Домой / Кирпич / В период с 1991 по. Российская федерация

В период с 1991 по. Российская федерация

Предшествующие годы перемен (период с 1991 по 2000 года)

Начавшееся строительство нового российского государства пришлось на 1991 год, сразу после распада СССР. На тот момент, система управления уже нуждалась в переменах. Провозглашалось, что российский аппарат власти будет выстроен заново, а «на самом деле он был ни чем иным, как фактическим приемником своего советского предшественника, причем как в персональном отношении, так и в стиле, навыках управления». Несколько позже, были образованы «Роскадры», которые таки и не решили вопрос о том, «какая государственная служба нужна новой России». Возникла ситуация, когда было решено вернуться к старым методам, которые не могли принести ничего нового и прогрессивного, а наоборот погружали систему в рамки, совершенно неуместные. Думаю, здесь будет актуальна цитата Гете, что «легче узнать заблуждение чем открыть истину; первое лежит на поверхности и с ним можно справиться; вторая покоится на глубине и исследование ее не каждому доступно».

Следующий акцент был сделан на заимствование опыта ведущих стран в области государственного менеджмента по созданию публичной службы, способной отвечать на требования общества. Но и в этот раз преобразования затормозились, так как в виду нестабильной экономической ситуации в стране, возникла угроза дефолта.

Третьей попыткой проведения реформы, которая также не удалась, считают предвыборное настроение. В частности, было обозначено, что российский государственный аппарат «практический воспроизвел советскую административную систему, к тому же в ухудшенном виде, поскольку дополнил ее сильными элементами корпоративизма».

Следующим этапом стала острая необходимость в проведении реформ. Он пришелся он на 2000-ый год, тогда, собственно, и начались поступательные шаги (мероприятия) по совершенствованию системы.

Думается, что в действительно и правда сложно отойти от годами сформированных устоев, правил и привнести что - то новое, еще не изученное. Поэтому, как писал Сервантес, «история -- сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего», а значит, необходимо двигаться дальше, а не стоять на месте.

Современный этап реформирования (период с 2001 по 2016 год)

Начало нового тысячелетия ознаменовалось работой по разработке и внедрению нового образа государственного управления России. Были сформированы приблизительные цели и задачи и примерный результат. Самое главное, что данная реформа была определена как постоянная (const), совершенствующаяся, а значит однажды возникшая не имеющая окончания. Разработанная «Концепция реформирования системы государственной службы РФ», была утверждена Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 года № Пр - 1496. Соответственно, первоначальным результатом модернизации стало закрепление «дизайна» реформы или по - другому ее утверждение (переход от слов к действию), подготовлена начальная правовая основа.

Чтобы наглядно представить систему и оценить ее важность уже сейчас, можно провести аналогию с организмом человека. А именно, государство - сердце (задает импульс и ритм, как известно, без сердца человек жить не может), государственные служащие - кровь (от качества крови зависит состояние человеческого организма, именно она связывает и наполняет все органы человеческого тела), а общество - является мозгом (мозг как известно, генерирует идеи). Поэтому, так важно при реформировании государственного аппарата неотрывно и последовательно совершенствовать и преобразовывать всю систему комплексно. Так как, для хорошей работы организма необходимо, чтобы каждый выполнял свои функции.

Концепция подтверждает, что Российская Федерация является правовым государством, и любая деятельность осуществляется на основании закона, а значит успешная реализация реформ государственного управления возможна только при наличии определенной (специально разработанной) нормативно - правовой базы, которая несет в себе регулирующие функции. Конституционные основы при этом соблюдаются.

Важно отметить, что в период формирования документа, часть затрагиваемых вопросом позже была отнесена к ведению административной реформы в 2004 году (сокращение аппаратных функций, слияния и укрупнение органов исполнительной власти), то есть, предпринималась попытка разделить реформы.

Концепция официально закрепила на бумаге ряд проблем, с которыми столкнулась современная государственная служба, а значит определила направления модернизации:

Отсутствует целостная система государственной службы (разрозненность и обособленность субъектов власти, как федеральных, так и региональных).

Несовершенство существующего законодательства государственного управления.

Эффективность государственного аппарат и его структур недостаточна.

Недостаточное и плохо развитое использование информационных технологий в государственном управлении.

Непоследовательная кадровая политика госслужбы.

Низкая эффективность борьбы с коррупцией, слабый ее контроль (недостаточность правовых и организационных мер в этой области), мало гражданского контроля.

