процентов американцев предпочитают жить где то в пригороде, жить в малом городе, точно так же ведет себя большинство, или 60 процентов, европейцев.

<...>

Наконец, попытки выстроить систему расселения, систему размещения, систему организации, представить эту систему организации в качестве некоей прямой проекции размещения производительных сил, крупных предприятий прежде всего, также едва ли имеют под собой основания. Существующая система поселений (существующая, сложившаяся система) представляет собой огромную ценность, и сегодня у нас есть все основания считать, условно говоря, места рождения людей и те места, где люди проживают, не меньшей ценностью, чем месторождения полезных ископаемых – нефти, газа и всего остального.

<...>

Агломерации и групповые системы расселения. Если представить себе, не дай бог, что все мы переместимся в эти 15 или сколько то там агломераций, это значит, что нам придется забыть об огромном количестве малых и средних населенных мест, это значит, что нам надо будет заняться рекультивацией этих пространств и так далее. Это абсолютно нереальная задача. Но главное не это. Главное то, что ткань расселения состоит не только из этих 15–20 агломераций, прежде всего это малые города и все то, что эти малые города окружает, это сельские населенные места.

<...>

Два слова я хотел бы сказать о состоянии нашего жилища. Сегодня мы «замерзли» где то приблизительно на строительстве 80 млн. кв. метров в год. При этом надо отчетливо понимать, что половина из этих 80 миллионов – это индивидуальное жилищное строительство, это то, что делается как бы не благодаря, а вопреки во многом сложившемуся порядку. Как выйти на 120 млн. кв. метров, о которых сказал Президент? А для чего эти 120 миллионов нам нужны? Для того, чтобы обеспеченность достигла где то порядка 30 кв. метров на человека. А для чего 30 кв. метров на человека? 30 кв. метров нам нужны для того, чтобы каждый гражданин получил наконец свою комнату, чтобы в одной квартире у нас не жили представители разных поколений, чтобы из за этого не распадались семьи, чтобы люди не болели и не страдали от этой скученности. Вот что такое 30 кв. метров. Это качественно иной уровень. И как можно скорее нам надо его достичь. Но, если мы будем надеяться только на сегодняшнего застройщика, только на многоэтажное строительство, если не будем поддерживать другие формы строительства, едва ли у нас это получится.» - из выступления архитектора Андрея Бокова.

К сожалению, те доводы, что были высказаны в книге «Матрица ландшафта» , обретают сейчас реальные подтверждения.

Источники:

Полный текст выступления архитектора Андрея Бокова на сайте Совета Федерации: http://www.council.gov.ru/events/news/92466/

Стенограмма 435-го заседания Совета Федерации: http://www.council.gov.ru/activity/meetings/91880/transcript/

Видеозапись всего 435 заседания Совета Федерации на YouTube:

ПРОРЫВНАЯ ШЕСТИЛЕТКА ОБЪЯВЛЕНА.

Стратегия 2024 (преемственница майских указов) подписана президентом сразу после инаугурации - 7 мая 2018 г.

В Стратегии 2024 закреплена стратегия пространственного развития.

Из важного - это увеличение транспортной и экономической связности территории, расширение сети железных дорог (наиболее приоритетного вида транспортной коммуникации для нашей страны), гарантированное обеспечение доступной электроэнергией (в том числе распределённой генерации на основе возобновляемых источников энергии), ликвидация инфраструктурных ограничений на имеющих перспективы развития территориях:

«15. Правительству Российской Федерации на основе стратегии пространственного развития Российской Федерации разработать с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и до 1 октября 2018 г. утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий обеспечение в 2024 году:

а) развития транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг» для перевозки грузов, в том числе за счёт:

строительства и модернизации российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту «Европа – Западный Китай»;

увеличения мощностей морских портов Российской Федерации, включая порты Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов;

развития Северного морского пути и увеличения грузопотока по нему до 80 млн. тонн;

сокращения времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до семи дней, и увеличения объёма транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза;

формирования узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров;

увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в полтора раза, до 180 млн. тонн;

увеличения пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна;

б) повышения уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, в том числе за счёт:

поэтапного развития транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов Российской Федерации и другими городами – центрами экономического роста, включая ликвидацию инфраструктурных ограничений на имеющих перспективы развития территориях, прилегающих к таким транспортным коммуникациям;

реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50 процентов от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов;

создания основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами;

увеличения пропускной способности внутренних водных путей;

в) гарантированного обеспечения доступной электроэнергией, в том числе за счёт:

электрификации транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», включая Байкало-Амурскую и Транссибирскую железнодорожные магистрали, во взаимосвязи с развитием транспортной инфраструктуры;

