Домой / Приусадебные работы / На каком языке говорят манси. Манси — загадочные и аутентичные жители севера

На каком языке говорят манси. Манси — загадочные и аутентичные жители севера

Общая численность около 31 тысячи человек . Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах , примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областях.


История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви , а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами , . Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп , вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно. В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Традиции. Праздники и ритуалы

Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов!
Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .

Манси (манс, меньдси, моансь, устаревшее - вогулы, вогуличи) - малочисленный народ в России, коренное население Югры - Ханты-Мансийского Автономного Округа Тюменской области . Ближайшие родственники хантов .

Самоназвание "манси" (на мансийском - "человек") происходит от той же древней формы, что и самоназвание венгров - мадьяр. Обычно обзему самоназванию названию народа прибавляют название местности, откуда происходит данная группа, например, сакв маньсит - сагвинские манси. В обращении же с другими народами манси называют себя "манси махум" - манси народ.

В научной литературе манси вместе с хантами объединяются общим названием обские угры.

Численность населения

Согласно переписи населения 2010 года численность манси на территории Российской Федерации составляет 12269 человек.

Манси расселены в бассейне реки Оби, главным образом по левым ее притокам, рекам Конда, Северная Сосьва, а также в районе города Березова. Немногочисленная группа манси (около 200 человек) живет среди русского населения в Свердловской области на реке Ивдель под Тагилом.

Язык

Язык манси (мансийский) наряду с хантыйским и венгерским относится к финно-угорской группе урало-юкагирской семьи языков.

Среди манси выделяются несколько этнографических групп: северная с сосьвинским, верхнелозьвинским и с тавдинским диалектами, восточная с кондинским диалектом и западная с пелымским, вагильским, среднелозьвинским и нижнелозьвинским диалектами. Но расхождение между диалектами настолько велико, что это мешает взаимопониманию.

Письменность, как и хантыйская была создана в 1931 году на основе латиницы. С 1937 года письменность основана на кириллице.

Литературный язык основан на сосьвинском диалекте.

В современной России многие манси говорят только на русском языке, причем свыше 60% манси считают его родным.

Этногенез манси

Манси - представители уральской контактной расы, но в отличии от хантов, к которым они очень близки по многим параметрам культуры, включая общий этноним - обские угры, они являются более европеоидными и наряду с финскими народами Поволжья включаются в приуральскую группу.

Среди ученых нет единого мнения о точном времени образования мансийского народа на Урале. Считается, что манси и родственные им ханты, возникли при слиянии около 2-3 тысяч лет назад коренных неолитических племен таежного Приуралья и древнеугорских племен, входивших в состав андроновских культур лесостепья Зауралья и Западной Сибири (около 2 тысяч лет до н.э.).

На рубеже II и I тысячелетий до н.э. произошел распад угорской общности и выделение из нее предков хантов, манси и венгров. Венгерские племена со временем переместились далеко на запад, достигнув, в конце концов, Дуная. Манси были распространены на южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре. Ханты проживали к северо-востоку от них.

Начиная с конца I тысячелетия под влиянием тюркских, в том числе, татарских племен, затем коми и русских, манси стали переселяться на север, ассимилируя и вытесняя аборигенов-уральцев, а также хантов, которые продвигались дальше на северо-восток. В результате к XIV-XV векам ханты достигли низовьев Оби, манси граничили с ними с юго-запада.

Появление в Приобье нового (угорского) этнического элемента привело к столкновению идеологий. Уровень социально-экономического развития уральцев был значительно ниже угорского и не позволил аборигенам в полной мере воспринять привнесенные культурно-религиозные представления во многом почерпнутые от ирано-язычных племен. Это стало обоснованием дуально-фратриальной организации, при которой сложившееся сообщество состояло из двух фратрий. Потомки древних угров составили основу фратрии Мось, мифическим предком которой являлся Мир-сусне-хум - младший сын Нуми -Торума, верховного божества хантов и манси. Предком второй фратрии - Пор, больше связанной с аборигенами-уральцами, был другой сын верховного божества - Ялпус-ойка, которого представляли в образе медведя, почитавшегося уральцами с доугорских времен. Примечательно, что жены могли принадлежать только к противоположной по отношению к фратрии мужа половине общества.

Наряду с дуально-фратриальной существовала и военно-потестарная организация в лице так называемых "княжеств", некоторые из которых оказали вооруженное сопротивление русским. После присоединения Сибири к России царская администрация некоторое время мирилась с существованием угорских княжеств, но в конечном итоге все они были преобразованы в волости, главы которых стали именоваться князцами. По мере усиления колонизации численное соотношение манси и русских менялось, и к концу XVII века последние преобладали на всей территории. Манси постепенно переселялись на Север и Восток, часть была ассимилирована.

Быт и хозяйство

Традиционный хозяйственный комплекс манси включал охоту, рыболовство и оленеводство. На Оби и в низовьях Северной Сосьвы преобладало рыболовство. В верховьях рек основным источником существования была охота на оленя и лося. Существенное значение имела охота на боровую и водоплавающую птицу. Охота на пушного зверя также имеет у манси давнюю традицию. Рыбу манси добывали круглый год.

Оленеводство, заимствованное манси у ненцев, получило широкое распространение сравнительно поздно и стало основным занятием у очень небольшой части манси, главным образом в верховьях рек Лозьва, Северная Сосьва и Ляпин, где имелись благоприятные условия для содержания крупных стад. В целом же количество оленей у манси было невелико, их использовали в основном в транспортных целях.

Традиционным жилищем в дорусский период у манси была полуземлянка с различными вариантами крепления кровли. Позднее основным постоянным зимним, а иногда и летним жилищем манси стал срубный дом из бревен или толстых плах с двускатной крышей. Такой дом строился без потолка, с очень пологой двухскатной крышей, покрытой по деревянным планкам полосами выделенной бересты, сшитой в большие полотнища. Поверх бересты клали ряд тонких жердей - накатник. Крыша по фасаду немного выдавалась вперед, образовывая сени. В одной или обеих боковых стенках дома делали окна. Прежде зимой в окна вставляли льдины (вместо стекла), летом оконные отверстия затягивали рыбьим пузырем. Вход в жилище устраивался обычно во фронтонной стене и был обращен к югу.

Манси-оленеводы жили в чуме самодийского типа. В таких же чумах, крытых берестой, в низовьях Оби жили летом и манси-рыболовы. На охоте, на скорую руку, устраивали временные жилища - заслоны или шалаши из жердей. Делали их из ветвей и коры, стремясь лишь получить убежище от снега и дождя.

Традиционная женская одежда манси - платье на кокетке, хлопчатобумажный или суконный халат, зимой - двойная меховая шуба сахи. Одежда богато орнаментировалась бисером, нашивками из цветной материи и разноцветным мехом. Головным убором служил большой платок с широкой каймой и бахромой, сложенный неравным треугольником по диагонали. Мужчины носили рубахи, по покрою похожие на женские платья, штаны, пояса, к которым подвешивалось охотничье снаряжение. Верхняя мужская одежда - гусь, глухого покроя, туникообразный из сукна или оленьих шкур с капюшоном.

Главным средством передвижения зимой были лыжи, подбитые камусом или шкурой жеребенка. Для транспортировки груза пользовались ручными нартами. В случае необходимости их помогали тянуть собаки. У оленеводов были оленьи упряжки с грузовыми и легковыми нартами. В летний период основным транспортным средством служила лодка калданка.

Традиционная пища манси - рыба и мясо. Существенным дополнением к рыбным и мясным блюдам были ягоды: черника, клюква, брусника, черемуха, смородина.

Религия и верования

Традиционное мировоззрение манси основано на трехчленном делении внешнего мира: верхний (небо), средний (земля) и нижний (подземный). Все миры, по представлению манси, населены духами, каждый из которых выполняет определенную функцию. Равновесие между миром людей и миром богов и духов поддерживалось с помощью жертвоприношений. Главное их назначение - обеспечить удачу в промыслах, оградить себя от воздействия злых сил.