Социальное и правовое положение государственного служащего имеет несоответствия (возлагаемая ответственность и законодательные ограничения).

Отсутствие надлежащей регламентации деятельности всех субъектов государственного управления.

Информация о государственных органах закрыта.

Взаимосвязь государственного уровня управления с муниципальным уровнем не доработана.

Третья часть Концепции подтверждает, что государственная служба функционирует в интересах граждан своей страны, подчеркивает важность и необходимость участия населения при условии соблюдении основных принципов (двусторонняя заинтересованность):

Дебюрократизация системы отношений государства и общества;

Контроль со стороны общества за деятельностью госструктур;

Пресечение случаев коррупции;

Ответственность госорганов за неправомерный отказ гражданам в предоставлении чего - либо;

Постоянное информирование граждан о деятельности государства;

Защищенность служащих от произвола;

Беспристрастность служащих;

Соблюдение служащими этических норм;

Конфиденциальность информации;

Часть концепции посвященной организации деятельности государственных органов и государственных служащих осуществляется в рамках Административной реформы РФ и тесно взаимосвязана с реформирование федеральных органов власти.

Для того, чтобы проводить реформы комплексно и добиться максимальных результатов, необходимо не только уделять внимание понятию «государственного служащего», следует также пересмотреть задачи, функции, полномочия и ответственность государственных органов. Подойти к решению этого вопроса нужно с максимальной осторожностью и с целью получения исчерпывающего результата. Поэтому, федеральные органы подразделяются на: федеральные министерства, службы, надзоры и российские агентства.

Реорганизация деятельности исполнительных органов имеет под собой цель оптимизировать уровни приятия решений во взаимосвязи с разграничением обязанностей, полномочий и ответственности подразделений государственных органов, чтобы руководители органов могли сосредоточить свои усилия на решении стратегически важных задач. Однако, повышение степени самостоятельности влечет за собой внедрение механизмов оценки качества и результативности и персональной ответственности. Также разрабатывается система показателей оценки деятельности госорганов. Как следствие, чтобы оптимизировать бюджетные расходы, как раз необходимы эффективные механизмы оценки деятельности. Изменения также сопровождаются и переменами в управлении, а именно расширяется спектр прав руководителей, например в направлении распределения финансовых потоков. Развивается контрактная система государственных органов и различных организаций.

Выводы: Завершая рассмотрение Концепции, можно сделать следующие выводы: во - первых, она установила совершенно новые отношения как внутри государственного аппарата, так и снаружи, во - вторых, уже совершенно точно взят курс не на монополизированное владение властью, а на сотрудничество с гражданским обществом, пусть еще находящимся в стадии становления, однако, совместными усилиям произойдет равномерный, полезный и качественных рост обоих сторон взаимодействия, в - третьих, государственному служащему, а именно каждому отдельном работнику уделяется особое внимание, так как качество работы аппарата напрямую зависит от качества приходящих на службу кадров. Поэтому, разрабатываются должностные регламенты, система управления государственной службы, происходит дифференциация классовых чинов и должностных рангов, устанавливаются квалификационные требования к служащим, одним словом проводится кадровая политика. В - четвертых, особое внимание уделяется использованию новых информационных технологий на государственном уровне, так как это повышает скорость и качество работы, позволяет государству лучше взаимодействовать с обществом посредством обратной связи. В - пятых, менять систему управления возможно лишь при комплексном, всестороннем подходе, а значит необходимо пересматривать функции исполнительной власти, избавлять министерства от излишних функций, проводить политику дебюрократизации системы. В - шестых, налаживать государственно частное партнерство (ГЧП), также можно с целью облегчения деятельности органов власти. С другой стороны, это еще и способствует интеграции государства и общества, развивая двусторонние отношения в различных направлениях. В - седьмых, следует отметить, что наверное одно из главных целей, которую преследует власть, это преодолеть кризис доверия граждан, повысить престижность работы во властных учреждениях, путем внедрения принципов открытости, подотчётности и прозрачности.

Первая программа Гостелерадио СССР существовала с 22 марта 1951 года. Изначально это был единственный телеканал в СССР, без постоянного вещания, однако со временем появились и другие каналы. Изначально Первая Программа не имела чётко выраженной тематики, транслируя как новостные программы («Время»), так и развлекательные: музыкальные и образовательные программы, кинофильмы, мультфильмы, познавательные («Клуб путешественников», «В мире животных»), юмористические передачи. Юмористические передачи («Вокруг смеха», «Джентльмен-шоу», «КВН»). Детские передачи также были представлены в достаточно большом количестве. Многие из них продолжали издаваться несколько десятилетий («В гостях у сказки», «Будильник», «АБВГДейка» и др.).