развития централизованных энергосистем, включая модернизацию генерирующих мощностей тепловых, атомных и гидроэлектростанций в соответствии с потребностями социально-экономического развития;

устойчивого энергоснабжения потребителей на территориях субъектов Российской Федерации, прежде всего Республики Крым, г. Севастополя, Калининградской области, а также субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

развития распределённой генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь в удалённых и изолированных энергорайонах;

внедрения интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий.» - http://kremlin.ru/events/president/news/57425

ПОБЕДИЛА СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ 20 АГЛОМЕРАЦИЙ? - НЕ ТАК! ПОБЕЖДАЕТ ДРУГОЙ ПОДХОД. ПОБЕЖДАЕТ СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

«…Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.»
Ф.И. Тютчев, май 1867

Эти строки были написаны ровно 150 лет назад, но господа вовремя не вняли. Санкционная метла привела в чувство и смогла вразумить «гнущихся пред западом господ». Торпедированы были даже те, кто считались непотопляемыми и прежде были в непререкаемом почёте у «западных партнёров».

Рассеялись в прах железобетонные заверения о незыблемости зарубежных банковских счетов. Бесследно рассеялся туман оффшорных гарантий. Иссяк источник дешёвых кредитов из западных банков. И элита, - российская по паспорту и зарубежная по юрисдикции - поджав хвосты, ВОЗВРАЩАЕТСЯ В РОДНУЮ ГАВАНЬ, В ПОРТ ПОСТОЯННОЙ ПРОПИСКИ с огрызками своих капиталов и с котомками своих несбывшихся инвест-проектов на чужбине.

Постепенно приходя в чувство В РОДНОЙ ГАВАНИ, элита начинает осознавать, что если она хочет сохранить и приумножить, те лоскутья, что остались от их капиталов, то она теперь вынуждена ВКЛАДЫВАТЬ В РОДНУЮ ГАВАНЬ, вынуждена развивать пространство всей территории, а не только (как это было прежде) места своей кратковременной дисклокации во время непродолжительных визитов - мегаполисы.

Насколько они это осознали покажет время - это будет видно по темпам пространственного развития страны. На данном этапе есть декларации - мы их услышали. Будут ли последующие действия?..

ЕСЛИ СЛОВА БУДУТ ПОДКРЕПЛЕНЫ КОНКРЕТНЫМИ ДЕЛАМИ И ПРОГРАММАМИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, МЫ ГОТОВЫ ПОДКЛЮЧИТЬСЯ.

«Сейчас идут, мы знаем, большие дискуссии по так называемой стратегии пространственного развития. Там разные точки зрения высказываются. Но думаю, что, конечно, мегаполис – это все замечательно, но все-таки сила нашей страны - она в многообразии, безусловно. Это наша и сила, в этом и фактор развития. И, конечно, особенно вот то, чему, мы кстати, обучились во время обучающей программы резерва: ТЕХНОЛОГИИ СЕГОДНЯ ТАК МЕНЯЮТ ЖИЗНЬ, ЧТО МОЖНО СЕРЬЕЗНУЮ ИСТОРИЮ УСПЕХА СОЗДАВАТЬ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО В МЕГАПОЛИСАХ, ЭТО МОЖНО СОЗДАВАТЬ В МАЛЫХ ГОРОДАХ. Сегодня входной билет в такие создании истории успеха - он серьёзно понизился.» - Губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным, 25 апреля 2018 г. - http://www.kremlin.ru/events/president/news/57363


«Пространственное развитие страны. Валентина Ивановна (Матвиенко) об этом говорила. И сказала о том, что речь скорее всего пойдёт о развитии крупных агломераций… НЕ ТАК. Мы как раз… Там есть такая точка зрения, Вы правы. НО ПОБЕЖДАЕТ ДРУГАЯ, ДРУГОЙ ПОДХОД, КОТОРЫЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВОТ ЭТО ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ БЫЛО СВЯЗАНО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, С РАЗВИТИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ И ДРУГОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕЖДУ НАСЕЛЁННЫМИ ПУНКТАМИ. С тем, чтобы пространство между населёнными пунктами обживалось, было комфортным для граждан. Конечно, мы будем уделять и внимание городам: и крупным городам, и малым, там есть отдельные программы, но всё
таки упор предполагается сделать на это – именно на пространственное развитие.» - из заключительного слова Владимира Путина на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном собрании России, 27 апреля 2018 г. - http://www.kremlin.ru/events/president/news/54362

Справочная информация:

Стратегия пространственного развития России - документ, сочетающий в себе подходы стратегического и территориального планирования.

Утвержденная в мае 2017 года концепция Стратегии предусматривает несколько моделей - например, поляризованную и выравнивающую.