Для традиционного мировоззрения манси характерно также шаманство, преимущественно семейное, и комплекс тотемических представлений. Наибольшим почитанием пользовался медведь. В честь этого животного периодически проводились медвежьи праздники - сложный комплекс обрядов, связанных с охотой на медведя и поеданием его мяса.

С XVIII манси формально обращены в христианство. Однако, как и у хантов, отмечается наличие религиозного синкретизма, выражающегося в адаптации ряда христианских догм, при преобладании культурной функции традиционной мировоззренческой системы. До наших дней традиционные ритуалы и праздники дошли в измененном виде, их адаптировали под современные взгляды и приурочили к определенным событиям.


История народов Ханты и Манси

Ханты-Мансийский автономный округ: поселок Самарово

Советский Север

Возрождение Ханты-Мансийка как центра автономного округа

Население Ханты-Мансийского автономного округа

История города Пыть-Яха

Библиографический список

История народов Ханты и Манси


Как считают археологи, человек появился в Западной Сибири в VI - V тысячелетиях до нашей эры. Более древних, палеолитических, памятников здесь пока не обнаружено. Есть находки мезолитических орудий труда, например наконечники копий с кремневыми и костяными вкладышами. С их помощью человек охотился на зверя, добывая себе пищу. Более поздние памятники культуры предков хантов и других народов Западной Сибири - эпохи неолита и бронзы в III - II тысячелетиях до нашей эры - исследованы лучше.

Археологические раскопки проводятся на берегу Домашнего сора. Здесь три древних поселения, раскапывая одно из них, то, что ближе к пилораме. Углубления от древних могил или землянок, а также валы и рвы старинных городищ всегда примечали любознательные местные жители, особенно охотники.

Манси - народ, родственный хантам. Они очень близки между собой по культуре, много общего у них и в происхождении, и в истории, порой их трудно отличить друг от друга.

Обь - исконно хантыйская территория. Манси появились здесь поздно, уже в конце XIX века. На Обь, в район Березова, они пришли с Северной Сосьвы. В XIX веке началось перенаселение манси дальше на север и восток.

В Полновате большинство жителей представлено обскими хантами, поэтому и манси, давно здесь живущих, тоже считают хантами. Немалую роль играют и смешанные браки между манси и хантами. Ляпинские Ромбандеевы в похозяйственных книгах тоже записаны хантами. В районах, где соседствуют разные народы, часто приходится наблюдать путаницу в этнонимах.

Судя по фамилиям, можно считать, что манси передвигались с запада на восток и с юга на север, тесня в этих направлениях хантов. Этот процесс длился довольно долго, очевидно с XIII - XIV до начала XX века. Сначала, в XIII - XIV веках, это движение было связано с освоением земель коми-зырянами и русскими в Прикамье. Угорское население уходило от ясака, и от христианизации.

Позднее, в XV - XVI веках, русские стали осваивать землю по Уралу и в Зауралье. Вслед за промышленниками, купцами шли вольные переселенцы, миссионеры. Особенно известен своей миссионерской деятельностью Стефан Великопермский, обративший в крестьянство многих коми-зырян и манси.

На юг Западной Сибири еще в VI - IX веках из Казахстана и Алтая начали переселяться тюрки. Затем сюда пришли татаро-монголы. Части угорского населения (вероятно, это были ханты) по Туре Иртышу и их протокам, а часть вытеснили на север.

Большие миграции на север и восток производили и позднее, особенно в XVIII веке, когда под руководством христианской церкви в Сибири Филофея Лещинского проводилась массовая христианизация обских угров.

Таким образом, получается, что группа современных манси, живущих по Конде и Северной Сосьве, сформировалось сравнительно недавно: на Конде, вероятно, в XV - XVII, на Северной Сосьве - в XVII - XIX веках. Отсюда такое большое сходство в культуре манси и хантов.

Передвижение мансийского населения с запада на восток продолжается и поздней. Манси живут теперь на Нижней Оби, в низовьях Конды, на Козыме и Средней Оби в районе Самарова, на Назыме. В начале 60 - х годов в Березовском и Октябрьском районах по похозяйственным книгам числилось около 750 человек манси, а в Сургутском и Ханты - Мансийском районах более 60 человек. С низовий Конды они переселяются на Иртыш, где в 1962 году жило свыше 200 человек манси.

Это переселение было связано с развитием промышленного хозяйства на прибрежье Оби. На левобережье тогда имело значение лесная, нефтяная промышленность, на Конде, кроме того, - сельское хозяйство.

Но везде манси, как и ханты, живущие с другими народами - коми-зырянами, русскими украинцами, белорусами, татарами. Наиболее тесное и давнее соседство у манси с русским населением на Конде. Русские появились здесь, а также на Туре, Тавде в XVI веке.

Всю территорию Сибири коренное население не могло освоить. Подавляющая часть сибирских племен находилось на очень низком уровне хозяйственного и общественного развития. В основном это были рыболовы и охотники, на севере - оленеводы и лишь на юге скотоводы, некоторые занимались примитивным земледелием. Орудия и утварь из дерева, коры, кости и камня преобладали в их быту.

Большое значение в присоединении Сибири к России имело хозяйственное освоение территорий и ее природных богатств, развитие ее производственных сил. Здесь стали, распространятся более прогрессивные формы экономики (пашенное, земледелие, животноводство с оседлым образом жизни), ремесло, обрабатывающая промышленность, торговля. Производственная деятельность русского населения благотворно влияла на совершенствования хозяйства коренного населения Сибири.

Русский сибиряк, по общему представлению, - высокий, кряжистый богатырь. И хотя в Сибири много разных мужчин великороссов, в цело это представление правильное. Сибирь вначале заселяли в большей степени с севера России, где жили высокие голубоглазые блондины, и в меньшей - из средней полосы. В XVII веке это население осваивало таежную зону, частично двигаясь и на север в Тундру. А в XVIII веке особенно интенсивно стали обживать южные районы Западной Сибири. Здесь оседали крестьяне, занимающиеся земледелием.

Русские крестьяне принесли в Сибирь прочные трудовые традиции, многовековой опыт, наблюдательность и смекалку земледельца, любовь к земле, выносливость в борьбе с природой и стойкость перед невзгодами, деловой патриотизм и трезвый расчет. Сибирь - суровый край. Здесь закаляется и организм, и характер человека. Поэтому сибиряки издавна отличаются крепким телосложением, хорошим здоровьем, твердым характером привычным к суровым условием жизни.

Ханты - Мансийский автономный округ: поселок Самарово


Освоение русскими здешних мест началось в конце XVI века. Небольшой отряд казаков под предводительством сподвижника Ермака Богдана Брязги подошел на лодках к поселению остяцкого (хантыйского) князя Самара. По приданию, русский казак перехитрил Самара и его подданных, князь погиб одним из первых, и оставшиеся без управления войны сдались. Они принесли ясак и присягнули на верность московскому царю. Но заселение русскими людьми этой местности началось только спустя полвека, и связано оно было с тем, что Российскому государству, покорившему север Западной Сибири, необходимо было, закрепится на завоеванных территориях. К началу XVII века на карте появились города Березов, Сургут, Обдорск, Тобольск, Тюмень. Промежуточными пунктами на пути между Тобольском и Березовом должны были стать два яма - Демьянский и Сахаровский. В феврале 1635 года государь указал дьяку Пантелею Гирикову «прибрать» в поморских городах 100 человек ямщиков с женами и детьми и немедленно отправить их в Сибирь для поселения 50 человек в Демьянской волости и 50 под Сахаровскими городами. В 1637 году Сахаровский ям был заселен, поселились ямщики там, где казак Богдан Брязга победил войско князя Самара, «на правом берегу Иртыша, верстах в 20 от впадения его в Обь, у подножия довольно высоких гор Самаровских…». Они должны были обеспечивать транспортом и проводниками воевод и других официальных лиц, едущих в Сургут или Обдорск. Прибывшим вольным людям отвели земель «по 15 верст на все четыре стороны».