Период с 1991 по 1995 год

В этот период, на канале, так же как и во всей стране, произошли значительные перемены. С конца 1991 года «Первая программа» была трансформирована в «Первый канал Останкино» в составе РГТРК «Останкино» - переименованного Гостелерадио СССР. Председателями ГТРК «Останкино» в разное время были Егор Яковлев и Александр Яковлев. В последующие годы постоянно менялась информационная политика, трансформировалась концепция канала. Кроме того, в это время появились и другие каналы, составившие серьезную конкуренцию «Первому» В результате к началу 1995 года «Первый канал Останкино» окончательно потерял свои, в прошлом лидирующие, по отношению к другим каналам, позиции. Социологические данные исследования телевизионной аудитории по Москве, проводимые в то время, показывали, что канал значительно уступал по объёму аудитории в дневное время телеканалу 2Ч2, а в вечерние часы - НТВ. В связи с этим было принято решение закрыть телеканал. Указом Президента 6 октября 1995 года телерадиокомпания «Останкино» была ликвидирована.

В этот период большая часть детских передач советского периода на канале прекратила существование, однако появились первые передачи нового формата - «Джунгли зовут», «Звездный час», «Умники и умницы» и другие.

Августовский путч 1991 г . Угроза подписания нового союзного договора, согласно которому республики СССР получили практически полную автономию, вынудила наиболее реакционно настроенную часть руководства страны пойти на крайние меры. 19 августа 1991 г. в стране ввели чрезвычайное положение, в крупные города были введены войска. Была запрещена деятельность всех партий, кроме КПСС, демократически настроенные средства массовой информации были закрыты, по всей стране был введен комендантский час.
Пользуясь отсутствием в Москве М. С. Горбачева, и. о. президента СССР Г. И.Янаев, первый заместитель председателя Совета обороны О. Д. Бакланов, председатель КГБ СССР В. А. Крючков, премьер-министр СССР В. С. Павлов, министр внутренних дел СССР Б. К. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, министр обороны СССР Д. Т. Язов и президент Ассоциации госпредприятий А. И. Тизяков объявили, что вся полнота власти принадлежит сформированному ими «Государственному комитету по чрезвычайному положению» (ГКЧП). Основной задачей своих действий ГКЧП объявил сохранение СССР и социалистических порядков.
Главным политическим противником ГКЧП был только что избранный президент РСФСР Б. Н. Ельцин, поэтому против него был направлен основной удар. Для ареста Б. Н. Ельцина и его сторонников к зданию Верховного Совета, где он находился, были отправлены спецподразделения. Но переворот провалился. Народ не поддержал программу ГКЧП, а руководители силовых структур отказались применять оружие против своих граждан. К тому же среди самих членов ГКЧП не было единства и решимости идти к поставленной пели до конца. Инициатива полностью перешла к демократическому лагерю, и уже 22 августа «путчистов» арестовали.
Основными последствиями «августовского путча» стали лишение КПСС власти и ускорение процесса распада СССР.
Распад СССР . К сентябрю 1991 г. Латвия, Литва и Эстония стали полностью независимыми, и Россия вынуждена была официально признать это. Но это был еще не конец СССР, агония некогда великого государства продолжалась еще несколько месяцев до декабря 1991 г., когда из него вышла одна из республик-учредительниц - Украина.
Распад СССР довершили Беловежские соглашения. Лидеры России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) 8 декабря 1991 г. подписали документ о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых Государств. Чуть позже в состав СНГ вошли и другие бывшие республики СССР, кроме трех прибалтийских и Молдавии. Правопреемницей СССР стала Россия, практически вернувшаяся, таким образом, к своим границам XVII в.
Распад СССР чуть было не повлек за собой распад РФ, так как многие автономные республики изъявили желание стать самостоятельными. Только большие уступки и твердая позиция президента предотвратили этот процесс.
В результате длительных переговоров 31 марта 1992 г. большинство субъектов Российской Федерации подписали Федеративный Договор, согласно которому к субъектам Федерации были отнесены республики в составе РФ, края, области, автономные образования и города Москва и Санкт-Петербург.