Первая заключается в стимулировании активности бизнеса в городах-лидерах, развитие агломераций, а в остальных регионах проходит «управляемое сжатие экономического пространства».

Вторая нацелена на рост всех регионов для того, чтобы максимизировать использование их потенциала, однако темпы роста будут ниже.

Замминистра экономического развития Александр Цыбульский в январе 2017 года заявил, что будущая экономика России - это экономика вокруг крупных городов: «Нам надо создать каркас городских агломераций, крупных промышленных производственных сервисных центров, вокруг которых и будет сосредоточена экономическая жизнь страны.»

В апреле 2018 года врио директора департамента планирования территориального развития Минэкономразвития Алексей Елин, который отвечает за подготовку стратегии, рассказал, что ее составители выделили 27 центров экономического роста России, формирующих 65 % прироста экономики страны.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в феврале 2018 года был осторожнее и высказался в том смысле, что в любом городе и регионе могут быть созданы возможности для развития, исходя из перспективных отраслей его специализации: «На карте должны появиться не только мегапроекты, но и множество точек для приложения сил малого и среднего бизнеса, чтобы развивались не только центры глобальной конкуренции, мегаполисы, агломерации - хотя это очень важно, это именно так, - но появлялось и как можно больше центров иного масштаба».

В марте 2018 года в Совете Федерации состоялся Круглый стол о ходе подготовки проекта стратегии, на котором – судя по стенограмме - стратегию раскритиковали в пух и прах. Общее мнение - движение по пути агломераций означает обезлюживание страны и создание нескольких не точек роста, а нескольких полюсов, где будет сконцентрирована квалифицированная рабочая сила, что разрушит экономику государства.

Зампред правительства РФ Дмитрий Козак в ноябре 2017 года заявил, что проект стратегии будет внесён на рассмотрение в правительство в марте-апреле 2018 года. Однако этого еще не произошло.

Разрабатываемая в настоящее время Стратегия пространственного развития России должна будет предложить инструменты для развития всех регионов страны, запуска новых точек роста, выравнивания социально-экономического положения регионов. Не последнее место в Стратегии отводится агломерациям, в том числе Новосибирской – крупнейшей в стране.

Устойчивое сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации является одним из необходимых условий успешного поступательного развития государства в целом и предполагает сокращение чрезмерных различий в уровне социально-экономического развития регионов, в уровне и качестве жизни граждан, проживающих в различных субъектах Российской Федерации.

Принципы, цели, приоритетные задачи, механизмы и ожидаемые результаты реализации государственной политики регионального развития страны определены в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года , утвержденных указом президента России.

Также в соответствии с федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» приоритеты, цели и задачи регионального развития страны и меры по их достижению и решению должны быть определены в Стратегии пространственного развития Российской Федерации.

Разрабатываемый в Министерстве экономического развития РФ проект Стратегии пространственного развития после утверждения станет важнейшим элементом государственной системы стратегического планирования России.

Стратегия

Проектируемая Стратегия пространственного развития будет содержать, в частности, обязательные для исполнения органами государственной власти всех уровней перечень и укрупненную схему размещения подлежащих созданию (модернизации) объектов инфраструктуры федерального значения, которые подлежат включению в схемы территориального планирования РФ, госпрограммы, инвестиционные программы федеральных инфраструктурных компаний, а также перечни перспективных экономических специализаций в разрезе субъектов Федерации, обязательные для формирования состава приоритетных расходных обязательств органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, подлежащих отраслевой финансовой поддержке из федерального бюджета.

Стратегия пространственного развития и документы, которые будут разработаны на ее основе, должны обеспечивать достижение национальных целей развития Российской Федерации и решение стратегических задач, в том числе указанных в перечне поручений президента РФ по реализации послания президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года.

Экономическая и социальная составляющие стратегии пространственного развития России до 2030 года должны быть равноправными по значимости для государства и общества, считает председатель Совфеда Валентина Матвиенко.

«Прежде всего, вопрос о приоритетах Стратегии. Судя по выступлениям ее разработчиков, акцент делается на инвестиционные, отраслевые и инфраструктурные аспекты пространственного планирования. Первостепенное значение этих тем сомнений не вызывает. Но не меньшее значение имеют и социальные аспекты пространственного развития. Ведь пространство России – это не только место размещения производительных сил, но и территория социальной, культурной, духовной жизни людей», – написала спикер в своей статье для газеты «Известия». По ее словам, комфорт, благополучие граждан – абсолютный приоритет деятельности государства. «Казалось бы, это азбучные истины. Однако на практике при решении вопросов, связанных с размещением инвесторами новых производственных объектов, как правило, верх берут частные интересы компаний и отраслевые предпочтения федеральных министерств и ведомств», – добавила Валентина Матвиенко.

