Домой / Стены / Змей левиафан, что такое. Кто такой левиафан и почему его именем был назван фильм Морское чудище из ветхого завета

Змей левиафан, что такое. Кто такой левиафан и почему его именем был назван фильм Морское чудище из ветхого завета

Выяснить точно, что означает левиафан сейчас не так-то просто, поскольку слово «левиафан» служило обозначением для многих существ в разные времена.

Значение слова «Левиафан»

Лингвист из Германии В. Генезиус определил, что значит слово левиафан. Liviah, если прибавить к нему окончание an, то получится: «тот, кто закручивается в спираль», при более полном изучении этого слова liviah+tan означает «гирлянда».

В отдельности tan, может подразумевать:

  • Крокодила.
  • Кита.
  • Гигантскую рыбу.
  • Дракона.

Изначально левиафаном называли гигантское библейское существо, но такое же, название, могли дать целому виду других тварей, поскольку с течением времени слово левиафан стало нарицательным для любых существ, живущих в море и обладающих большими размерами. Китов часто называют «левиафанами морских глубин», а сейчас так именуют нечто грандиозное и невероятное. Впоследствии такое имя давалось большим кораблям и пароходам.

Кто такой левиафан в библии?

В христианстве левиафан часто символизирует дьявола. В Ветхом завете (книга Иова) он появляется в виде могучего морского чудовища и описывается как гигантский змей, крокодил или дракон, который будет сокрушен Богом.

  • Господь - тот, кто создал левиафанов, согласно библейскому преданию Бог создал еще одно страшное сухопутное чудовище - бегемота (демона плотских желаний). В конце времен эти два существа должны сразиться и убить друг друга, а мясо их будут есть праведники на пиру Мессии.

Еще одно имя Левиафана, которое часто упоминается в книге Иова - «змей пронизывающий» и «змей кривой» что дает основания считать, что именно Левиафан был змеем, соблазнившим Еву в райском саду. Враг света, Божьих откровений, и всего пророческого - вот что такое дух левиафана.

  • Он подталкивает христиан к тому, чтобы предаться плотской жизни, наталкивает на эгоистичность, на привлечение к себе славы и внимания. Левиафан заставляет людей держаться за старое мышление и называть правильным то, что Бог четко и определенно призвал считать неправильным.

Еще одна распространенное мнение гласит, что левиафаны были динозаврами. В книге Иова встречается упоминание о трех левиафанах: живущем в воде, прямобегуще и изгибающимся. Можно предположить, что прямобегущий имел длинные ноги, а изгибающийся - короткие, как у ящера или крокодила. Считается, что динозавров не взяли на Ноев ковчег, поскольку они представляли собой опасность для человека.

Как выглядит библейский Левиафан?

Левиафан кто такой: кит, змей или морское чудовище. Если проанализировать отрывки из псалма Давида и прибавить к этому описание из книги Иова, то левиафан предстает пред нами в виде красного дракона с семью головами, на каждой из которых венец, и десятью рогами.

Тело левиафана защищает непробиваемая чешуя, его крепкие зубы вселяют ужас, а из пасти - вырывается пламя. От его дыхания закипает море, и нет на земле существа, которое было бы сильнее его.

Описание:

  • На многих средневековых картинах можно встретить изображение Левиафана в качестве гигантского кита.
  • Разомкнутые челюсти левиафана символизируют врата в ад, на многих картинах можно увидеть, что в пасти чудовища стоит адский котел.

Описания существ, похожих на левиафана, встречаются не только в христианской мифологии:

  • В египетской мифологии Сет (бог ярости, разрушения, хаоса, войны и смерти) обратился в Левиафана во время своей борьбы с Гором (бог неба и солнца).
  • В угаритской мифологии семиголовый Латану (Левиафан) сражался против Балу и Анат и был побежден.
  • В хананейской мифологии левиафан является олицетворением первобытного хаоса.
  • Согласно арамейским преданиям, Творцом сотворил левиафана без пары, поскольку его размножение могло стать губительным для всего мира.
  • Упоминается о морском чудовище левиафане в греческом мифе о Ките и Андромеде; - в геополитическом символизме символизирует власть моря.

Часто левиафан отождествляется с нильским крокодилом, которого можно было встретить в Палестине, в окрестностях Кесари (в книге Иова он назван «зверем в тростнике»). К югу от горы Кармил располагались "город крокодилов" и "река крокодилов", вот что упоминают.

Страбон и Плиний о левиафане. Город давно разрушен, но известно, что река - это Нахал-Танниним. В фольклоре левиафан встречается редко, за исключением сказаний о царе Соломоном.