Противостояние президента и парламента. Первым Президентом России, еще в составе СССР, 12 июня 1991г. был избран Б. Н. Ельцин. В первом же туре выборов его кандидатура получила поддержку более 60 % граждан, принявших участие в голосовании. Вторым лицом в государстве являлся вице-президент А. В. Руцкой. На 5 съезде Верховного Совета России председателем этого органа власти был избран Р. И. Хасбулатов, представлявший, таким образом, высшую законодательную власть в РФ.
Уже в 1993 г. между президентом и парламентом начались разногласия по вопросу о формах проведения реформ. К осени эти разногласия достигли своей высшей точки и 21 сентября 1993 г. Ельцин объявил об упразднении Верховного Совета и съезда народных депутатов, а также о формировании двухпалатного Федерального Собрания на основе проведения выборов в Государственную Думу и о наделении функциями верхней палаты парламента Совета Федерации.
В ответ на это на срочно созванном 23 сентября X съезде народных депутатов было принято постановление о прекращении президентских полномочий Ельцина и о возложении его обязанностей на А. В. Руцкого. Собравшиеся в «Белом доме» депутаты решили не покидать здание и организовать его оборону.
«Белый дом» был, как и в 1991 г., блокирован войсками, на улицах снова появились баррикады, однако уставший от политических потрясений народ на этот раз не выразил своей поддержки ни одной из сторон. 3 октября сторонники парламента перешли в наступление, они пытались захватить здание телецентра, но это нападение было отбито, и уже 4 октября все закончилось.
В этот день по приказу президента тяжелые танки, выведенные на прямую наводку, не встречая никакого ответного сопротивления, расстреляли здание парламента. Обстрел длился несколько часов и в прямом эфире транслировался по телевидению. Начавшийся пожар и большое количество погибших и раненых заставили парламентариев сдаться. С кровавой войны в России началась новая эра - эра президентского правления.
Выборы в Государственную думу 1993 г . В декабре 1993 г. одновременно состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по проекту новой Конституции. Согласно новой конституции, одобренной большинством избирателей, Россия стала президентской республикой. Дума, по конституции, продолжает играть важную роль в политической жизни страны, но ее полномочия ограничены.
По итогам выборов состав ГД сложился следующим образом: из 450 мест наибольшее число депутатских мандатов получили представители пропрезидентского блока «Выбор России» (Е. Т. Гайдар) - 96 мест. Второе место получила Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского- 70 мандатов. Компартия России (КПРФ) (Г.А.Зюганов) получила 65 мандатов, Аграрная партия России, близкая по взглядам к КПРФ, - 47 мандатов. Остальные партии («Яблоко», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), ДПР и «Женщины России») получили от 14 до 21 мандата.
Таким образом, состав ГД точно отражал глубочайшее расхождение политических пристрастий народа. Ни сто ронники президента, ни его противники не имели твердого, необходимого для бескомпромиссной законотворческой деятельности большинства.
Выборы в Государственную думу 1995 г. Выборы в ГД, согласно Закону о выборах, предусматривали теперь 5 % барьер для проведения избирательными блоками своих депутатов по федеральному списку. Т. е. избиратель отмечал в бюллетене не только фамилию кандидата, но и блок, которому он отдает предпочтение.
На конец 1995 г. данные по наиболее популярным блокам оказались следующими: КПРФ - 22,3% голосов избирателей, ЛДПР - 11,8 %, «Наш дом Россия» - 10 %, «Яблоко» - 6,89 %. По одномандатным округам предпочтение избирателей и их симпатии распределились примерно также: КПРФ получила 58 мандата, НДР - 10, «Яблоко» - 14. Таким образом, ГД в 1995-1999 гг. была по своему составу прокоммунистической. Однако, поскольку Россия уже была президентской республикой, это не имело решаюшего значения для определения ее политического и экономического курса. Гораздо более значимы были грядущие выборы президента.
Президентские выборы 1996 г. Зима и весна 1996 г. в политической жизни России ознаменовались беспрецедентной агитационной кампанией в поддержку Б. Н. Ельцина и проводимого им курса радикальных преобразований.