С этого времени в документах Самарово чаще стали называть «ямской слободой». На административно - почтовом языке того времени Самарово называлось так: «Самаровский ям, слобода Сибирской губернии Тобольской провинции, в Тобольском дистрикте ни восточном берегу Иртыша». Слобода была невелика, но в ней уже имелась деревянная церковь, освещенная в честь святого Николая Чудотворца, который считается покровителем путешествующих и плавающих людей. Ямщики ставили первые избы, строили пристань, обустраивали место у Самаровских гор. На их долю пришлись все тяготы неустроенной жизни и ямской службы.

В 1667 году Самаровский ям впервые появился на географической карте. В этом году по приказанию тобольского воеводы П. И. Годунова был составлен «Чертеж всей Сибири», на котором детально изображен бассейн Иртыша, отмечены города и остроги. Первое описание окрестностей Самарово относится к 1675 году, его составил Н. Г. Спафарий. Ямская слобода привлекала внимание путешественников, в конце XVII века здесь бывал посланник России в Китае Э. И. Идес. XVIII век принес жителям Самаровского яма много перемен. Новые дороги в Восточную Сибирь теперь переходили южнее, что вызвало сокращение перевозок по Иртышу. Извоз стал превращается во второстепенное занятие, основными статьями дохода становится рыболовство, охота и кедровый промысел. Население Самарово в XVIII веке по сравнению с XVII выросло более чем в два раза. Путешественники, проезжающие район Самарово, описывали быт и нравы жителей, просматривают старинные документы, предпринимают естественные и археологические поиски. В числе известных путешественников, прибывших в Самаровский слободе, - В.И. Беринг, Г.Ф. Миллер, И.Э. Фишер, Н.И. Делиль, Ш.Д. Острош, П.С. Паллас.столетие было ознаменовано несколькими административными изменениями, в конце века Самарово относилось к Тобольской провинции Сибирской губернии. Самаровская слобода стало крупным селом, центром Самаровской волости.

В 1838 году в Самарово было свыше 200 зданий, в том числе церковь, часовня, волосное правление, почтовое отделение, соляной и хлебный магазины, училище, питейные дома. К концу 80 - х годов XIX века усилиями исправника А. П. Дзерожинского в селе были расчерчены улицы, снесены постройки, мешающие движения, появились тротуары, это положительно отразилось на облике села, что дало повод князю С.Г. Голицыну, прибывшему в 1893 году в село, заявить, что «Самарово во много раз лучше Демьянского».

Административное устройство села в XIX веке выглядело так: существовало волосное правление, во главе которого стоял уважаемый, избранный жителями села голова. Ближайший высший административной инстанцией села был заседатель, который жил в Демьянском.

В середине и особенно во второй половине XIX столетия Самарово посетило много известных путешественников и исследователей. В 1876 году сюда прибыл командированный Императорской Академией наук для исследования Оби И.С. Поляков, в этом же году в Самарово побывали известный немецкие ученые доктор О. Финш и А. Брэм. В 70 - е годы не раз бывал в Самарово финский ученый А. Альквист. В 1873 году по пути в Тобольск Самарово посетил Его Императорское Высочество Великий Князь Алексей Александрович, третий сын царя Александра II. В память об этом событии купечество села собрало по подписки сумму в три тысячи рублей, проценты от которой пошли на стипендию, благодаря которой крестьянский мальчик Х. Лопарев смог поступить в Тобольскую гимназию. Продолжив образование в Петербургском университете, он стал видным ученым, автором книги «Самарово: Хроника, воспоминания и материалы о его прошлом».

В XX веке Самарово вступило с достаточно крепкой экономикой. Главным занятием населения к тому времени стала добыча рыбы, даров леса и их продажа. Появились владельцы крупных угодий, купечество. Далеко за пределами Самарово были известны фамилии местных купцов и рыбопромышленников - Шеймина, Соскина, Кузнецова, Земцова.

Эхо октябрьского переворота достигло Обского Севера в начале 1918 года. На Демьянском краевом съезде (январь 1918) была провозглашена Советская власть на всем Обском Севере.

В Самарово был образован Совет рабочих и солдатских депутатов. Летом 1918 года белогвардейский отряд арестовал весь состав Самарского Совета, в селе было восстановлено волостное правление. Большевики, ушедшие в подполье, активно противодействовали колчаковскому режиму. Установив связь с регулярными частями Красной Армии, партизаны отряда П.И. Лопарева 18 ноября 1919 года захватили село и сделали его своим главным опорным пунктом.

Вскоре на смену белому террору пришел красный. У многих зажиточных крестьян, купцов, рыбопромышленников национализировали сельхозугодия, орудия лова, забрали хлеб, скот. Это спровоцировало в 1921 году кулацко-эсеровский мятеж под лозунгом «За Советы без коммунистов». К весне 1921 года с мятежниками было покончено. Годы гражданской войны тяжело отразились на жизни населения Самарово. Старые экономические связи нарушились, остро ощущался недостаток хлеба и прочих привозных товаров.

Изучение и освоение Севера было частью ленинской программы реконструкции странны после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Широкое наступление на Север для использования выявленных здесь природных ресурсов, необходимых для развития народного хозяйства СССР, - одна из важнейших частей экономической стратегии Коммунистической партии Советского Союза в современный период.

В советской части СССР, наиболее суровой по природным условиям, крайне слабо заселенной, где до революции царили, по выражению В.И. Ленина, «патриархальщина, полудикость и самая настоящая дикость».

Проект создания на Обском Севере национальных округов был связан с необходимостью улучшения бедственного положения аборигенного населения. 24 - 29 июля 1922 года в Самарово состоялось I конференция народностей севера, но национальный округ был создан лишь спустя восемь лет. В 1923 году был образован Тобольский округ, в его состав вошло и село Самарово, сам же округ стал подчиняться Уральской области.

Созданы примышленные очаги о районы, построено много городов и рабочих поселков, ряд железных и автомобильных дорог, трубопроводов, созданы важнейшие базы страны по многом вида сырья и энергии; к социалистическому строительству приобщены ранее оставленные на века народности Севера, обреченные при царизме на постепенное вымирание.

Новый этап в жизни села начался в декабре 1930 года, когда вышло постановление ВЦИК об образовании Отяко-Вогульского национального округа. Вслед за этим Уральский облисполком принял решение о строительстве центра округа в урочище Большой Черемушник, в пяти километрах от села. Председателем оргбюро по организации был назначен уроженец Шадринского уезда Я. М. Рознин. Впоследствии он был избран председателем окрисполкома.

В 1935 году Отяко-Вогульск был отнесен к категории поселков городского типа, а село Самарово в эти же годы обрело статус рабочего поселка. В 1938 году в Отяко-Вогульске насчитывалось 7,5 тысячи жителей, в Самарово - около 4 тысяч. В 1940 году Отяко-Вогульск переименовали в Ханты-Мансийск, статус города он получил в 1950 году. В черту города включили и поселок Самарово.


Советский Север


С 1960-х годов стал развиваться как база геологоразведчиков. Но по многим показателям Хаты - Мансийск отставал от новых нефтяных городов. Первый пятиэтажный дом здесь появился лишь в начале 1980 - х годов.