Левиафан в демонологии

Есть несколько классификаций, каждая из которых отвечает на вопрос что такое левиафан (см. Демон Белиал и его связь с Левиафаном). Немецкий инквизитор П. Бинсфельда составил классифицировал демонов, разделив их по категориям греха, которые совершает человек. Так, Левиафан отвечает за зависть.

Еще одна классификация основана на ангельских чинах, она дает другой ответ, на вопрос кто такие левиафаны . Поскольку демоны являются падшими ангелами, их чины восходят к ангельским рангам. Левиафан относится к первому лику ангелов (Серафимы), он склоняет людей к ереси и другим грехам, противоречащим вере. Также, Левиафан четвертый коронованный принц ада и второй князь в иерархии серафимов, он возглавил восстание против Господа вместе с Люцифером и Вельзевулом.

Философский ответ на вопрос: левиафан кто это

Большую известность библейский монстр приобрел благодаря книге английского мыслителя Томаса Гоббса. На обложке книги, где изображен левиафан, можно увидеть гигантского человека, тело которого состоит из тысяч других человеческих тел.

В руках он держит крест и меч. В своей книге Гоббс обосновал теорию возникновения государства и общества, человек, по его мнению, изначально обладает злой природой, в этом причина постоянной «войны всех против всех».

Государство - это левиафан, чудовище, уничтожающее все на своем пути. Образ левиафана у Гоббса двойственный, с одной стороны, это сила, которой невозможно противостоять, а с другой - эта сила необходима для поддержания жизнеспособности общества.

Способы противостоять духу Левиафана:

  • Человек уязвим перед духом, когда его одолевают боль и гнев, поэтому важно умение признавать свой гнев и, при этом, принимать решение о прощении и не уделять слишком много времени обидам и злости.
  • «Страдание любит компанию»- гласит поговорка. Не окружайте себя людьми, которые будут «сострадать» Вам. Общайтесь с теми людьми, которые будут сдерживать Вас и не побоятся сказать правду, даже если она болезненна.

Существовал ли левиафан в реальности

На земле действительно существовало существо, называемое ныне левиафаном. В 2008 году на юго-западе пустыни Ика (Перу) проводились археологические раскопки. Исследователи нашли останки существа, населявшего океаны более 12 миллионов лет назад. Предположительно, останки имеют сходство с современными кашалотами.

Млекопитающее было свыше 17 метров в длину, а зубы его были 36 см в длину и 12 см в ширину, это самые большие зубы, которыми обладал кто-либо из земных хищных животных. Фото найденных останков можно посмотреть в интернете. Существо назвали «Leviathan melvillei», первая часть имени взята из Ветхого Завета, вторую же приписали кашалоту в честь Германа Мелвилла (он написал роман «Моби Дик»).

.

Левиафан - «Извивающийся зверь». Мифическое морское чудовище, образ которого перешел из Вавилона и Ханаана как персонификация всех сил зла. Бог создал Левиафана, чтобы «играть в нем»; у него было множество голов; он был уничтожен Богом в доисторические времена. Огромные глаза позволяют видеть сквозь темную толщу воды. в двойной ряд острейших зубов сверкает в огромной пасти. Длинная тонкая шея которую венчает огромная вытянутая голова. В библейской мифологии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон. В Библии упоминается либо как пример (наряду с бегемотом) непостижимости божественного творения (Иов 40, 20-41, 26; Пс. 103/104, 26), либо в качестве враждебного богу могущественного существа, над которым он одерживает победу в начале времён (Пс. 73/74, 14; Ис. 27, 1). Известен и в западносемитской угаритской мифологии, где Левиафан (Латану), воплощающий разрушительные силы водного мира, предстаёт как могучее семиголовое чудовище, которое борется с Валу (Алиййану-Балу) и Анат и оказывается побеждённым. Возможна также более отдалённая связь Левиафана с вавилонской Тиамат , олицетворяющей морскую стихию и при разделении верхних и нижних вод рассечённой пополам богом Мардуком . Ср. содержащийся в кн. Еноха и других источниках мотив отделения друг от друга Левиафана и бегемота в качестве чудовищ мужского и женского пола, в состоянии первоначального хаоса слитых воедино. По-видимому, мифы о Левиафане восходят к представлениям об олицетворённом первобытном хаосе, враждебном богу-творцу и некогда им покорённом, ныне же пребывающем в состоянии сна, однако могущем быть разбуженным (Иов 3, 8). В Библии наряду с Левиафаном названы близкие ему чудовища, поражаемые богом,- Раав и Таннин , а также рыба, проглотившая Иону . Наиболее развёрнутое описание Левиафана содержится в книге Иова: «нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его..., круг зубов его - ужас...; от его чихания показывается свет; глаза у него - как ресницы зари..., дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; ... он царь над всеми сынами гордости» (41, 2-26). Как в Библии (напр., Иов 40-41), так и в позднейшей традиции Л. часто предстаёт вместе со своим сухопутным мифическим аналогом - бегемотом, у которого ноги, как медные трубы, кости, как железные прутья (Иов 40, 13-14). В апокрифах (в кн. Еноха, 4-й книге Ездры, «Апокалипсисе Баруха») и в агаде встречается ряд гиперболических описаний невероятной величины Левиафана. Так, дневной пищей Левиафану служит рыба
с рогами на голове, длиной в 300 миль; пар, испускаемый Левиафаном, способен вскипятить весь океан. В агаде и в апокрифах бегемот и Левиафан упоминаются обычно в связи с мессианскими и апокалиптическими мотивами. Мясо обоих животных, окончательно поражённых богом или убивающих в схватке другдруга, послужит пищей на пиру праведников в день пришествия мессии.