Избиратели были поставлены перед выбором: либо построение новой России на демократических основах, либо возврат в мрачное тоталитарное прошлое, которое прочно увязывалось с «советской действительностью» и властью Коммунистической партии. В первом туре выборов большинство голосов избирателей было отдано за Ельцина, Зюганова и Лебедя. На прошедшем 3 июля втором туре выборов победу одержал Б. Н. Ельцин, за которого проголосовали 53,8 % избирателей, или около 37 % общего списка имеющих право голоса россиян.
Выборы в Государственную думу в 1999 г. Выборы в ГД 19 декабря 1999 г. принесли следующие результаты: первое место снова заняла КПРФ, получив 111 мандатов, на втором месте оказался блок «Единство» («Медведь») с 76 мандатами, на третьем ОВР («Отечество - вся Россия») - 62 мандата, на четвертом СПС («Союз правых сил»), на пятом «Яблоко» - 22 мандата и на шестом блок Жириновского- 17 мандатов.
Выборы президента в 2000 г. 26 марта 2000 г. прошли выборы Президента РФ; как и предполагалось, убедительную победу уже в первом туре одержал и.о. президента В. В. Путин, набрав 52,64 % голосов; второе место вновь, как и 4 года, назад занял лидер коммунистов Г. А. Зюганов, получив 29,34 %. Третье место досталось яблочнику Г. А. Явлинскому - 5,84 %. Четвертое А. М. Тулееву - 3,02%. И только пятое В. В.Жириновскому - 2,72 %. Таким образом, новым президентом России стал В. В. Путин.
Экономическое развитие. Дефицит. В конце 1991 г. экономическая ситуация в стране была весьма напряженной. Инфляция (обесценивание денег) достигала 25-30 % в месяц, что фактически сделало невыгодным производство и привело к его свертыванию. В магазинах и на складах отсутствовали товары первой необходимости, в некоторых областях нехватка продовольствия была столь велика, что угроза голода стала реальной.
В связи с этим правительство РФ разработало концепцию быстрого перехода к рыночной экономике, или шоковой терапии». «Отцом» реформы был заместитель председателя Совета Министров Е. Т. Гайдар (и.о. председателя в это время был Б. Н. Ельцин). Первым шагом Гайдара в экономической политике была либерализация цен (отказ от административного управления ценами), которая привела к стремительному росту цен и довольно быстрому наполнению внутреннего рынка продуктами питания и промышленными товарами. Однако столь резкий переход от социалистической экономики к капиталистической вызвал к жизни целый ряд негативных моментов. За полгода цены выросли более чем в 10 раз, а за последующие годы - в тысячи раз, вклады населения в сберкассах «сгорели», подавляющая часть жителей России оказалась за чертой нищеты. Недовольство народа реформой было так велико, что Гайдар был лишен занимаемого поста, а дальнейшие реформы заморожены.
Пытаясь сгладить последствия реформ, правительство вынуждено было прибегнуть к политике крупных займов у иностранных государств и международных фондов. Предоставляя кредиты РФ, иностранные державы диктовали свои условия, обрекая страну на послушное выполнение их воли. Одним из условий кредитования была приватизация.
Приватизация- передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. В РФ приватизация была проведена летом 1992 г. Каждый гражданин РФ получил приватизационный чек, т. е. его часть общенародной собственности и теоретически равные стартовые возможности. Но эта реформа не привела к оживлению экономики, так как производство требовало не только смены формы собственности, но и капиталовложений. Поэтому с лета 1994 г. правительство приняло решение о переходе ко второму этапу приватизации - денежному. Распродажа государственной собственности позволила правительству временно снизить остроту социальных проблем, перебрасывая получаемые средства в социальные фонды.
Полученные за счет приватизации и кредитов деньги не были вложены в реальный сектор экономики и очень быстро закончились, что в результате повлекло за собой дефицит бюджета. Для получения средств государство было вынуждено передавать наиболее доходные предприятия в управление частных компаний - это окончательно уничтожило значимость и прибыльность госсектора. Однако политическая конъюнктура (близящиеся выборы) требовала немедленной подпитки социальной сферы, в связи с чем на финансовый рынок были выброшены акции ГКО, по сути дела, была построена финансовая пирамида, обреченная на крах.
Дефолт. 17 августа 1998 г. правительство, будучи не в состоянии обеспечить выплату процентов по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), разрешило банкам в течение 90 дней не производить выплат по своим финансовым обязательствам нерезидентам, т. е. объявило фактический дефолт (в экономике - отказ платить по своим обязательствам).