Интересы регионов

В то же время интересы регионов – создание новых рабочих мест, наполнение доходных статей бюджета, улучшение за счет этого качества жизни людей – зачастую находятся на втором плане.

Спикер Совета Федерации считает, что документ должен предложить механизмы координации производственных, инвестиционных, инфраструктурных программ, осуществляемых различными уровнями власти. Но экономической эффективностью цели управления пространственным развитием страны не исчерпываются. Стратегия обязана содержать инструменты, которые обеспечат учет и реализацию интересов регионов в области здравоохранения, образования, культуры, уровня жизни населения, благоустройства территории, дорожного строительства и т. д. Поскольку жизнь показывает: автоматически сам по себе оптимальный баланс экономической и социальной составляющих пространственного развития не возникает. Обеспечить его может только регулирующая деятельность органов власти всех уровней.

Экономическая и социальная составляющие стратегии пространственного развития России до 2030 года должны быть равноправными по значимости для государства и общества.

«Словом, Стратегия пространственного развития – документ, экономическая и социальная составляющие которого должны быть равноправными по своей значимости для государства, общества. Он должен быть нацелен на обеспечение достойных условий жизни граждан на всей территории страны, где бы человек ни жил. Хочу подчеркнуть, что в решении этих вопросов важно не наступать вновь на одни и те же грабли. Я имею в виду – не сбиваться на командно-административные меры планирования и управления. Стратегия должна базироваться на принципах и механизмах рыночной экономики», – отметила Валентина Матвиенко.

Таким образом, Стратегия пространственного развития России до 2025 года, готовящаяся в настоящее время, будет призвана выровнять дисбаланс между разными регионами, прежде всего по уровню жизни.

Вице-премьер Виталий Мутко отметил, что это принципиально новый документ, который ранее не создавался в управленческой практике нашей страны. При этом важно дать возможности для развития не только агломерациям. Задачами стратегии также будет создание новых региональных точек роста и стимулирование конкуренции между субъектами.

«Если развивать страну, то развивать ее всю», – подчеркнул вице-премьер. По словам Виталия Мутко, в документе будут описаны экономические специализации для каждого субъекта РФ и типы разных территорий. Например, агломерации, геостратегические территории, малые и средние города, сельские поселения, а также перспективные региональные центры. Кроме того, Стратегия будет включать комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры для снятия инфраструктурных ограничений, а также механизмы поддержки точек роста с помощью налоговых льгот так называемого единого инструмента развития территорий.

Основная роль в разработке Стратегии перспективного развития территорий принадлежит регионам, с которыми Минэкономразвития сейчас отрабатывает их замечания и предложения, направленные в ведомство до апреля 2018 года.

Большинство региональных проектов связаны с инфраструктурой: строительством транспортных авиаузлов, скоростных железнодорожных и автомобильных дорог, созданием территорий опережающего развития и особых экономических зон. Также есть и экологические проекты.

Среди инициатив – строительство аэропорта в Магнитогорске, скоростной железнодорожной ветки между Самарой и Тольятти и намыв берегов в Калининградской области. Правительство Калининградской области предложило проекты, связанные с транспортной инфраструктурой Нового Шелкового пути, укреплением берегозащиты и намывом берегов, а также мелиорацией земель. Общая сумма оценивается почти в 150 млрд руб.

Вопросы развития Новосибирской агломерации как крупнейшей в стране также в полной мере будут отражены в готовящейся окончательной редакции Стратегии пространственного развития России.

«Новосибирск – это не только одна из крупнейших в стране агломераций, и какой бы ни была окончательная редакция Стратегии пространственного развития, понятно, что вопросы развития этой агломерации там будут отражены в полной мере. Все запросы и инициативы, которые сейчас активно продвигает команда врио губернатора Новосибирской области Андрея Травникова , обязательно найдут там отражение», – сказал вице-премьер РФ Максим Акимов.

Вице-премьер отметил, что это вопрос развития не только области и Новосибирской агломерации, но вопрос развития Сибири, Дальнего Востока и всего большого восточного региона страны. По его словам, роль Новосибирска – это роль крупнейшего индустриально-логистического инновационного хаба, который питает в прямом и переносном смысле большое количество территорий.

Ожидается, что Стратегия будет задавать ориентиры для разработки и корректировки схем территориального планирования, отраслевых документов стратегического планирования, стратегий социально-экономического развития макрорегионов и субъектов РФ. Документ будет содержать план реализации.

Пространственная стратегия вскоре станет публичной и будет доступна для широкого обсуждения. Работу над документом планируется завершить в августе, а принять – до конца 2018 года.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации, необходимая для социально-экономического развития макрорегионов и субъектов страны, может быть принята до конца 2018 года, сообщила пресс-служба аппарата Совета безопасности РФ.