В грандиозных масштабах здесь развернуто освоение тех видов природных ресурсов, которые особенно нужны народному хозяйству в условиях научно-технической революции в которых недостает или вовсе нет в экономически развитых районах страны, - нефти и газа, гидроэнергии, руд цветных металлов, алмазов и слюды, алюминийсодержащего сырья, лесных и других ресурсов. В процесс широкого освоения вовлечены огромные территории - север Западной Сибири, занимающий более 1,5 млн. км,² где создана главная база страны по нефти и газу. Тимано-Печорская нефтегазовая провинция, где развивается важная топливная база европейской части СССР. На Севере Восточной Сибири созданы и продолжают развивается крупнейшие базы страны по цветным металлам: никелю, меди, алюминию. Стройкой века по праву названа Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ), а на тяготеющей к ней территории, охватывающей 1,5 млн. км,² создаются крупные территориально-производственные комплексы для использования выявленного здесь разнообразного сырья. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы на период до 1990 года» предусматривается дальнейшее ускорение освоение ресурсов Севера для нужд народного хозяйства страны.

На одном из путевых стендов по дороге, ведущей от Норильска к месторождению никеля и меди - Талхану, есть надпись: «Север покоряется смелым». В ней, правда жизни, ибо освоение сурового Севера связано с преодолением огромных трудностей, в то же время в ней выражение романтики, увлеченности первопроходцев, мужественности людей.

Среди людей, ежегодно прибывающих на Север осваивать природные богатства, возводить новые стройки, преобладающая часть - молодежь. Большое количество северных строек - всесоюзные ударные комсомольские, причем это наиболее крупные и нужные для экономики нашей страны. Всесоюзные ударные комсомольские стройки - это Байкало-Амурская магистраль, месторождение нефти и газа севера Западной Сибири, крупнейший комбинат цветной металлургии в Норильске и многие другие. Некоторые стройки стали интернациональными. Так, стройка стран - членов СЭВ, над которой шествует ЦК ВЛКСМ, - Усть-Илимский целлюлозный завод, где в тесном содружестве вместе с советскими людьми трудятся посланцы разных стран социализма, в Коми АССР созданы советско-болгарские леспромхозы.

О том, какое значение придает КПСС освое6нию отдаленных районов нашей странны, сказано в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева на Торжественном заселении, посвященном шестидесятилетию Великого Октября. В нем только подведены итоги пройденного всемирно-исторического пути строительства социализма в нашей стране, но и той роль которую Коммунистическая партия отводит советской молодежи в осуществлении крупных комплексных программ развития народного хозяйства. «Они призваны, - говорится в докладе, - обеспечить будущие потребности народного хозяйства в нефти, газе, угле, черных и цветных металлах, лесе и прочих видах сырья». При этом особенно указывается: «Осуществление таких программ имеет и глубокий социальный смысл. Оно означает освоение многих отдельных районов страны, где поднимутся десятки новых городов, будут созданы новые культурные центры. Из нашего обихода окончательно исчезло само понятие «необжитая окраина». Нетрудно увидеть, что в число этих крупных программ входит и освоение огромных северных территорий.

И далее: «На великих стройках нашего времени с особой силой проявилась стойкость, созидательный порыв, идейная закалка советской молодежи. Продолжая славные традиции своих дедов и отцов, комсомольцы, девушки и юноши идут в первых рядах строителей коммунизма, мужают в труде, учатся управлять хозяйством, руководить делами общества и государства. В их руках - будущие страны. И мы уверены - это надежные руки».

Об особых назначениях ударных комсомольских строек и роли молодежи говорил Леонид Ильич Брежнев во время встреч при поездке по Сибирь и Дальнему Востоку. В своей речи на XVIII съезде ВЛКСМ он как пример шефства ВЛКСМ нам великими стройками указал на Тюменский Север, сказав: «Всего за десять лет мы превратим таежный край в нефтяную базу страны. …На днях ЦК партии приветствовал нефтяников Западной Сибири: они дали миллиард тонн нефти. Это большая трудовая победа. Честь и слава нашим северным добытчикам «черного золота!».

Многие юноши и девушки уже трудятся на многочисленных советских стройках, и в других местах на Севере. Десятки и сотни тысяч молодух людей вливались в их ряды: одни отправится в северные районы по путевкам Ленинского комсомола как лучшие из лучших, другие - окончив службу в рядах Советской Армии, третьи войдут в состав студенческих бригад. Чтобы принять активное участие в великом деле освоения Севера.

История Севера богата географическими открытиями, а в 70 - х годах - открытие многочисленных месторождений полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение. От освоения многих из них в большой мере масштабы и темпы развития экономики СССР.

Продвижение на Север, использование его богатств стало всенародным делом. Основные богатства Севера базируется на индустриальной мощи и трудовых ресурсах всего Советского Союза. В экономически разных районах нашей страны для северных строек и предприятий производились машины и оборудование, строительные конструкции, товары народного потребления, осуществлялись большие научные исследования, связанные с наиболее рациональным освоение и использованием ресурсов Севера.

Коммунистическая партия и Советское правительство всегда уделяло много внимания вопросам изучения и освоения Севера. Ленинский комсомол с первых лет индустриализации страны принимал активное участие в решении крупных задач развития его производительных сил.

Так осваивался Север и ныне самый богатый из районов нашей страны Ханты - Мансийка как центра автономного округ.

Возрождение Ханты-Мансийка как центра автономного округа


Но возрождение Ханты - Мансийка как центра автономного округа началось с 1993 года, когда окружная власть добилась права самостоятельно формировать свой бюджет, это явилось основой для принятия закона о городе Ханты - Мансийке как центре автономного округа. 1996 год войдет в историю города как год окончания строительства автомобильной дороги федерального значения, которая связала Ханты-Мансийск с «Большой землей». Хаты - Мансийский аэропорт переживает капитану реконструкцию, построена взлетно-посадочная полоса. После реконструкции здания аэровокзала, наземных сооружений аэропорт станет одним из самых удобных для пассажиров и обслуживающего персонала. Водные ворота города - речной вокзал. На протяжении трех веков речной транспорт был единственным для тех, кто хотел попасть в Самарово. Сейчас строится новое здание речного вокзала, претерпят изменения и примыкающие к речному вокзалу кварталы.

С обретением реального статуса окружного центра город стал активно строится, на центральных улицах появилось много общественных зданий: Дом юстиции, бизнес-центр, филиалы «Запсибкомбанка», компании «Юкос», «ЛУКойл», УВД, отделение Пенсионного фонда, Ханты - Мансийский банк, окружная больница, Центр искусств для одаренных детей Севера. И все это служит нуждам не только жителей города, но и всего округа.

Ханты-Мансийск развивается сегодня как административный, деловой культурный и спортивный центр округа. Здесь сосредоточена исполнительная окружная и законодательная власть, разместились структуры, без которых невозможно осуществлять управление округом. В администрации города разработана программа развитее столицы округа до 2010 года, объявлен конкурс на создание лучшего проекта застройки центральной части, в котором приняли участие ведущие проектные институты страны.

С начала 1993 года Ханты-Мансийск стал постоянным местом проведения российских и международных конкурсов на право разработки нефтяных месторождений.

В последние годы город заставил говорить о себе как о столице российского биатлона. На конгрессе международного Союза биатлонистов Ханты-Мансийск получил право на проведение первенства мира по биатлону среди юниоров в 2001 году и чемпионата мира в 2003 году. Горожане имеют возможность занимается не только зимними видами спорта, но и легкой атлетикой, боксом, баскетболом, волейболом, плаваньем, к их услугам два спортивных комплекса - «Дружба» и «Геофизик».