Курс доллара мгновенно вырос в 4 раза, акции российских компаний упали. После девальвации рубля правительство С. В. Кириенко было отправлено в отставку. Финансовый кризис перерос в политический после двукратного отказа Государственной думы утвердить В. С. Черномырдина на посту премьер-министра. Компромиссной для депутатов фигурой оказался Е. М. Примаков, в правительство которого были включены кандидаты от КПРФ. Падение рубля продолжалось в течение года, кризис охватил все социальные сферы: резко выросла безработица, упал и без того низкий уровень жизни.
В 1999-2000 гг. ситуация в экономике начала стабилизироваться. Рост курса доллара был остановлен, была достигнута договоренность о реструктуризации внешних долгов России. Правда, уровень зарплат в госсекторе и на большинстве частных предприятий так и не поднялся до прежнего докризисного уровня. Обострилась борьба между экономическими группами за наиболее доходные отрасли производства.
Чеченские войны. Еще до официального прекращения существования СССР, осенью 1991 г., в Чечне был осуществлен государственный переворот. Во главе республики встал Д.Дудаев, бывший генерал Советской Армии. Ни руководство СССР, ни впоследствии РФ не признали независимость мятежной республики, считая ее субъектом РФ. Это означало продолжение финансирования Чеченской республики по всем статьям производственного и социального обеспечения. Полученные средства руководство Чечни направляло на организацию и вооружение незаконных военных формирований. Способствовало этому процессу и наличие в Чечне огромных запасов вооружения, оставленного там частями СА. Не подчиняясь федеральному центру, Чечня стала постоянной угрозой безопасности РФ.
Желая ликвидировать этот очаг напряженности на Северном Кавказе и взять под контроль республику, правительство РФ негласно поддержало оппозиционные Дудаеву силы в Чечне. Однако в ходе гражданской войны между дудаевцами и их противниками последние были разбиты, что вынудило российское руководство пойти на силовое решение проблемы. Поводом ввода войск в Чечню послужил отказ Дудаева выдать пленных российских офицеров, воевавших на стороне его противников.
10 декабря 1994 г. в Чечню была введена группировка федеральных войск. Как было объявлено, целью военной операции являлись блокада Грозного, разоружение боевиков и восстановление на территории республики конституционного строя и правопорядка.
Начало военных действий в Чечне, наглядно продемонстрировало слабость военного руководства РФ. Нес-3 мотря на массовый героизм и высокий профессиональный уровень солдат и офицеров, из-за плохой подготовки и тактических просчетов федеральные войска смогли взять столицу Чечни - Грозный только в конце февраля 1995 г., ценой огромных потерь.
Противостоящие федеральным войскам чеченские боевики после потери Грозного и других крупных городов Чечни перешли к партизанской войне, руководил ими объявленный преступником Д.Дудаев.
В ходе полномасштабных боевых действий города И села Чечни были сильно разрушены, была уничтожена практически вся инфраструктура, большинство населения ie имело ни средств к существованию, ни работы. Эти обстоятельства вынудили правительство России выделить ia восстановление Чечни особую статью расходов.
В июне 1995 г. отряд боевиков под командованием UJ. Басаева совершил налет на г. Буденовск (Ставропольский край) и захватил в заложники всех находившихся в городской больнице и других жителей города. Ради спасения жизни заложников российское правительство выполнило все требования боевиков и согласилось начать мирные переговоры с представителями Дудаева. Но сложный переговорный процесс был сорван в октябре 1995 г. з результате покушения на командующего российскими войсками генерала А. С. Романова. Военные действия продолжились. Война выявила недостаточную боеспособность российской армии и требовала все больших бюджетных вложений. В глазах мировой общественности авторитет России падал. После провала операции федеральных войск в январе 1996 г. по обезвреживанию боевиков С. Радуева в Кизляре и с. Первомайском в России усилились требования прекратить военные действия. Промосковские власти в Чечне не сумели завоевать доверия населения и вынуждены были искать запиты федеральных властей.
Гибель Дудаева в апреле 1996 г. ситуации не изменила. 13 августе чеченские формирования фактически захватили Грозный. В этих условиях Ельцин принял решение о введении мирных переговоров, которые поручил вести секретарю Совета Безопасности А. И. Лебедю. 1996 г. в г. Хасавюрте (Дагестан) были подписаны мирные соглашения, по которым предусматривались полный вывод российских войск с территории Чечни, ведение всеобщих демократических выборов, решение по статусу Чечни откладывалось на пять лет. По неофициальным данным, число погибших во время войны составило 80 тыс. человек (в основном мирных жителей), Раненых - 240 тыс. Российская армия потеряла почти 25 тыс. человек.
По итогам выборов, состоявшихся в Чечне в конце января 1997 г., президентом республики стал бывший полковник Советской Армии А. Масхадов, сформировавший новый состав чеченского руководства, в основном из полевых командиров. Однако реальной полнотой власти А. Масхадов не обладал, что повлекло за собой превращение Чечни в бандитское государство, где правил не закон, а сила оружия.