В Книге Иова Левиафан подробно описан и назван царём (Иов.40:20-41:26). Согласно Книге Псалмов, Бог поразит его в голову и отдаст в пищу «людям пустыни» (Пс.73:14). В некоторых местах Ветхого Завета он упоминается, как живой (Иов.3:8 и Пс.103:26). « Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь.
Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь - за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости. (Иов.40:20-41:26) »



Левиафаном в библейской мифологии зовется чудовищное, огромное и сильное существо. Обиталище его где-то в глубине, но не морской, ибо библейское понятие глубины – космос. То есть глубина как раз над головами, а не под ногами. И именно в самом низу высшей глубины и проживал Левиафан, порою опускаясь в моря и океаны человеческие, где разрушал и топил лодки и корабли.


Если брать смысл прямой, то в Библии Левиафан означает «изгибающийся, извивающийся». По сути, огромное чудовище, обитающее в море. Это чудовище, которое олицетворяет собой самые страшные силы земли. В некоторых местах это понятие обозначают как дракон, крокодил, бегемот. Он является символом тайны Божественного сотворения, ее непостижимости.

Его зовут и большим чудовищем из воды, на Ниле оно наводило ужас на жителей, и по всей вероятности, являлось крокодилом. О чудовище среди моря и кораблях говорится у Иова. В данном случае речь может идти об огромном ките, поскольку крокодил в морях не живет. Левиафаном можно также назвать огромных змей, которые извиваются и образуют клубок. Так можно называть и дракона.

Кто написал левиафан?

Произведение «Левиафан» создал Томас Гоббс, и оно стало его основной литературной работой. Томас Гоббс жил в Новое время в Англии, был философом, политиком, знал право. В этом произведении автор разрабатывает и систематизирует мысли, касающиеся права и государства. Его «Левиафан» очень серьезным образом повлиял на Европу, ее общественное настроение, и по сей день является источником, где люди черпают неординарные социальные идеи.

Как он выглядит?



Если рассматривать внешний вид Левиафана Гоббса, то это государство, сметающее и уничтожающее на своем пути все, что попадется, это тоже чудовище, многоликое и всесильное, система подавления. Противостоять ей не может никто, но без нее невозможно поддерживать общество, оно будет нежизнеспособно.

В книге Иова вид Левиафана таков: ужасный круг зубов, чих его вызывает проблеск света, от дыхания раскаляются угли, пасть изрыгает огонь, пучина морская вскипает от испускаемого его дыханием пара. Голову украшают 300-мильные рога. В некоторых источниках Левиафан имеет 7 голов, 10 рогов, на голове по венцу.

У режиссера Звягинцева Левиафан является уроком человечеству, а не просто монстром. Он мощен, шокирует правдой, несет огромный заряд сатирической энергетики.

Левиафан – это огромный водный монстр, который упоминается в библейских книгах: Иова, Исайи, Псалтыре и некоторых традиционных еврейских молитвах.

С христианской точки зрения это существо является тесно связанным с чем-то дьявольским или демоническим. В библейских трактовках левиафан является воплощением хаоса и разрушений, и часто противопоставляется акту создания.

Как выглядит левиафан.

Точного и однозначного описания данного создания не существует. На некоторых картинах его изображают как огромного водяного дракона, иногда с несколькими головами. Многие придерживаются версии, что его прообразом послужили крокодилы, которые обитали на берегах Нила. Иов описывал зверя как огнедышащего дракона. Скорее всего, все эти драконоподобные образы навеяны более древними легендами и мифами.

В современном иврите слово «левиафан» буквально переводится как «кит». Это наталкивает на мысль о том, что истинной причиной появления данного мифического существа, послужила встреча человека с этим огромным морским млекопитающим. Дальше эта ситуация обросла гиперболизированными подробностями и выдумками, так и получился образ страшного монстра.