В Ханты - Мансийке действуют научные учреждения, старейшее из них - Обь-Тазовское отделение Сибирского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института рыбного хозяйства, образованное в 1927 году. В декабре 1991 года создан НИИ возрождения обско-угорских народов. Еще одно научное учреждение - Институт повышения квалификации и развития регионального образования. В 1993 году впервые за всю историю города были открыты два высших учебных заведения - филиалы Тюменской сельхозакадемии и Нижневартовского пединститута. Сегодня горожане и жители округа имеют возможность учится в Медицинском институте и филиале Сибирской Автодорожной Академии. В 1994 году в Ханты - Мансийские открыто отделение Петровской академии наук и искусств. Большую роль в сохранении духовности, приобщении горожан к истории края играет окружной краеведческий музей - Музей природы и человека. В 1997 году открыт филиал окружного музея - Дом мастерская художника Г. Райшева. Главной библиотекой города является государственная окружная библиотека. Начало книжной коллекции библиотеки положено в 1930-е годы, основы фонда составили книги, подаренные интеллигенцией города и Тобольским краеведческим музеем. Сегодня окружная библиотека - самое крупное книгохранилище города.

В Ханты-Мансийке не одно десятилетие существует окружной центр народного творчества, который решает задачу сохранения самобытной культуры северных народов собирает фольклорные материалы, устраивает выставки самодеятельных художников, мастеров декоративно-прикладного искусства. В Центре искусств для одаренных детей Севера, открытом в 1997 году. Вот так из простого поселка крестьян Самарово Ханты-Мансийский автономный округ стал не только экономически стабильным, но и самым богатым регионом страны.


Население Ханты-Мансийского автономного округа


Население Ханты-Мансийского автономного округа к началу 2003 года составит 1 миллион 449,6 тысяч человек. Такой прогноз озвучила представитель Департамента экономической политики округа Ольга Кокорина на прошедшей сегодня в Ханты-Мансийске конференции по вопросам демографии. Заявленная цифра больше данных начала 2002 года на 36,7 тысяч человек. Другими словами округ станет богаче на население небольшого городка или района. Точность прогноза можно будет проверить не раньше декабря, когда будут озвучены данные переписи населения в автономном округе. Примечательно, что оптимистичный прогноз прозвучал на фоне показателей, говорящих о сокращении населения страны. По словам представителя Министерства труда и социального развития РФ Ольги Самариной, в существующих социально-экономических условиях жителей России к 2016 году станет меньше на 9 миллионов человек.

Сегодня в Ханты-Мансийске начала свою работу научно-практическая конференция "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития".

В её работе принимают участие представители Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства труда и социального развития РФ, Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН, депутаты окружной Думы и члены Правительства Ханты-Мансийского автономного округа.

Своим мнением о проблемах и перспективах демографического развития Ханты-Мансийского автономного округа с участниками конференции поделился Губернатор Югры Александр Филипенко.

"За последние четыре десятилетия население автономного округа увеличилось в 12 раз. Естественно, чтобы разместить этих людей, обеспечить их необходимыми условиями для проживания надо сделать очень многое", - отметил Александр Филипенко, - "Выполняя социально-экономическую программу развития Ханты-Мансийского автономного округа, окружное Правительство исходит из того, что Югра - это место постоянного проживания людей. Мы обязаны обеспечить людям достойные уровень и качество для жизни. Только тогда можно говорить об устойчивом улучшении демографической ситуации в автономном округе".

Александр Филипенко подчеркнул, что наблюдаемая в настоящее время относительно благоприятная в сравнении с другими регионами страны демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе должна быть сохранена.

"В принципе она может быть улучшена за счёт интенсификации проводимых в округе социальных программ, прежде всего, в области здоровья и снижения смертности, особенно детской", - сказал Губернатор автономного округа, - "Этой же цели должны служить и разрабатываемые программы демографической политики, ориентированные на укрепление семьи, рост рождаемости и снижение смертности".

Участники конференции "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития" согласились, что Ханты-Мансийский автономный округ по демографическим параметрам находится в числе наиболее благополучных субъектов Федерации, поэтому опыт его специалистов особенно ценен.

Начальник управления социально-демографической политики и развития социальной защиты Министерства труда и социального развития Российской Федерации Ольга Самарина отметила, что "По прогнозам специалистов к 2016 году население России сократится по сравнению с нынешним периодом более чем на 9 миллионов человек и составит 134,8 миллиона человек. Надо понимать, что благоприятная демографическая ситуация составляет основу безопасности любого государства, а России в первую очередь.
После 2008 года количество населения нетрудоспособного возраста увеличится в два раза, а численность населения, вступающего в трудоспособный возраст - в два раза уменьшится. В этой ситуации мы уже ничего не можем изменить. Из 89 субъектов Федерации в нашей стране в 67 происходит ежегодное сокращение численности населения, в 27 регионах России число умерших людей превышает число родившихся в два раза.

Страна вступает в критическую полосу и, если не предпринимать никаких действий, то последствия могут быть просто непредсказуемыми.

Только 16 регионов России в 2001 году имели естественный прирост населения. Радует, что Ханты-Мансийский автономный округ также относится к регионам с благополучной демографической ситуацией. Это является результатом эффективности тех мер, которые здесь предпринимаются".

Численность населения Ханты-Мансийского автономного округа на 1 января 2002 года составила 1423,8 тысяч человек.

Значительные расходы округа на социальные нужды определили устойчивую положительную динамику показателей рождаемости и смертности. Число родившихся в 2001 году - 16,9 тысяч человек. В расчёте на 100 человек населения естественный прирост в 2001 году составил 5,1(в 2000 году - 4,5), уровень рождаемости - 12,2 (в 2000 году - 11,3), уровень смертности 7,1 (в 2000 году - 6,8). Превышение числа родившихся над числом умерших зарегистрировано во всех городах и районах округа, за исключением Берёзовского и Кондинского районов.

По итогам научно-практической конференции "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития" будут приняты рекомендации Думе и Правительству Ханты-Мансийского автономного округа.

ПоказательГородское населениеСельское населениеЧисленность мужчин644 35368 246Численность женщин657 57162 647

Национальный составРусские66,06%Украинцы8,60%Татары7,51%Башкиры2,50%Азербайджанцы1,75%Белорусы1,43%

ГородНаселениеСургут275 300Нижневартовск230 300Нефтеюганск94 800Нягань57 600Когалым53 700Радужный44 800Пыть-Ях41 200Мегион40 600Лангепас39 300Урай37 600Ханты-Мансийск36 900Лянтор31 500Югорск29 400Советский21 700История города Пыть-Яха


Нынешняя территория Ханты-Мансийского округа имеет историческое название Югорская земля. Югра издавна была известна русским, с XI в. сюда стали проникать новгородские купцы, торговавшие пушниной, застав у племен остяков и вогулов зачатки государственности. Так, среди государственных образований племен, населявших Югру, выделялось Пелымское княжество. Однако под напором русского освоения Сибири протогосударственные образования были смяты. Долгое время в российской истории край служил местом ссылки.

В 30-е гг. нашего века было теоретически доказано существование запасов нефти и газа на территории округа. Первая югорская нефть была добыта в 1960 г. около Шаима, первый газ - в 1963 г. близ Березова. С этих пор началось интенсивное промышленное освоение недр Ханты-Мансийского округа, который превратился в дальнейшем в основную базу нефтедобычи СССР, а затем России.

В состав ХМАО входит: Сургут, Нижневартовск, Нягань, Когалым, Радужный, Мегион, Лангепас, Урай, Ханты-Мансийск, Лянтор, Югорск, Советский, Нефтеюганск, Пыть-Ях.

Одними из наиболее важных нефтяных городов ХМАО являются городов братьев являются Нефтеюганск и Пыть-Ях.

Город расположен на площади 70 квадратных километров. Численность населения составляет более 41 200 тысячи человек.

Возникновение города связано с открытием в 1965 году Мамонтовского месторождения нефти. С 1970 года началась его разработка. Месторождение это считается в Западной Сибири вторым после Самотлора по запасам нефти.

О романтике тех дней приятно размышлять где-нибудь на берегу Черного моря. А на берегу Большого Балыка, когда столбик термометра зимой опускался до минус пятидесяти, работать было очень тяжело.