В начале августа 1999 г. начался военный конфликт в Дагестане, спровоцированный чеченскими боевиками под командованием Басаева и Хаттаба. Отряды численностью около 2 тыс. человек захватили несколько сел в Ботлихском районе (на юго-западе Дагестана) под предлогом установления в этом регионе Северного Кавказа исламской республики. В конце августа боевики были выбиты из этого района федеральными войсками. Но конфликт начал разрастаться, охватив практически все приграничные с Чечней районы Дагестана.
Не надеясь на военную силу, боевики прибегли к терроризму: были заложены подрывные устройства и взорваны жилые дома в Буйнакске, Волгодонске и Москве, погибли сотни ни в чем не повинных людей. Это привело к возвобновлению боевых действий в Чечне.
Осенью 1999 г. федеральные войска вновь были введены в Чечню, После длительных кровопролитных боев российским войскам удалось взять штурмом Грозный и ряд других населенных пунктов Чечни. К началу мая 2000 г. практически вся территория Чечни перешла под контроль федерального центра. На освобожденной от боевиков территории стала возрождаться нормальная жизнь.
Внешняя политика . Распад СССР привел к появлению двух линий во внешней политике РФ: взаимоотношений с государствами ближнего (бывшие республики СССР) и дальнего зарубежья (весь остальной мир).
РФ и ближнее зарубежье. Внешнеполитический курс РФ в отношении стран ближнего зарубежья строился на принципах формирования нового типа сотрудничества, основанного на взаимном уважении и доверии. Важнейшей задачей на начальном этапе было определение круга общих задач и интересов.
СНГ оказался довольно рыхлой организацией, где каждый член союза «тянул одеяло на себя». К 1993 г. окончательно рухнула единая рублевая зона, каждое государство обзавелось своей валютой. Большой проблемой стал раздел некогда общего имущества Советской Армии, особенно негативные последствия имела неудачная попытка создать объединенные вооруженные силы СНГ.
В связи с проблемой раздела Черноморского флота и вопросом о статусе Крыма и Севастополя обострились отношения России с Украиной. Только в 1997 г. после больших уступок со стороны РФ были достигнуты договоренности по этому вопросу.
Определенная напряженность возникла и в вопросе сокращения ядерного оружия. На момент распада СССР ядерное вооружение базировалось на территории не только Российской Федерации, но и в Белоруссии, на Украине и в Казахстане. Три бывших советских республики декларировали свой безъядерный статус и обязались передать России находившееся на их территории ядерное оружие. Однако из-за осложнений российско-украинских отношений Киев долго оттягивал практическое осуществление передачи ядерного арсенала. Только в 1994 г. было подписано совместное американо-российско-украинское заявление о ликвидации ядерного потенциала на Украине и ее присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Наиболее тесные и добрососедские отношения установились между РФ и Белоруссией, создано единое экономическое пространство, заключен договор о создании союзного государства. Хочется верить, что процесс интеграции этих двух независимых государств будет продолжаться.
РФ и дальнее зарубежье. Помощь западных стран попавшей в тяжелое экономическое положение России заставила нашу страну некоторое время идти в русле их политики. Этот процесс имел как положительные, так и отрицательные стороны.
Так, в 1992 г. была подписана российско-американская Декларация об окончании «холодной войны» и заявлено, что обе державы более «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников». Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в соответствии с которым обе стороны согласились на значительные сокращения своих ядерных потенциалов (на 2/3) к 2003 г. В 1996 г. Россия вошла в Совет Европы. Из стран Европы были полностью выведены российские войска.
Однако очень скоро в отношениях между Россией и Западом наметился целый блок противоречий, в частности по вопросу о вступлении в НАТО бывших социалистических стран (Польши, Чехии и т.д.), по поводу бомбежек Югославии войсками НАТО, по чеченской проблеме. Большой отрицательный резонанс в мире вызвала попытка объединения России и европейских стран для создания противовеса США.
Эти противоречия вызвали некоторое охлаждение отношений. МВФ отказался продолжить политику предоставления кредитов РФ. Совет Европы приостановил членство РФ в этой организации, выставляя в качестве причины нарушение прав человека в Чечне, и т.д.
Югославский кризис. Одним из самых серьезных противоречий между Россией и НАТО была позиция но отношению к Сербии. После распада СССР в Югославии в 1990-1991 гг. наметились аналогичные тенденции. Сторонниками сохранения федерации выступили лишь Сербия и Черногория, остальные республики склонялись к конфедерации и полной независимости. Первой провозгласила свою независимость Словения, но особенно тяжело сербами было воспринято заявление Хорватии о выходе из СФРЮ, ведь на значительной части ее территории проживали сербы. Начались военные действия, вначале успешные для сербов, но из-за иностранного вмешательства Сербская Краина была практически очишена от сербов.
Конфликт продолжился в Боснии и Герцеговине, где после тяжелых сражений, этнических чисток и взаимных обвинений в геноциде под нажимом НАТО и ООН в 1995 г. были подписаны мирные соглашения. Контроль за соблюдением этих соглашений был возложен на силы ООН.
Следующим пунктом программы НАТО стало отторжение от Сербии автономного края Косово под предлогом зашиты интересов проживающих там албанцев.
В ночь с 23 на 24 марта 1999 г. авиация НАТО начала бомбардировки Сербии, в результате которых экономике страны и ее жителям был нанесен колоссальный ущерб. Косовский кризис вызвал крупнейший конфликт между НАТО и Россией после окончания «холодной войны».