В современную популярную культуру, левиафаны вошли под разными формами. Они встречаются в виде летающих китообразных созданий, как разновидность драконов или в совсем свободной форме.

В столичных кинотеатрах показывают «Левиафан». Что такое "Левиафан", как не перепутать Иова и Иону и при чем здесь трактат Томаса Гоббса – «Большой» готовит к просмотру фильма Андрея Звягинцева.

В минский прокат вышел фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан», который уже получил «Золотой глобус», номинацию на «Оскар», BAFTA и звание «фильма о Рашке-говняшке» от министра культуры РФ . В лучших традициях эпохи пост-постмодернизма фильм можно смотреть и без предварительной подготовки, вот только в этом случае вы поймете лишь то, что лежит на поверхности. «Большой» выдает необходимый минимум гуманитарных знаний, с которым можно нырять в глубины «Левиафана», чтобы понять, что такое «Левиафан».

Кто такой Левиафан?

Левиафан – морское чудовище, о котором говорится в Ветхом Завете, а точнее, в книге Иова. В Библии он олицетворяет непостижимость божественного творения, а кое-где обозначает и враждебное Богу существо, дьявола, над которым Господь одерживает победу в начале времен, но который может пробудиться снова. Его сухопутный «аналог» — бегемот, правда, судя по описаниям, левиафаны куда ужаснее.

«Круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас»
(Иов. 40:20-41:26).

Почему говорят, что Левиафан – это кит?

В том, что многие представляют себе мифическое чудище всего лишь большим китом, «виноват» самый известный литературный Левиафан, который обитает в бурных водах романа Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит». В произведении описывался реальный свирепый кашалот больших размеров, который в сознании одержимого китобоя стал символом мирового зла, левиафаном. Кстати, попытка победить кита и зло успехом не увенчалась.

Ассоциация «Левиафан – кит» так прочно утвердилась в массовом сознании, что, когда в 2008 году исследователи обнаружили на берегах Южной Америки окаменелые останки гигантского кита, то назвали его Livyatan melvillei – «Левиафан Мелвилла». Видимо, они тоже не знали, что такое Левиафан.

Вспомните Гоббса, когда будете смотреть фильм Звягинцева: левиафан — государство, жестокое, непобедимое, которому до тебя и дела нет

Существует еще одно литературное произведение, где речь идет о Левиафане. Когда-то английский философ Томас Гоббс использовал сильный образ морского чудовища для описания государства в своем трактате «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Морское чудовище изображалось в виде огромного человека, состоящего из тьмы крошечных человеческих тел. Вспомните Гоббса, когда будете смотреть фильм Звягинцева: левиафан — государство, жестокое, коварное, непобедимое, которому до тебя и дела нет.

При чем тут Иов и Иона?

Кроме того, что самое подробное описание Левиафана встречается в книге Иова, есть куда более важная связь ветхозаветного персонажа и творения российского кинематографа. Иов был праведником, который счастливо жил в большом богатстве вместе со своей семьей. Завистливый Дьявол стал доказывать Богу: Иов праведен только потому, что счастлив и богат. Тогда Господь позволил Сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни. Иов теряет богатство и детей, заболевает проказой, вынуждено покидает город и там, сидя в пепле и навозе, скоблит свои струпья черепком, но даже тогда не проклинает Господа. За смиренность и любовь Бог возвращает Иову былое счастье. Ветхозаветный Иов – символ безвинного страдания и бесконечного терпения.

Только не путайте Иова и Иону! Иона, библейский пророк тоже был знаком с Левиафаном: пробыл во чреве китовом три дня и три ночи, так как не хотел спасать народ Ниневии, но к «Левиафану» Звягинцева эта история имеет разве что отдаленное отношение. Хотя Иона точно узнал, что такое Левиафан…

При чем тут фильм Звягинцева?

Конечно, автослесарь Николай Сергеев, с которым познакомит вас «Левиафан», совсем не праведный Иов. Но параллель между его бедами и страданиями библейского героя проводить можно. «Николай чист сердцем и не сделал никому зла», — говорит режиссер Звягинцев.

А в основе сюжета фильма Звягинцева – трагическая история сварщика из Колорадо Марвина Джона Химейера, дом которого попытался отобрать цементный завод. Сварщик запаял себя в бульдозере и снес завод, а потом покончил с собой. Также в одном из интервью Звягинцев рассказывал, что источником вдохновения для него стала повесть Генриха фон Клейста «Михаэль Кольхаас»: ее герой, богатый барышник из Бранденбурга, в одиночку бросает вызов государству, пытаясь отомстить обидчику, обобравшему и унизившему его аристократу.