В 1970 году поселок представлял собой хаотичное скопление балков и вагончиков с многочисленными деревянными мостками и мостиками через болота, окружавшие Мамонтово. Все удобства - на улице. Все развлечения - рыбалка, охота и грибы. Но и в этих условиях нефтяники из Тюмени, Куйбышева, Казани и Уфы жили, добывали нефть, строились, растили жизнь.

Так было, когда "черное золото", плескавшееся у мамонтовцев буквально под ногами, стоило дешевле газированной воды. И лишь много позже было официально признано, что дешевая нефть достается северянам слишком дорогой ценой.

История города Пыть-Яха началась с того, что на берегу реки Большой Балык, в 155 километрах от города Нефтеюганска, 1 января 1968 года была организована первая вышкомонтажная контора бурения, с целью разработки Мамонтовского месторождения.

января 1971 года был образован Мамонтовский поселковый Совет народных депутатов Нефтеюганского района. На 1 января 1980 года на территории Совета находилось уже три поселка: в южной части территории - поселок Южный Балык, а в центре - поселок Мамонтово и поселок Пыть-Ях.

марта 1980 года правительством было принято решение о застройке поселков Мамонтово, Пыть-Ях и высажен первый строительный десант в количестве 10 тысяч человек. Поселки Мамонтово, Пыть-Ях, Южный Балык практически слились между собой, образовав единую административную единицу. 8 августа 1990 года был организован город Пыть-Ях.

Сегодня у города есть почти все необходимое для нормальной жизни: благоустроенное жилье, больница, Дома культуры, магазины, школы, детские сады, спортзалы. Возводится современный больничный комплекс, достраивается Дом творчества, открывается этнографический центр народов Севера.

За территорией города проходит автомагистраль, соединяющая его с Нефтеюганском, Тобольском, Тюменью. В черте города находится станция Пыть-Ях Свердловской железной дороги. Ближайшая пристань - "Нефтеюганск" на расстоянии 60 километров. Воздушная связь - аэропорт, находящийся на территории города Нефтеюганска.

Все это составляет лицо города, города со своей архитектурой, железной дорогой, нефтяными качалками на окраинах и неповторимой историей.

Библиографический список

ханты манси народ

1.С.Ю. Волжина. Ханты-Мансийский автономный округ в лицах датах и фактах. - Тюм.: Издательство Ю. Мандрики, 2000.

2.З.П. Соколова. Путешествие в Югру. - М.: Мысль, 1982.

.С.В. Славин. Советский Север. - М.: Просвещение, 1980.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Манси - это загадочная северная народность, начавшая историю еще со времен неолита. Вокруг нее ходит множество мифов и легенд: от слухов о непереносимости алкоголя до страшных шаманских ритуалов, которые проводятся и по сей день.

Где живут

Основная территория обитания современных манси - Ханты-Мансийский автономный округ, часто называемый Югра, по названию угорских народов, его коренных обитателей. Больше всего представителей народности - от 300 до 700 человек - проживает в городах Ханты-Мансийск, Нижневартовск и Тюмень, поселках Кондинское, Игрим, Междуреченский, Саранпауль, Сосьва, Шугур, Березово.
Незначительное количество так называемых «уральских манси» обитает в северной части Свердловской области - около 200 человек. Кроме того, семья манси живет в государственном заповеднике «Вишерский» на территории Пермского края. Несмотря на то, что эти места считаются исторической родиной народа, в современном мире именно северные регионы Западной Сибири ассоциируются с манси.
Сейчас порядка 80% манси полностью ассимилировались и живут в городах или поселках, 60% из них считают русский язык родным, и лишь 13% свободно говорят на мансийском. Коренному населению Севера оказывается материальная поддержка, при необходимости бесплатно предоставляется собственное современное жилье. Представителям народности, поддерживающим традиционный уклад жизни, безвозмездно выделяются земельные участки в пользование, площадь которых составляет несколько сотен тысяч гектаров.

Численность

По данным переписи 2010 года, число представителей народа составляет 12 269 человек. На протяжении последнего столетия его численность имеет тенденцию увеличения: в 1924 году было зарегистрировано всего 5754 манси.

Название

Манси - это самоназвание народности, происходящее от прафинно-угорского слова *mańćɜ, обозначающего одновременно «человек» и «мужчина». Интересно, что похожее слово выбрали в качестве собственного названия и венгры: magyar. Также оно находит параллели в наименованиях родов хантов - «маньть» и «мась», и самих манси - «Мо̄сь». В русском языке слово «манси» не склоняется, из него образовано прилагательное «мансийский». Представителей народности называют «мансиец» и «мансийка».
В средние века и в период последующего освоения Урала и Сибири манси знали под именем «вогулы» - оно было закреплено за ними вплоть до 1920-1930 годов XX столетия. Это название происходит от хантыйских слов u̯oɣaĺ, u̯oɣat́. По одной из версий, называть их так стали по названию местной реки Вогулки. По другой - из-за отчаянного и кровожадного характера, поскольку перевод слова близок к значению слова «дикий».

Язык

Язык манси входит в обширную группу финно-угорских языков и, по исследованиям, больше всего схож с венгерским. До революции письменности у народа не существовало: лишь устное творчество и рисунки. Первый алфавит на основе звучания был создан в 1931 году: в нем использовались буквы латинского алфавита.
Однако в конце 30-х годов его переписали, взяв за основу русский язык. В семидесятых прошла еще одна его модернизация: были добавлены буквы, обозначающие длинные гласные. Сегодня мансийский язык изучают в начальной школе в ареале проживания и в Югорском университете.

История

Считается, что племена, заложившие основу национальной особенности манси, появились в предгорьях Урала еще за 2-3 тысячи лет до нашей эры. Позднее они перебрались за Уральские горы, где на их развитие значительно повлияли обитавшие здесь иранские народности. Основной памятник тех лет находится на территории современного Пермского края: это знаменитый вишерский Писаный камень. Он представляет собой стену с наскальными рисунками и росписями, сделанными прародителями современных манси.


Первые зафиксированные контакты с аборигенами случились еще в XI столетии, когда до уральских земель доходили новгородцы. Отдельные племена манси в то время входили в состав Кондинского, Сосьвинского, Ляпинского и Пелымского княжества. Обилие природных богатств и желание присвоить новые территории не раз приводили русских в эти края. Сначала из-за их набегов манси покинули предгорья Урала и перешли в южную и среднюю части Западной Сибири. Считается, что именно в этот период к неолитическим уграм присоединились угорские племена из Азии, сформировав знакомую нам сегодня мансийскую народность.
В XVI-XVII веках Обь-Иртышские земли были присоединены к Московскому княжеству, после чего началось активное переселение сюда крестьян для освоения новых территорий. В результате одновременно начались притеснения коренных жителей, борьба с ними за территорию и попытка обратить в христианскую веру. Это привело к столкновениям, а затем к уходу аборигенов в холодные северные части региона.

Внешность

Внешность манси отражает в себе черты коренных угорских народов неолитической эпохи в сочетании с прошедшими через степи Азии и Казахстана угорскими племенами. К особенностям внешности современных представителей можно отнести:

  • рост до 160 см у мужчин и женщин;
  • хрупкое телосложение;
  • волосы прямые, черные или темно-русые, плотной структуры;
  • складка века, прикрывающая слезный бугорок, ярко выраженного монгольского типа;
  • в основном темные глаза;
  • широкий разрез рта, прямая форма и небольшая толщина губ;
  • подбородок заостренный или округлый, средневыступающий;
  • борода и волосы на теле растут не густо и медленно;
  • форма головы - неширокая и невысокая.