8 декабря 1991 года президенты трёх государств-учредителей СССР Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич подписали Беловежское соглашение о прекращении деятельности СССР и создании Содружества независимых государств. 25 декабря 1991 года Горбачёв официально сложил с себя полномочия Президента СССР.
Российская Федерация стала правопреемником СССР. Первым президентом Российской Федерации стал Борис Николаевич Ельцин.
Политическое строительство сопровождалось радикальными экономическими реформами. 1 января 1992 года было отменено государственное регулирование цен. Результатом этого стала ликвидация дефицита потребительских товаров, но вместе с тем - гиперинфляция и массовое обнищание населения. Экономические реформы 1990-х также привели к резкому спаду экономики страны.
Первая чеченская война - боевые действия в Чечне и некоторых населённых пунктах соседних регионов российского Северного Кавказа между войсками России (ВС и МВД) и вооружёнными формированиями непризнанной Чеченской Республикой Ичкерия с целью взятия под контроль территории Чечни. Официально конфликт определялся как "меры по поддержанию конституционного порядка", военные действия назывались "первой чеченской войной". Конфликт и предшествующие ему события характеризовались большим количеством жертв среди населения, военных и правоохранительных органов, отмечались факты этнических чисток нечеченского населения в Чечне.
Несмотря на определённые военные успехи ВС и МВД России, итогами этого конфликта стали вывод российских подразделений, массовые разрушения и жертвы, де-факто независимость Чечни до Второй чеченской войны и волна террора, прокатившаяся по России.
3-4 октября 1993 года в Москве произошёл противоречащий действовавшей в то время Конституции разгон Верховного Совета. Этому событию предшествовало взаимное выражение недоверия между Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным и Верховным Советом. 9 октября 1993 года Президент незаконно прекращает полномочия советов народных депутатов всех уровней, а в декабре вступает в действие новая Конституция, окончательно закрепляющая смену общественно-политического строя на территории России.
В первой половине 1990-х большое количество предприятий было приватизировано: путём ваучерной приватизации, а также через залоговые аукционы. Тем не менее, это не помогло покрыть огромный государственный долг. В августе 1998 года произошёл обвал курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам. 17 августа Правительство России объявило о прекращении платежей по ряду обязательств, в том числе ГКО и ОФЗ. Дефолт 1998 года ещё более усугубил положение граждан, однако падение курса рубля повысило конкурентоспособность российской экономики. Начиная с 1999 года в России наблюдался экономический рост.
В 1999 г. происходит вторжение боевиков в Дагестан, которое фактически считается началом Второй чеченской кампании. В этом же году Б.Н. Ельцин подает в отставку и назначает исполняющим обязанности Президента РФ Председателя Правительства РФ В.В. Путина, который в 2000 году был избран президентом Российской Федерации (в 2004 - он был переизбран на второй срок).
В 2000-е годы в России был проведён ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная, банковская, монетизация льгот, реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. В сентябре 2005 года в России были запущены "Национальные проекты" для разрешения наиболее злободневных социальных проблем: здравоохранение, образование, жилищная политика и сельское хозяйство. В 2000-2008 годах в России наблюдался рост российской экономики, инвестиций, доходов населения, чему способствовали проведённые реформы, политическая стабильность, а также повышение цен на товары российского экспорта (особенно минерально сырьевой базы).
В 2008 году на пост президента Российской Федерации избирается Д.А. Медведев.
В 2012 году президентом Российской Федерации опять становится Владимир Путин, который на данный момент и является Нашим Президентом.