Одежда

Национальный костюм манси из-за естественных особенностей климата отличался обязательным наличием теплой верхней одежды. Ее шили из оленьих шкур женщины, в качестве иголки и нитки использовали рыбьи кости и жилы. Из шкур оленей, убитых в летнее время, шили мужские малицы, вывернутые мехом внутрь или легкие женские шубы. Поскольку дамы основное время проводили дома или занимались собирательством, утепленная одежда им была ни к чему.


К зиме олени обрастали густым мехом с невероятно теплым подшерстком, поэтому из животных, убитых зимой, делали дорожную одежду. Она представляла собой глухую по крою длинную парку с вывернутым наружу мехом: она надевалась после малицы. Для повседневного использования шубы делали длиной по колено. Из кожи, снятой с оленьих конечностей, делали варежки и обувь

Нательная одежда мужчин состояла из чулок, в которые заправлялись меховые штаны, и рубахи из крапивы или выменянной у купцов ткани. Летом наряд добавлялся лузанами - разноцветными накидками из сукна с разрезами по бокам, с капюшоном и без рукавов. Охотники использовали похожие лузаны, но без капюшона.

Летняя обувь делалась из кожи без меха и закреплялась вокруг голени с помощью специальных шнурков. Одежда обязательно подпоясывалась кожаными поясами, украшенными цепочками из металла или костей. Они считались талисманами, приносящими удачу, а носить их могли только мужчины. В случае опасности, например, перед ураганом или во время охоты, пояса выбрасывались в озеро или в лес, чтобы задобрить духов природы.

Мужчины носили кольца, которые были сакральными и часто упоминались в фольклоре как помощники для достижения целей или поиска верного пути. Любопытна и их прическа: волосы не стригли, а заплетали в две косы, располагавшиеся по бокам и скреплявшиеся по низу цепочкой.


Женская одежда состояла из длинного платья прямого кроя, поверх которого надевался распашной халат. На голове обязательно носили платок, ходить с непокрытой головой считалось неприличным. Ворот и манжеты украшались бисером, по подолу нательной и верхней одежды пришивались яркие полоски ткани или меха отличающегося оттенка. Интересны орнаменты, среди которых встречались такие узоры, как:

  1. Вариации на тему оленьих рогов
  2. Ромбовидные узоры, вытянутые в полосу
  3. Шишки
  4. Схематичные изображения дома и солнца
  5. Изображения лебедя, гуся, гагары.

Интересно, что вышивка отличалась преобладанием темных, но насыщенных цветов. Среди них черный, коричневый, глубокий зеленый, синий.

Мужчины манси

Само название «манси» означает одновременно «человек» и «мужчина», что уже говорит о значении и роли последнего в жизни племени. Мужчина отвечал за все, что происходило вне дома: охота, рыбалка, торговля, скотоводство. Обладал он и исключительными правами общения с духами. Только представители сильного пола могли быть шаманами, участвовать в религиозных обрядах, делать жертвоприношения.

Женщины манси

Роль женщины манси заключалась в обустройстве домашнего быта: на ее плечи ложилось все внутри дома. Она должна была разжигать и поддерживать огонь, протапливать дом, готовить еду, шить одежду, присматривать за детьми и домашним скотом. Женщин не допускали на тайные шаманские ритуалы, не разрешали проводить их самим.
Так, в каждом доме на задней внешней стене устанавливался оберег. Женщине нельзя было не только к нему прикасаться, но и обходить дом, а также спать в ближайшей к нему части жилища. Во время медвежьего праздника выступать с сакральными обрядами, песнями и танцами могли только мужчины. Мансийкам же приходилось на это время прикрывать лицо, чтобы не смущать духов.
Однако, несмотря на это, согласно легенде, именно самка-медведица произвела на свет первого манси, а медведь у большинства родов считался священным животным. По этой причине и по сложившемуся порядку женщин в народности не обижали, а в семьях старались жить мирно. Одними из главных их задач было рождение здорового потомства и сохранение верности мужу. Долгое время бесплодие считалось уважительной причиной для многоженства.


Жилище

Во время обитания на склонах Уральских гор манси жили в невысоких одноэтажных срубах, часто с земляной крышей. В деревянных избах продолжают жить и сегодня представители народности, живущие на Урале. С уходом на север стали строить более основательные жилища, которые утеплялись изнутри шкурами, а щели затыкались ягелем.

Летом во время охоты и рыбной ловли, часто происходившей вдали от основного жилища, из бересты строились временные конусообразные чумы. Манси-оленеводы сооружали просторные чумы, покрытые оленьими шкурами. Поскольку эти представители народности вынуждены были кочевать, перегоняя стада, жилища были временными.
Это не влияло на их качество: внутри всегда было тепло и просторно, а на плечи женщины ложились обязанности по обустройству быта. В центре избы или чума устанавливался особый открытый очаг, сложенный из бревен, обмазанных глиной. Дым из жилища уходил через вентиляционное окошко в крыше дома или небольшое отверстие в верхней части чума. Еду готовили на огне прямо в доме, иногда костер разжигали на улице, вблизи чума.


Жизнь манси

Основные занятия манси - охота, рыболовство и собирательство: именно этим занимались коренные неолитические угорские народы, проживавшие здесь исконно и пришедшие с предгорий Урала. Рыбу ловили сетями и силками, но придерживались поверья, что детенышей убивать нельзя, поэтому сети не делали слишком узкими. Основное место добычи - река Верхняя Сосьва, где до сих пор вылавливают сосьвинскую селедку, во все времена считавшуюся деликатесной.
Манси в больших количествах добывали муксун, нельму, стерлядь, осетров, налимов, щук, которых продавали русским купцам. Сегодня некоторые семьи манси занимаются массовым выловом и поставкой рыбы, добывая в год до нескольких сотен килограммов.
Неизменный источник питания народности - собирательство. Ежегодно они собирали огромный урожай шишек сибирского кедра, необыкновенно вкусных и питательных, которые служили семьям подспорьем на протяжении всей зимы. Осенью находили вкусные северные ягоды: клюкву, бруснику, морошку, голубику.
Охотились манси с помощью луков. Это оружие считалось священным, женщинам запрещалось его трогать и переступать через него. Охота была запрещена на сакральных животных, к которым относились в разных родах выдры, бобры, гуси. Поскольку языческие верования манси строились на уважении к природе, нельзя было убивать детенышей зверей и беременных самок.
Оленеводством в основном занимались потомки пришедших с юга угров-кочевников, остальные же семьи использовали оленей в качестве личного транспорта, выращивали для еды и одежды. Традиции оленеводства сохранились и по сей день: самое большое стадо насчитывает порядка 20 тысяч голов.


Культура

Основное проявление культуры манси - создание музыки и сочинение песен. Изучая историю народа, ученые смогли насчитать более 20 видов музыкальных инструментов. Большинство из них струнные, создавались на основе ассоциаций с животными. Например, семиструнный инструмент похожий на арфу - лебедь. Большой пласт фольклора составляют песни:

  • сакральные
  • походные
  • военные
  • прославляющие героев
  • сатирические
  • посвященные предкам
  • песни-заклинания
  • любовные
  • песни-клятвы

Следующий важный элемент культуры, становления менталитета и самобытности - легенды и сказки. Особое значение имеют шаманские и священные сказки, в которых рассказывается о религии, происхождении и устройстве мира, даются важные установки социальных ролей. Часто между собой делились захватывающими бытовыми и героическими сказаниями. Их основная особенность - интересный, но порой очень запутанный сюжет. Герои этих рассказов умные, хитрые, находчивые и сильные, одерживающие победу над врагами и злыми силами.

Религия

Изначально, как и большинство пранародов, обские угры имели много богов, каждый из которых олицетворял силу природы. Так, верховным богом был Нум-Торум, подземным миром правил дух Куль-Отыр. Полум-Торум был покровителем рыб и птиц - основного источника еды, а Калтащ-эква считалась богиней земли и плодородия.


Есть у манси и своя легенда создания мира. Они верили, что все сущее разделено на три сферы: земную, водную и воздушную. Именно поэтому главную роль играет водоплавающая птица гагара, способная перемещаться во всех трех. Она много раз ныряла на дно единого океана и доставала оттуда кусочки ила, из которых в итоге и получилась суша.
Официально более 80% манси исповедуют христианство, однако на практике оно тесно переплетено с языческими поверьями. Так, Николая Угодника они отождествляют с Нум-Торумом, а Деву Марию - с богиней земли Калтащ-эква. Существуют эклектичные и жутковатые ритуалы: например, мазать губы изображениям на иконах кровью животных, чтобы попросить у святых помощи.

Традиции

Традиционный праздник манси носит название «медвежий». Его проводят каждый раз, когда убивают медведя, которого считают священным, чтобы задобрить его дух и примирить с охотником. Подготовка начинается еще в лесу: животное протирают от крови и грязи, кладут на носилки, чтобы голова находилась между лап.
Заходя в деревню, мужчины поют ритуальные песни и окуривают себя. Женщины начинают готовить кушанья, приглашаются гости из соседних деревень. Если убита медведица - праздник с застольем, песнями и ритуалами длится 4 дня, если медведь - 5 дней. Это связано с верованием манси, что у женщины 4 души, а у мужчины 5, и каждую из них необходимо почтить. В жертву приносят оленя: его череп вывешивают на видное место на все время праздника.

Характер

В средние века манси считали отважными войнами, кровожадными и беспощадными, за что и прозвали их вогулами, что значит «дикие». Однако многовековое притеснение народа, навязывание христианской веры, желание обмануть и завладеть бесценными запасами пушнины и рыбы наложили на характер его представителей серьезный отпечаток.
В конце XIX века в журнале «Природа и люди» их описывали ленивыми и безынициативными, предпочитающими отдыхать и наблюдать за происходящими событиями со стороны. Часто можно было видеть ситуации, когда в доме не было еды, а мужчины манси предпочитали играть в карты и курить трубку. Однако отмечались и положительные их качества: гостеприимство, сострадание и сдержанность.


Манси даже в разгар веселья редко улыбались, сохраняя на лице задумчивое и даже слегка угрюмое выражение со сжатыми губами и мрачным глубоким взглядом исподлобья. Эти особенности народа не раз упоминались и в фольклоре. В мужчине ценилась сосредоточенность, рассудительность и настороженность. В женщинах редко превозносили красоту и веселый нрав: главное, чтобы она была трудолюбивой, сдержанной и хозяйственной.
Этнографы отмечают и такую черту характера манси, как хитрость. По свидетельствам российских и заморских купцов, приезжавших к аборигенам за ценной пушниной, манси не спешили сразу демонстрировать весь свой товар. Сначала они показывали ничем не примечательные образцы, постепенно доставая из запасов все более ценные экземпляры меха. Возможно, что подобное поведение было также признаком осторожности: продавец сначала присматривался к покупателю из присущей ему настороженности.
Еще одно свойство, которое было замечено за аборигенами, - невоздержанность в алкоголе. Долгое время существовал миф, что северные народы генетически предрасположены к пьянству, однако ученые опровергли эту информацию. Возможно, увлечение коренных жителей севера веселящими напитками связано с отсутствием устойчивости к ним. В отличие от южных регионов, изобилующих виноградниками, на севере не было подходящего для производства алкоголя сырья. К манси он попал лишь с приходом русских и иностранных купцов, которые, заметив особенность их организма, выменивали на водку ценнейшую пушнину, шкуры оленей и медведей.

Известные манси

Один из известных представителей народности манси - боксер Руслан Проводников, который сейчас не живет на родине, однако часто делится рассказами о своем происхождении. Удивительно, но знаменитый художник Василий Кандинский также имеет мансийские корни по отцу. Фамилия их рода образовалась от именования известного рода правителей Кондинского княжества.

Малочисленный народ манси продолжает сохранять традиционный уклад жизни, борется за сохранение языка и особенностей культуры. Богатое историческое прошлое, сохранившиеся до сегодняшних дней обычаи и невероятный фольклорный запас оставляют ученым этнографам широкое поле для исследований.

Видео

Манси - народ, составляющий коренное население Это финно-угорский народ, являются прямыми потомками венгров (относятся к угорское группе: венгры, манси, ханты).

Первоначально народ манси жил на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы. В научной литературе народ манси вместе с народом ханты объединяются общим названием обские угры.

В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях — юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей. Наиболее известные из них: Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтиярова, Юрта Пакина (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеватпауль), Юрта Курикова и др. Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижай (ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель, а также в посёлке Умша (см.фото).

Жилище манси, посёлок Тресколье

Заготовка бересты

Нянькур - печь для выпекания хлеба

Лабаз, или Сумьях для хранения пищи

Сумьях семьи Пакиных, река Пома. Из архива исследовательской экспедиции "Манси - лесные люди" туристической компании " "Команды Искателей Приключений"

Этот фильм снят по материалам экспедиции "Манси - лесные люди" "Команды Искателей Приключений (Екатеринбург). Авторы - Владислав Петров и Алексей Слепухин с большой любовью рассказывают о нелегкой жизни манси в постоянно меняющемся современном мире.

Среди ученых нет единого мнения о точном времени образования мансийского народа на Урале. Считается, что манси и родственные им ханты возникли при слиянии древнего угорского народа и коренных уральских племен около трех тысяч лет назад. Угры, населяющие юг Западной Сибири и север Казахстана по причинам климатического изменения на земле вынуждены были кочевать на север и дальше на северо-запад, в район современной Венгрии, Кубани, Причерноморья. За несколько тысячелетий племена угров-скотоводов пришли на Урал, перемешались с коренными племенами охотников и рыболовов.

Древний народ разделялся на две группы, так называемые фратрии. Одну составляли угры-пришельцы «фратрия Мось», другую — аборигены-уральцы «фратрия Пор». По обычаю, сохранившемуся до наших дней, браки должны заключаться между людьми из разных фратрий. Происходило постоянное смешение людей для предотвращения вымирания нации. Каждую фратрию олицетворял свой идол-зверь. Предком Пор был медведь, а Мось — женщина Калтащ, проявляющаяся в образе гусыни, бабочки, зайчихи. До нас дошли сведения о почитании зверей предков, запрете охоты на них. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, народ манси активно участвовал в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре. У каждой фратрии на протяжении долгого времени существовало свое центральное молебное место, одним из которых является святилище на реке Ляпин. Там собирались люди из множества паулей по Сосьва, Ляпин, Обь.

Одним из самых древних святилищ, дошедших до наших дней, является Писаный камень на Вишере. Оно функционировало долгое время — 5-6 тысяч лет в эпохи неолита, энеолита, средневековья. На почти отвесных скалах охотники рисовали охрой изображения духов и богов. Рядом, на многочисленных природных «полочках» складывали подношения: серебряные пластины, медные бляшки, кремневые орудия. Археологи предполагают, что в рисунках зашифрована часть древней карты Урала. Кстати, ученые предполагают, что многие названия рек и гор (например, Вишера, Лозьва) являются домансийскими, то есть имеют гораздо более древние корни, чем принято считать.

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае, были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна-кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский. Мансийская письменность существует с 1931 года. Русское слово "мамонт" предположительно происходит от мансийского «манг онт» — «земляной рог». Через посредство русского это мансийское слово попало в большинство европейских языков (в англ. Mammoth).


Источники: 12,13 и 14 фото взяты из серии «Суйватпауль, весна 1958 года», принадлежат семье Юрия Михайловича Кривоносова, известнейшего советского фотографа. Он много лет работал в журнале "Советское фото".

Сайты: ilya-abramov-84.livejournal.com, mustagclub.ru, www.adventurteam.ru